по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ли Гэнь
Litera, 2021-4
Ли Г. - Геокультурный образ Маньчжурии в повести М. Пришвина «Жень-шень» c. 135-144

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.4.35230

Аннотация: Статья посвящена изучению геокультурного пространства Маньчжурии в повести «Жень-шень» М. Пришвина. В начале 1930-х годов писатель участвовал в этнографической экспедиции на Дальний Восток. Являясь профессиональным этнографом и высококвалифицированным агрономом, художник пристально вглядывался в природу Маньчжурии, интерпретируя ее одновременно с позиций «европейской» (рационалистической) и «восточной» (мифологической) картин мира. «Геокультурный дуализм», образовавшийся в результате контакта двух разноприродных культур, расширил границы произведения, раскрыв в нем широкое философское содержание: проблему сотворчества природы и человека. В статье приводится перечень геокультурных маркеров восточной провинции Китая и дается подробное истолкование художественного содержания всех аутентичных атрибутов древнекитайской культуры (среди них: олень-цветок, панты, жень-шень и проч.). Предлагается интерпретация основных философских концептов произведения: «родственного внимания» китайского традиционализма, концепта сотворчества человека и природы; отдельное внимание уделяется натурфилософским воззрениям М. Пришвина. Выводы разворачиваются на материале зоологических, ботанических и сезонно-климатических описаний Маньчжурии. Новизна научного исследования заключается в культурологической и философской интерпретации заглавного символа – «корня жизни». «Жень-шень» стягивает на себя весь смысловой заряд произведения и сводит воедино его геокультурный план. Весь геокультурный инвентарь, собранный по итогу проведенного исследования (натуралистические заметки о жизни пятнистых оленей, ботанические и энтомологические наблюдения Пришвина, уклад древнекитайской культуры), включается в диалектическую структуру центрального символа, подразумевающего конструктивное взаимодействие восточной и западной типов миросозерцания. «Корень жизни» как созидательный потенциал, раскрываемый в акте индивидуального творчества, есть первоначальное единство человека («жень») и природы («шень») в процессе усовершенствования мироздания. Для подтверждения этой гипотезы в статье привлекаются методы культурологического анализа поведения главного героя, переживающего нравственный перелом в ходе общения с носителем китайской мифологической культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.