по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пигалев Сергей Александрович
Философия и культура, 2020-5
Пигалев С.А. - Детектив в культуре: эволюция жанра и кризис культурной парадигмы модерна c. 21-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.33073

Аннотация: Предметом исследования является феномен детективного повествования и его эволюция в контексте развития социокультурного проекта модерна. Последний рассматривается нами как сложная система, фундаментальные принципы которой пронизывают всю ткань европейской культуры, порождая, в частности, такое явление, как детективный сюжет. Анализ разновидностей последнего призван углубить понимание специфики модерна и природы охватившего его кризиса. Герменевтический анализ дает нам возможность выйти за рамки узко дисциплинарного рассмотрения соответствующих текстов, позволяя обнаружить в феномене детективного повествования неочевидные пласты. Исходным методологическим пунктом выступает концепция В. П. Руднева, выявившего взаимосвязь между детективными сюжетами и господствующей гносеологической парадигмой.   В результате герменевтической работы с соответствующими текстами мы выделяем четыре уровня детективного повествования: онтологический, гносеологический, антропологический и этико-нормативный. В классическом (аналитическом) детективе реальность описывается соразмерной человеческому разуму (онтологический уровень), расследование предстает как строгий анализ (гносеологический уровень), сыщик выступает «частным мыслителем», дистанцированным как от общества, так и от самого преступления (антропологический уровень), а само преступление трактуется как отклонение, нарушающее гармонию рационального порядка (этико-нормативный уровень). В этом смысле классическое детективное повествование предстает отражением метанарратива модерна, направленного на построение завершенной системы, исключающей Другого. В то же время, кризис оснований модерна с необходимостью отражается в метаморфозах детективного жанра. В экзистенциальном и прагматическом детективах реальность не рациональна, а границы между нормой и девиацией размываются. Эта ситуация может быть описана как разочарование в метанарративе – она указывает на неспособность современной культуры адекватным образом выполнять свои фундаментальные функции. Другой укореняется в культурном пространстве, однако само это пространство принципиально не упорядочивается, существуя по принципу постмодернистской анархии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.