ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Калениченко Мария Владимировна
Genesis: исторические исследования, 2021-4
|
Калениченко М.В. - Производство научно-популярных фильмов в Ленинграде: со второй половины 1940-х гг. по 1960-е гг. |
|
c. 75-85
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2021.4.35594
Аннотация: Настоящая статья посвящена истории научно-популярного кинематографа в СССР на примере работы Ленинградской киностудии «Лентехфильм» / «Леннаучфильм» в период со второй половины 1940-х гг. по 1960-е гг. Цель работы – проследить этапы развития и производство научно-популярных фильмов на Ленинградской киностудии «Леннаучфильм» Задачи исследования: на основе архивных материалов проследить работу киностудии «Леннаучфильм», а также выделить основные сюжетные направления научно-популярных фильмов, которые получили наибольшую реализацию в рассматриваемый нами период. Для исследования были привлечены архивные документы, хранящиеся в фонде №243 Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ). Так, в частности, на основе материалов годовых финансово-производственных отчетов киностудии с помощью количественных методов проведена выборка фильмов, которые были классифицированы как «научно-популярные». Кроме того, использовались проблемно-хронологический метод для изучения этапов функционирования кинопредприятия. Новизна научного исследования заключается в том, что определены объемы производства научно-популярных фильмов на конкретной киностудии, а также выделены основные темы. В результате было выделено 6 основных сюжетных направлений: естественные науки, география страны, промышленность и сельское хозяйство, воспитание детей и подростков, история культуры и искусства, историко-революционные. На основании полученных данных можно сделать вывод, что научно-популярное кино в СССР было направлено не только на популяризацию научных знаний (как следует из определения термина «научно-популярный фильм» в Большой советской энциклопедии), но и выполняло важные политические и гражданские функции по воспитанию молодежи, распространению технических знаний, а также иллюстрации достижений Советского Союза в экономической и социальной политике.
|