по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кузьмин Андрей Валентинович
Философская мысль, 2022-2
Кузьмин А.В. - Возможность армиллярной сферы и космология Анаксимандра c. 24-37

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.2.28829

Аннотация: Статья посвящена выявлению основополагающих принципов философского объяснения бытия Неба – Космоса – Вселенной, согласно учению Анаксимандра (ок. 611–546 до н.э.). Рассмотрена проблема определения специфики философского объяснения бытия Неба – Космоса Анаксимандра и его влияние на формирование структуры космографической и зодиакальной модели. В статье также представлены ответы на вопросы: в чём специфика философской стадии познания Космоса и её отличие от мифологической стадии; как основополагающие принципы и космологическая модель влияли на создание ранней астрометрической модели Неба – Космоса (армиллярной сферы). В настоящей работе впервые использован компаративистский анализ источников, относящихся к предмету исследования, метод сравнительного анализа моделей Неба–Космоса–Вселенной дотеоретического и теоретического периода, а также проведён критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных учёных. Впервые осуществлена реконструкция возможных технических прототипов фрагментов космологической модели Анаксимандра и самоценных фрагментов армиллярной сферы; впервые выявлены основополагающие принципы бытия Неба модели Неба – Космоса Анаксимандра. В представленном исследовании также впервые показана связь возможности создания механической модели небесных кругов с образными описаниями неба в античных литературных источниках.
Философия и культура, 2017-3
Кузьмин А.В. - Онтология Универсума (Экзистенциальные представления об античном Космосе в XVII веке, на основе анализа первой таблицы “Гармонии Космоса” А. Целлариуса) c. 16-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.3.19238

Аннотация: Статья посвящена анализу одного из примеров переосмысления древних моделей, состоявшегося в середине XVII века. В частности, на основе рассмотренного нами примера, в статье показано, как в начале, так называемого “Нового времени”, начал совершаться переход от “открытия” Космоса к “конструированию” его, в том числе, “исторических” (“прошлых”, “уже ранее известных”) моделей. В статье, также, показано, каким, порой причудливым, образом, в реконструкциях моделей, бывших в своё время, значительными достижениями греческой аналитической мысли, в XVII веке, могли быть перемешаны базовые принципы описания Космоса, сформулированные философами V в. до н.э – II в. н.э. В работе использован сравнительный анализ источников, относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных учёных Осуществлён анализ принятой в истории науки интерпретации “системы мира Птолемея” А. Целлариуса, основанный на детальном исследовании её фрагментов, на предмет их соответствия базовым принципам моделей Космоса, зафиксированных в письменных источниках. Основные выводы статьи заключаются в том, что исследованная интерпретация “системы мира Птолемея”, по существу, не является изображением, иллюстрирующим систему мира Птолемея, но представляет собой некий синтетический образ созданный в середине XVII века, основанный, с одной стороны, на вольной образной интерпретации античных источников, с другой, – на эстетике барокко. В результате “Системы мира Птолемея” А. Целлариуса становится своеобразным символом, полностью утратившим связь с образом мира, изначально сформированным во II в. н.э. К. Птолемеем.
Философия и культура, 2016-2
Кузьмин А.В. - Греческий зодиак и возможность существования зороастрийской карты созвездий

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.14626

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности зороастрийской карты созвездий. Особое внимание уделено сравнительной интерпретации реконструированной П. Апианом зороастрийской карты неба и традиционной карты греческого неба. В статье также рассматривается вопрос финальной стадии формирования двенадцатеричного Зодиака, развивается понятие “зодиакальной прописи”. В статье также даётся оценка графической реконструкции 1533 г. как источнику, отражающему суть традиции созвездий сложившейся в период культурного контакта носителей астрономических знаний Древней Месопотамии с представителями зерванитской религиозной традиции. В работе использован сравнительный анализ источников, относящихся к предмету исследования, критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных исследователей. В статье впервые показана возможность существования зороастрийской карты созвездий и возможность её влияния на формирование греческой традиции созвездий. Основные выводы статьи заключаются в том, что фиксация Зодиака в его завершённом (фактически – современном) виде, происходит во время взаимодействия зороастрийской и месопотамской культуры.
Философия и культура, 2015-11
Кузьмин А.В. - Онтологическая возможность ранних космологических моделей и происхождение зодиакальных созвездий

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.12972

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности зодиакальной модели Космоса. Особое внимание уделено формированию восьмичастной (предзодиакальной) и финальной двенадцатеричной (зодиакальной) модели. Формирование последней произошло уже в период письменной истории. В статье развивается понятие “зодиакальной прописи” как “прописи бытия”. Рассмотрены вопросы о внутренних взаимосвязях различных зодиакальных моделей, их значение в процессе открытия модели Космоса – армиллярной сферы. В статье также даётся оценка значения астрономии как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В работе использован сравнительный анализ источников относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных учёных. Осуществлена попытка реконструкции истории возникновения и фиксации зодиакальных созвездий, основанная на критическом анализе отечественных и зарубежных исследований. На основе предпринятого анализа рассмотрена возможность существования предзодиакальной и зодиакальной моделей Космоса. Основные выводы статьи заключаются в том, что двенадцатеричный Зодиак возник в результате поэтапного формирования, на протяжении значительного интервала времени, начало которого восходит к шестому тысячелетию до н.э., а финал фиксируется в период письменной истории. Тогда же (в финале формирования) Зодиак “разделился” на два неравнозначных понятия: созвездий Зодиака и знаков Зодиака.
Философия и культура, 2015-9
Кузьмин А.В. - Онтологическая возможность созвездий пегаса и малого коня (Ритуал, карта созвездий и вопрос существования космологической модели бронзового века)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.12376

Аннотация: Статья посвящена реконструкции элементов космологических воззрений в обществах, не перешедших рубеж фазы господства философии. Согласно предлагаемой идее, основные элементы космологических представлений, сформировавшихся в дописьменный период, присутствуют в ритуале “принесения в жертву коня”. Осуществлена попытка реконструкции истории возникновения и фиксации ритуала жертвоприношения (основанная как на историко-научных, так и на археологических источниках), как экзистенциальной космологической модели бронзового века. Рассмотрено отражение этой модели в письменных источниках (в ведических текстах). В работе использован сравнительный анализ текстовых и иллюстративных источников относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных учёных. На основе предпринятого анализа рассмотрена возможность существования моделей Космоса в третьем тысячелетии до н.э. Основной вывод статьи заключаются в том, что на рубеже IV–III тысячелетия была сформирована идея “творения космоса из жертвы небесного коня” и в тоже время произошла фиксация этой идеи в символах созвездий северного неба.
Философия и культура, 2015-5
Кузьмин А.В. - Ранние “открытия” и “модели” Космоса

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.11543

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности ранних моделей Космоса. Особое внимание уделено самой первой модели, которая могла сформироваться в “эпоху господства мифа”, а также началам зодиакальной модели. Отдельно рассмотрен вопрос о взаимодействии “новых” и “старых” моделей Космоса и возможности существования первой (то есть – одновременно “не новой” и “не старой” или “нулевой”, – “не имеющей предшествующей”) модели. В статье также рассматривается понятие метакосмографии и онтологическая возможность карты созвездий в различные эпохи. В работе использован сравнительный анализ археологических и исторических источников, относящихся к исследуемому периоду и опубликованных ранее отечественных и зарубежных результатов их исследований. Осуществлена попытка реконструкции ранних (дописьменных) моделей Космоса, основанная на авторской интерпретации значения опубликованных археологических памятников и критическом анализе их предшествующих отечественных и зарубежных исследований. На основе предпринятого анализа предложена новая онтологическая модель первой (“не имеющей предшествующей”) космологической модели и первой солнечно-горизонтной (протозодиакальной) модели. Основные выводы статьи заключаются в том, что в культуре мезолита и протонеолита существовали самодостаточные комплексы мифологемных символических знаковых систем, фиксирующих основные ритмически повторяющиеся последовательности небесных явлений. Последние в свою очередь были зримой основой не только ранних календарных систем, но и космологических моделей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.