по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кормишкина Людмила Александровна
Национальная безопасность / nota bene, 2022-3
Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д. - Экологическое инвестирование - мощная "опора" для поступательного и устойчивого роста постпандемической экономики России c. 28-44

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.3.38346

Аннотация: Обосновывается объективная потребность в экологическом инвестировании для преодоления воспроизводства антиустойчивых экологических тенденций в современной экономике России и её постпандемического восстановления. Экологические инвестиции, отвечающие критериям глобальной ESG-повестки, позиционируются как ответственные, по своей сути, и преобразующие - по функциональной роли. Представлены оригинальные научные суждения о воздействии таких инвестиций на динамику и интенсивность "зеленых" инноваций (новые технологии, производственные процессы, цепочки поставок, способные решать вопросы переработки отходов и промышленного воспроизводства сырья из отходов ресурсов, а также использование альтернативных источников энергии и т. д.), которые способны генерировать долговременный и устойчивый рост совокупной факторной производительности (TFP) и обеспечить разикальные преобразования экономической системы, связанные со становлением "зеленой" циркулярной экономики.   Построены регрессивные модели (кривые роста) для нынешней отечественной экономики с учетом объемов экологического инвестирования, подтверждающие гипотезу о "слабости" этого процесса в РФ, в том числе из-за отсутствия существенных изменений в государственной экологической политике. Сформирован минимально необходимый экономический инструментарий государственной политики в области стимулирования экологического инвестирования в России в целях постпандемийного восстановления ее экономики и обеспечения долговременного устойчивого роста TFP. Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие теории эндогенного экономического роста благодаря учёту влияния экологического инвестирования, которое изначально ориентировано на эффективное использование природного каптала, на максимальное вовлечение отходоресурсов в хозяйственный оборот, замену традиционных технологий производства экологически чистыми или низкоуглеродными, улучшение экосистем, на производственный потенциал экономики, на качество окружающей среды и социальные изменения.
Национальная безопасность / nota bene, 2021-4
Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д. - Экологическое инвестирование в России: аналитическая ретрооценка, ограничители и механизмы его экономического стимулирования c. 69-83

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.4.36411

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью своевременного перехода от потребительской модели экономического роста к инвестиционной в интересах сохранения потенциала роста экономики на длительный период даже в условиях планетарных проявлений масштабных экологических вызовов. В качестве предпосылки и "драйвера" экономического роста авторы позиционируют экологическое инвестирование, адекватное известным целям устойчивого развития на период 2016-2030 гг., являющееся "ответственным" по своей сути и "преобразующим" - по функциональной роли. Цель исследования заключается в проведении аналитической ретрооценки состояния экологического инвестирования в Российской Федерации в 2000-2019 гг. и выявлении его ограничителей, в определении эффективных механизмов его экономического стимулирования. Методологическая основа исследования представлена комплексом процедур и методов, позволяющих получить объективные выводы об объекте изучения, в частности: формирование баз статистических данных, необходимых для анализа;интеллектуальный анализ данных (Data Mining) с инструментальной поддержкой программного пакета Statistica; многофакторый регрессионный анализ. Построены регрессионные модели ресурсного потенциала экологических инвестиций, которые подтверждают необходимость создания таких нормативно-правовых и финансово-экономических условий, при которых хозяйствующим субъектам будет выгодно инвестировать в сокращение своего экологического следа. На основе изучения и обобщения лучших мировых практик в области государственной поддержки и применяемых современных рыночных инструментов развития экологического инвестирования даны предложения по созданию комплексного механизма его экономического стимулирования в России. Такой механизм успешно сочетает в себе методы и инструменты как позитивной, так и негативной мотивации, меры заинтересованности и ответственности.
Национальная безопасность / nota bene, 2021-3
Кормишкина Л.А., Ермакова Э.Р. - К вопросу об измерении национальной линии бедности c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.3.35821

Аннотация: В статье исследуются особенности феномена бедности в постсоветской России как одного из ключевых социальных индикаторов достигнутого уровня благосостояния и устойчивости развития страны. Предмет исследования – социально-экономические отношения, обусловливающие сохранение масштабной абсолютной и относительной бедности и чрезмерного социального неравенства в стране. Цель исследования – выявить ограничения существующей методики определения бедности; доказать, что применение современной методики приводит к занижению величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. В данном исследовании были использованы следующие основные методы – формирование баз данных, необходимых для отображения абсолютной и относительной линий бедности в России и других странах мира за 2000-2019 гг.; интеллектуальный анализ (Data Mining). Информационной базой при этом послужили официальные данные Росстата, Евростата, usa.gov, МВФ, Всемирного Банка, справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; ежегодные отчёты Credit Suisse Institute, World Inequality Lab; инфографика информационно-аналитического портала Knoema. В ходе проведенной аналитической ретроооценки динамики основных показателей уровня бедности в РФ установлено существенное расхождение между её официальной и реальной линиями, которое искажает фактическую картину бедности, препятствует разработке эффективной стратегии преодоления бедности, что придаёт этому феномену хронический характер. Опираясь на современный зарубежный опыт по содействию снижению бедности, а также на научные и практические разработки российских ученых и специалистов в этой области, обоснованы радикальные меры по снижению бедности в РФ. Даны предложения по корректировке государственной политики по содействию снижению бедности в современной России с учётом необходимости преодоления чрезмерного социального неравенства.
Национальная безопасность / nota bene, 2020-1
Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д., Королева Л.П., Ермакова Э.Р. - Европейский опыт измерения социальной справедливости c. 53-68

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.1.32084

Аннотация: Целью исследования является обзор комплексных индикативных систем и индексов, используемых в ЕС и позволяющих дать многокритериальную оценку социальной справедливости, в интересах адаптации положительного европейского опыта в России. Информационную основу исследования составили данные Европейской комиссии по социальным индикаторам ЕС, материалы монитора социальной интеграции в Европе и независимого фонда частного права Bertelsmann по составляющим индекса социальной справедливости; данные двухлетнего отчета Организации экономического сотрудничества и развития «Society at a Glance». Для достижения поставленной цели были использованы общенаучные методы исследования: метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. В исследовании проведен сравнительный анализ наиболее комплексных систем социальных показателей, используемых в европейской практике, определены их достоинства и недостатки, а так-же методологические проблемы применения в условиях действующей системы российской статистики. Предложено адаптировать и использовать в российской практике методологию расчета многокритериального индекса социальной справедливости.
Налоги и налогообложение, 2016-1
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Налогообложение богатства: взгляд в контексте обеспечения неоиндустриального развития и инклюзивного экономического роста

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.1.17326

Аннотация: В статье обосновываются основные направления трансформации налогообложения богатства в России с позиции неоиндустриальной экономической парадигмы и обеспечения инклюзивного экономического роста. Указывается на корреспондирование принципов неоиндустриализации с постулатами концепции инклюзивного роста, их взаимодополняющий характер в решении задач, связанных с переходом от экспортно-сырьевой модели роста ВВП к всеобъемлющему (инклюзивному) устойчивому экономическому развитию. Предлагается расширить трактовку объекта налогообложения имущества в России с категории роскошь до категории богатство. В целях гармонизации налоговых систем налоги на богатство определяются в соответствии с Классификацией налогов на собственность, закрепленной Руководством по статистике государственных финансов МВФ для развитых стран в 2014 г. Сравнительный анализ вклада налогообложения богатства в ВВП и налоговые доходы бюджетов 8 стран ОЭСР и России подтверждает вывод о неполноценности использования регулирующего потенциала налогообложения богатства в российской экономике. На основе иерархии налогов по степени совместимости с экономическим ростом обосновывается значимость в современных условиях применения налогов на богатство не только в качестве ограничителя имущественного неравенства и стимула более эффективного использования крупных состояний, но и как противовеса возможных негативных последствий налогового стимулирования неоиндустриального развития. В ближайшей перспективе предлагается возврат к взиманию налога на наследование и дарение, а в долгосрочной перспективе (при построении адекватной системы международного администрирования) - использование налога на чистую стоимость богатства.
Налоги и налогообложение, 2015-7
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Фискальное регулирование рециклинга автотранспортных отходов при переходе к неоиндустриальному развитию

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.7.15717

Аннотация: Переход к неоиндустриальному развитию требует построения эффективной системы переработки отходов и рециркуляции ресурсов. Это позволит как изменить качество экономического роста, стимулировать НИОКР и инновации. Так и преодолеть его экологические ограничения, улучшить качество жизни населения. Одним из основных элементов данной системы является рециклинг автотранспортных отходов. Финансовую основу для развития индустрии авторециклинга в России обеспечивает утилизационный сбор. Средства от его поступления используются для субсидирования как инфраструктурных проектов, так и расходов отдельных предприятий по утилизации. В связи с этим задача исследования – оценить результаты фискального регулирования рециклинга автотранспортных отходов в России и определить основные направления его совершенствования при переходе к неоиндустриальному развитию. В статье сопоставляется вклад автомобильной промышленности и индустрии рециркуляции отходов в экономику ЕС и РФ. На примере многолетней практики развития авторециклинга в странах ЕС в соответствии с требованиями Директивы End of Life Vehicles Directive исследуется целевое и функциональное назначение утилизационных сборов. На основе сопоставления прогнозных и фактических показателей объемов субсидирования авторециклинга и аккумулируемого в федеральном бюджете утилизационного сбора дается оценка результативности его взимания в России. По итогам проведенного исследования сделан вывод о наличии разрыва между теорией и практикой взимания утилизационного сбора в России, проявляющегося в нехарактерных для данного платежа функциях: протекционистской и экологической на этапе эксплуатации автомобиля, а не утилизации. А также ежегодно растущего разрыва между объемами поступающего утилизационного сбора и субсидирования расходов на утилизацию, который демонстрирует дисфункцию платежа как стимула развития индустрии авторециклинга. Предложены основные направления совершенствования фискального регулирования развития авторециклинга в России в свете необходимости обеспечения условий для неоиндустриализации.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-3
Кормишкина Л.А., Королева Л.П. - Оценка налогового маневра с позиции парадигмы неоиндустриального развития России

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.3.15620

Аннотация: Ключевой проблемой реализации идей неоиндустриализации в России является глубокий разрыв между добывающей и обрабатывающей промышленностью, которые и явились объектом исследования в статье. Проведение масштабных неоиндустриальных преобразований требует мобилизации достаточного объема финансовых ресурсов, что актуализирует преобразования в системе налогообложения, обеспечивающей большую часть собственных доходов бюджета любого уровня. В связи с чем предметом исследования выступили налоговые инструменты регулирования добывающей, обрабатывающей промышленности и нефтяной отрасли. Задача исследования состоит в оценке рациональности проводимой государством налоговой политики в контексте необходимости перехода от экспортно-сырьевой модели экономики к неоиндустриальной. Использованы методы статистического анализа и графического представления результатов исследования. Проведены анализ показателей использования ВВП за период с 1995 по 2014 годы и оценка налогового вклада добывающей и обрабатывающей промышленности в бюджетную систему за период с 2006 по 2014 годы. В качестве критериев оценки использованы абсолютные и относительные показатели поступления налоговых платежей, налоговых льгот по бюджетообразующим налогам с организаций. Исследование приоритетов налоговой политики РФ и проведенный анализ статистической информации демонстрируют увеличение преференциальности налогового режима нефтяной отрасли в посткризисный период 2008 года, что проявляется в сокращении налоговой нагрузки, в проведении налогового маневра при отказе от введения мер налогового стимулирования промышленности. Главным негативным последствием данной тенденции является неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности, которая может усилиться в результате отмены экспортных пошлин и повышения цен на нефтепродукты внутри страны. Необходима переориентация налоговой политики с маневра в нефтяной отрасли на стимулирование неоиндустриального развития экономики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.