по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Серов Юрий Эдуардович
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2023-6
Серов Ю.Э. - Уничтоженный шедевр: черты позднего оркестрового стиля П.И. Чайковского на примере его симфонической баллады "Воевода" c. 37-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.6.69555

Аннотация: Предметом настоящего исследования является позднее оркестровое произведение величайшего русского композитора П.И. Чайковского – симфоническая баллада по стихотворению А.С. Пушкина «Воевода». Объектом исследования становятся черты оркестрового стиля композитора, его художественная трансформация в позднем периоде творчестве, неодолимая тяга к развитию, самосовершенствованию, познанию. Уничтоженная автором и восстановленная по голосам партитура таит в себе множество интересных профессиональных деталей, открытий, интенсивно перекликается с сонорными идеями ХХ века. Автор подробно рассматривает композиционную структуру баллады, ее тонально-гармонический план, динамические указания автора, ее оркестровку. Особое внимание уделяется новаторским композиторским методам Чайковского, его мастерству, его вниманию к мельчайшим инструментальным деталям, ко всему, что должно помочь исполнителю раскрыть замысел творца, прочесть произведение так, как оно задумано автором. В статье использованы следующие методы научного исследования: сравнительно-аналитический, структурно-функциональный, а также культурологический метод. Автор статьи привлекает к исследованию литературно-текстологический и музыкально-текстологический методы, а также опирается на фундаментальные положения общеисторической методологии научного исследования, в частности, – социокультурного, историко-хронологического, биографического. Основными выводами проведенного исследования становится мысль о неисчерпаемости симфонической партитуры как авторского текста, как художественного высказывания, требующего тщательной и всесторонней проработки, как книги, которую необходимо внимательно прочесть перед началом репетиционного процесса. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ симфонической баллады Чайковского сквозь призму современного исполнительского восприятия. Точка зрения и профессиональные оценки практикующего дирижера, опора на малейшие и тончайшие знаки и символы музыкального текста необычайно важны в наше время, когда качество исполнения симфонического произведения не всегда соответствует авторскому замыслу. Новизна исследования заключается в пристальном рассмотрении ранее недостаточно хорошо изученной части творческого наследия гениального отечественного композитора. Симфоническая баллада Чайковского «Воевода» трудно рождалась, но заслуживает внимания музыкантов и исследователей музыки в не меньшей степени, чем другие его широко известные программные оркестровые сочинения.
Философия и культура, 2022-4
Серов Ю.Э. - Обновление отечественного симфонизма 1960-х годов в творчестве молодых ленинградских композиторов c. 9-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37840

Аннотация: Предметом исследования является период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На советскую музыкальную сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Эпоха перелома диктовала новую реальность, требовала нового художественного мышления, генерировала многообразные творческие идеи. Панорама отечественной музыки была довольно пестрой, многое в искусстве появлялось и исчезало весьма стремительно, на музыкальную сцену возвращался стилевой плюрализм, утраченный на заре Советской власти. Особое внимание в исследовании уделяется сочинениям композиторов ленинградской школы — С. Слонимского, Ю. Фалика, Л. Пригожина и В. Гаврилина. Все они открыли новые стилистические горизонты и вобрали в свою звуковую орбиту основные тенденции современной музыки, включая завоевания западного авангарда.   Научная новизна работы состоит в том, что автор рассматривает яркие и самобытные сочинения молодых ленинградских авторов в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» композиторов-«шестидесятников». Основным выводом статьи становится мысль о том, что рассматриваемый нами период музыкального обновления 1960-х оказался предельно насыщен сложнейшей и разновекторной проблематикой: идейной, общеэстетической, музыкально-стилевой. С. Слонимский, Ю. Фалик, Л. Пригожин, В. Гаврилин стали бесспорными лидерами в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а их произведения-«символы» в полной мере отобразили напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов.
Философия и культура, 2022-2
Серов Ю.Э. - Первая симфония Бориса Тищенко: на пути к «новым берегам» (к вопросу об обновлении отечественного симфонизма в 1960-е годы) c. 13-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37517

Аннотация: Предметом исследования является период советской музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими художественными достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Статья посвящена симфоническому творчеству выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко. Особое внимание в исследовании уделяется его Первой симфонии. Она появилась на свет, когда ее автору было всего двадцать два года. С пылкостью и творческим жаром Тищенко ворвался в советское музыкальное пространство, заявив о себе как о большом и самобытном таланте. Его, во многом стихийное, звукотворчество шло в ногу со временем, в унисон с глобальными переменами, случившимися в отечественном симфонизме. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает Первую симфонию композитора в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место Тищенко — самого молодого из поколения «шестидесятников» — в борьбе за «новую музыку». Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко оказался одним из лидеров в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а его ранняя Первая симфония в полной мере отобразила напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов и открыла путь к «новым берегам» в симфонической музыке того времени.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2022-2
Серов Ю.Э. - Музыка Б. Тищенко к документальным фильмам С. Шустера (к вопросу о коренном обновлении отечественного симфонизма в 1960-е годы) c. 11-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.2.37784

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматривается его музыка для документальных фильмов режиссера С. Шустера «Суздаль» (1964), «Палех» (1965) и «Северные этюды» (1968). Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, переформатирования самих основ композиторского мышления, обогащения звуковой палитры с помощью средств современного музыкального авангарда. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции.   Основным выводом статьи становится мысль о том, что музыка Б. Тищенко к документальным фильмам 1960-х годов аккумулировала в себе самые свежие идеи периода обновления в отечественном искусстве. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение трех малоизвестных партитур композитора в контексте интенсивного поиска «новой музыки». Новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает сочинения композитора сквозь призму стилевых и языковых новаций 1960-х годов, доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
Философия и культура, 2021-10
Серов Ю.Э. - Новаторские тенденции в симфоническом творчестве советских композиторов 1960-х годов и Третья симфония Б. Тищенко. Часть 2 c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.10.36786

Аннотация: Предметом исследования является период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. В первой части статьи автор подробно остановился на нескольких ключевых симфонических произведениях Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, Ю. Фалика, Н. Каретникова, на общей характеристике периода. Во второй части рассматриваются произведения А. Шнитке, Л. Пригожина. Особое внимание в исследовании уделяется Третьей симфонии Б. Тищенко, открывшей новые стилистические горизонты и вобравшей в свою стилистическую орбиту основные тенденции современной музыки, включая завоевания авангарда.   Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает выдающуюся Третью симфонию Тищенко в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из поколения «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста Б. Тищенко. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко оказался одним из лидеров в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а его Третья симфония в полной мере отобразила напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов.
Культура и искусство, 2021-9
Серов Ю.Э. - Музыка балета «Ярославна» Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма 1960–1970-х годов c. 29-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36470

Аннотация: В статье исследуется музыка балета «Ярославна» выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Б. Тищенко (1939–2010). Написанный и поставленный в 1974 году, балет стал одним из самых значительных музыкальных свершений тех лет. В исследовании делается акцент на том, что Тищенко сочинял «Ярославну» во всеоружии современных оркестровых средств выразительности, опираясь на древнерусский текст «Слова о полку Игореве». Тищенко не стремился стилизовать свое сочинение, но приблизил слово безымянного летописца к нашей эпохе. Важными для композитора стала не только семантика и стилистика текста, но, прежде всего, его нравственно-этическая составляющая.   Тищенко создавал балет «Ярославна» будучи уже зрелым мастером, превосходно владеющим поразительными возможностями огромного симфонического оркестра. Он вводит в балетную музыку хор, чтобы слово зазвучало с новой силой и максимально рельефно. В статье подчеркивается выдающаяся работа Тищенко с оркестровой фактурой, с разнообразными инструментальными тембрами и красками. Новизна исследования состоит в том, что автор рассматривает музыку балета «Ярославна» в контексте общей линии обновления отечественного симфонизма 1960-1970-х годов, выделяет ведущую роль Б. Тищенко в этом знаменательном процессе. В статье содержатся выводы о том, что сочинение получилось полижанровым, многосоставным, что автор предельно расширил музыкальный словарь отечественной музыкальной культуры. Музыка к балету наполнилась поистине симфоническим содержанием, открыла новые художественные пути, обогатила современную оркестровую палитру.
Философия и культура, 2021-7
Серов Ю.Э. - Новаторские тенденции в симфоническом творчестве советских композиторов 1960-х годов и Третья симфония Б. Тищенко. Часть 1 c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.36478

Аннотация: Предметом исследования стал период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Автор работы подробно останавливается на нескольких ключевых симфонических произведениях Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, Ю. Фалика, А. Шнитке, Н. Каретникова, Л. Пригожина, внесших самый серьезный вклад в дело обновления отечественной музыкальной культуры. Особое внимание в исследовании уделяется Третьей симфонии Б. Тищенко, вобравшей в свою стилистическую орбиту основные тенденции современной музыки и открывшей новые музыкальные горизонты. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает выдающуюся Третью симфонию Тищенко в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из музыкантов «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко стал одним из лидеров в деле обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века, а его Третья симфония в полной мере отобразила напряженные искания целого поколения советских композиторов.
Философия и культура, 2021-5
Серов Ю.Э. - Симфоническое творчество Б. Тищенко и мировая музыкальная культура c. 10-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36162

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В симфоническом творчестве Тищенко естественно уживаются самые разные образы и идеи, жанры и формы. В статье рассматриваются различные стилевые и языковые влияния на его творчество, выявляются истоки его яркого, оригинального и свежего художественного мышления. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма 1960-х годов. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко — один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тезис о том, что симфонизм Тищенко — явление очень цельное, глубоко содержательное и подлинно современное. Тищенко с удовольствием окунался в новые возможности композиторских техник: отдал дань додекафонии, алеаторике, сонористике, пуантилизму, но не остался верен им до конца, все время «уточняя» свой музыкальный язык, вводя новое постольку, поскольку оно необходимо ему для создания художественного образа.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-5
Серов Ю.Э. - Симфонии Б. Тищенко: в ногу со временем, наперекор безвременью. Часть 2 c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36784

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Статья является продолжением краткого анализа всех семнадцати симфоний композитора, в ней рассматриваются сочинения 1980–2000-х годов: Французская и Пушкинская симфонии, Данте-симфонии, симфонии №№ 7, 8, 9. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, взаимоотношение музыки и поэзии в его больших оркестровых произведениях, на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко – один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение всех, без исключения симфонических произведений Б. Тищенко. Подобное исследование впервые проводится в истории русской музыки. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-4
Серов Ю.Э. - Симфонии Б. Тищенко: в ногу со временем, наперекор безвременью. Часть 1 c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36161

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-1980-х годов: первые шесть симфоний, имеющих номера, а также ряд симфоний, имеющих названия. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма 1960-х годов, взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко – один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение всех, без исключения симфонических произведений Б. Тищенко. Подобное исследование впервые проводится в истории русской музыки. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
Человек и культура, 2021-4
Серов Ю.Э. - Музыка балета «Двенадцать» Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма 1960-х годов c. 59-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36269

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматривается первый большой балет композитора по поэме А. Блока «Двенадцать», заказанный ему в 1963 году выдающимся советским хореографом Л. Якобсоном для постановки в Кировском театре в Ленинграде. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, взаимоотношение музыки и поэзии в оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что «Двенадцать» Б. Тищенко – первый по-настоящему современный балетный спектакль в советском музыкальном театре. Особым вкладом автора в исследование темы является детальное изучение сочинений выдающегося отечественного композитора не становившихся до сих пор предметом пристального внимания со стороны музыковедов. Новизна исследования заключается в том, что автор показывает важную роль Б. Тищенко в общем процессе обновления отечественной симфонической музыки 1960-х годов на примере его раннего балета. Тищенко, развивая свои собственные художественные концепции, симфонизировал балетный спектакль, проложив в этом направлении дорогу многим советским композиторам.
Философия и культура, 2021-3
Серов Ю.Э. - Борис Тищенко и новое поколение советских композиторов 1960-х годов: политический и экономический контекст c. 56-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35744

Аннотация: Предметом исследования стал период отечественной симфонической музыки первой половины 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как система музыкального образования, сложившая в СССР к середине ХХ века, на устойчивом положении советских композиторов в материальном плане и идеологическом давлении государства в обмен на заботу о создателях музыкальных произведений. Особое внимание в исследовании уделяется возникшим в результате политической «оттепели» новым творческим возможностям для молодых отечественных композиторов. Научная новизна работы состоит в том, что автор вводит в оборот большой пласт мемуарной литературы и критических статей самих участников движения «новой волны», приближаясь, таким образом, к более всестороннему осмыслению и пониманию сложных процессов, проявившихся в советской академической музыке. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из музыкантов «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Основным выводом статьи становится мысль о том, что мы можем говорить об определенном триумфе советской композиторской школы и системы музыкального образования, наиболее ярко обрисованном именно тремя последними десятилетиями существования Советского союза.
Культура и искусство, 2021-2
Серов Ю.Э. - Вокальная симфония Бориса Тищенко c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.2.34981

Аннотация: Предметом исследования является монументальное вокально-симфоническое сочинение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко. Его Шестая симфония написана на стихи А. Наймана, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой и В. Левинзона, она закончена в 1989 году и посвящена памяти ушедшего годом ранее Евгения Александровича Мравинского. В поэтических строках, легших в основу симфонии, — немало образов, связанных со смертью, что добавляет глубокий смысл, момент личного переживания в посвящение великому дирижеру. Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии Шестой симфонии, проблеме взаимоотношений музыки и поэзии, претворению сложных литературных текстов в предельно современном симфонизме Бориса Тищенко. Основным выводом проведенного исследования является то, что Тищенко абсолютно органичен в этом своем вокально-симфоническом опусе и с дружеской трепетностью относится к своим авторам-поэтам. Перенося в звуки все до последнего слова, он не проходит мимо любой мелочи, способной раскрыть его смысл и красоту. При этом, круг поэтических образов, семантика стиха оказались преобразованными в соответствии с тищенковским видением мира. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании Шестая симфония Тищенко рассмотрена так полно и подробно, раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности. Автор обоснованно причисляет симфоническое сочинение Тищенко к ряду самых значительных в истории русской музыки.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-2
Серов Ю.Э. - Влияние литературоцентристских концепций на развитие симфонического творчества Б. Тищенко 1960-х годов c. 9-15

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40498

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-х годов, вдохновленные классической и современной русской поэзией. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется четырем выдающимся произведениям композитора: Балету «Двенадцать» по поэме А. Блока (1963), Второй симфонии «Марина» на стихи М. Цветаевой (1964), Реквиему на слова А. Ахматовой (1966) и музыке к документально-игровой картине «Гибель Пушкина» (1967).   Основным выводом статьи становится мысль о том, что большая часть симфонического творчества Б. Тищенко основана на его любви к литературе, к слову, к художественному образу, рожденному литературой и поэзией. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение масштабных симфонических произведений Б. Тищенко 1960-х годов, в основе которых оказались поэтические произведения. Новизна исследования заключается в том, что литературоцентристкие концепции Б. Тищенко впервые рассматриваются в контексте развития его симфонического творчества, в статье устанавливается тесная связь авторского стиля и языка композитора с внемузыкальным влиянием на его художественное мышление.
Философия и культура, 2021-1
Серов Ю.Э. - Юношеская симфония Бориса Тищенко c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.34982

Аннотация: Предметом исследования является юношеское произведение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко. Симфония «Кренкебиль» сочинена в 1958 году по одноименному остросоциальному рассказу Анатоля Франса, повествующему о злоключениях парижского зеленщика, «маленького человека», попавшего в жернова правосудия. В 1993 году композитор сделал новую редакцию «Кренкебиля», теперь симфония стала называться «Французской». Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии, программности в музыке, проблеме взаимоотношений музыки и литературы. Тищенко выбирает игровое начало: он создает виртуозный концерт для оркестра в рамках вполне классического симфонического цикла, насыщает его свежими композиторскими приемами, экспериментирует с оркестровыми красками и тембрами, последовательно проводит основной тематизм через все произведение и он, это совершенно очевидно, увлечен речевой интонацией, словом, переданным через инструментальный мотив.   Основным выводом проведенного исследования является то, что Тищенко решил оставить свою раннюю симфоническую работу практически без изменений, а само качество материала, созданного во время учебы на втором курсе Ленинградской консерватории, способствовало появлению на свет яркого, свежего симфонического опуса, написанного современным, актуальным, по оркестровому насыщенным, разнообразным и ярким языком. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании «Французская» симфония Тищенко рассмотрена так полно и подробно – данная статья является единственным к ней обращением. В исследовании раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности и его сквозная драматургия.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-1
Серов Ю.Э. - Борис Тищенко: Реквием по Ахматовой c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34978

Аннотация: Предметом исследования является монументальное вокально-симфоническое сочинение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко «Реквием» на стихи А. Ахматовой. Отпевали Ахматову в церкви Никольского собора в Ленинграде 10 марта 1966 года. В партитуре «Реквиема» композитор поставил точку 16 августа 1966-го. Таким образом, сочинение на стихи Ахматовой стало памятью о ней, музыкальным приношением и даже первым нерукотворным ей памятником. Особое внимание в статье уделяется симфонической форме «Реквиема», разночтениях в трактовках поэтической темы у Тищенко и Ахматовой, роли симфонического оркестра и солистов-вокалистов, автор касается, также, важной темы качественного исполнения сложнейших тищенковских партитур.   Основным выводом проведенного исследования является тот факт, что «Реквием» Тищенко стал важным звеном в процессе обновления отечественного симфонизма 1960-1970-х годов, написанный свежим современным языком, он стал одним драйверов этого обновления. По сути, сочинение это является вокальной симфонией, и композитор последовательно развивает в произведении именно симфоническую форму. Новизна исследования заключается в том, что первые в отечественном музыкознании «Реквием» Тищенко рассмотрен так полно и подробно, раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности. Автор обоснованно причисляет симфоническое сочинение Тищенко к ряду самых значительных в истории русской музыки.
Человек и культура, 2021-1
Серов Ю.Э. - "Марина" Бориса Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века c. 26-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.1.35045

Аннотация: Предметом исследования является Вторая симфония «Марина» выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Ивановича Тищенко. Она закончена в 1964 году и долгое время оставалась не исполненной и неизданной. Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии произведения, проблеме взаимоотношения музыки и поэтического текста, вопросам обновления композиторского языка. В симфонии в полной мере проявилась характерная особенность симфонизма Тищенко — стремление и умение вскрыть, обнажить окружающие конфликты и противоречия. Тищенко мастерски воссоздает в звуке любую нужную ему эмоционально-психологическую атмосферу, отсюда разнообразие приемов и технических решений. Вторая симфония Бориса Тищенко явилась значительным явлением отечественной музыки и, конечно, серьезным этапом в становлении симфонизма самого композитора. В «Марине» Тищенко решает важнейший вопрос не только своего творчества, но, пожалуй, и всего музыкального искусства XX века: вопрос о мере подчинения авторской фантазии музыкальной форме. Фантазия его здесь безудержна, язык в высшей степени современен, форма — классически ясная и глубоко связана с добротным русским и советским симфонизмом. Новизна исследования заключается в том, что выдающееся симфоническое произведение Бориса Тищенко рассматривается и анализируется с позиций сегодняшнего времени и в контексте обновления всего отечественного симфонизма 1960-х годов.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
Серов Ю.Э. - Басни И. А. Крылова в интерпретации Дмитрия Шостаковича: начало большого пути c. 29-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.33175

Аннотация: В статье рассматривается юношеское сочинение Дмитрия Шостаковича Две басни И. А. Крылова для голоса и фортепиано. Несмотря на то, что романсы написаны, когда композитору было всего пятнадцать лет, в них намечаются многие важные направления камерно-вокальной лирики и художественные принципы зрелого творческого периода Шостаковича, отчетлив именно его почерк, его образность и даже мастерство. Основное внимание в статье уделяется тесной связи Басен с поздними вокальными произведениями композитора, в ней дается разбор романсов, приводятся оценки этой работы самим Шостаковичем, рассказывается о творческом окружении автора времени создания сочинения.    Основным выводом приведенного исследования является ясное понимание того, что юношеские Басни Крылова достаточно широко открывают дверь в мир камерно-вокального искусства композитора. В них намечаются все основные линии развития вокальной лирики Шостаковича – яркая театральность, склонность к юмору и гротеску, парадоксальность мышления, образность, ансамблевая значимость фортепианного аккомпанемента. С высоты наших дней мы находим это произведение и ярким, и смелым, и новаторским. Тем не менее, оно мало исполняются и мало изучаются. Цель статьи – привлечь внимание к этому оригинальному и яркому опусу гениального русского композитора.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-3
Серов Ю.Э. - Басни И. А. Крылова в интерпретации Дмитрия Шостаковича: начало большого пути c. 29-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.40344

Аннотация: В статье рассматривается юношеское сочинение Дмитрия Шостаковича Две басни И. А. Крылова для голоса и фортепиано. Несмотря на то, что романсы написаны, когда композитору было всего пятнадцать лет, в них намечаются многие важные направления камерно-вокальной лирики и художественные принципы зрелого творческого периода Шостаковича, отчетлив именно его почерк, его образность и даже мастерство. Основное внимание в статье уделяется тесной связи Басен с поздними вокальными произведениями композитора, в ней дается разбор романсов, приводятся оценки этой работы самим Шостаковичем, рассказывается о творческом окружении автора времени создания сочинения.    Основным выводом приведенного исследования является ясное понимание того, что юношеские Басни Крылова достаточно широко открывают дверь в мир камерно-вокального искусства композитора. В них намечаются все основные линии развития вокальной лирики Шостаковича – яркая театральность, склонность к юмору и гротеску, парадоксальность мышления, образность, ансамблевая значимость фортепианного аккомпанемента. С высоты наших дней мы находим это произведение и ярким, и смелым, и новаторским. Тем не менее, оно мало исполняются и мало изучаются. Цель статьи – привлечь внимание к этому оригинальному и яркому опусу гениального русского композитора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.