по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Горохова Светлана Сергеевна
Юридические исследования, 2022-8
Горохова С.С. - Использование механизма доверительного управления как способа предотвращения конфликта интересов на государственной службе: опыт Канады, Чили и Албании c. 41-57

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.8.38600

Аннотация: Предметом исследования является законодательный и правоприменительный опыт таких стран, как Канада, Чили и Албания в сфере использования вариативных форм доверительного управления имуществом государственных служащих и должностных лиц в качестве инструмента преодоления конфликтов интересов на государственной службе. Актуальность данного исследования подтверждается тем, что на равне с США, названные государства принадлежат к числу немногих, использующих данный инструмент, как и Российская Федерация. Однако, отечественное правовое регулирование этого института все еще недостаточно совершенно, поэтому, немаловажно исследовать опыт тех государств, где есть подобная практика. Работа подготовлена в рамках государственного задания Финансовому университету при Правительстве РФ на 2022 год.   Научная новизна исследования определяется тем, что в настоящее время практически отсутствуют работы, содержащие анализ рассматриваемого института. В процессе исследования был сделан следующий вывод. Общим, для законодательства всех рассмотренных стран, является то, что каждое из этих государств стремится, в силу своих возможностей, максимально освободить действия доверительного управляющего от воздействия на него учредителя доверительного управления, то есть, обеспечить независимость первого от последнего по вопросам управления вверенным имуществом. Однако, как отмечают исследователи, даже в самых продвинутых и строгих вариантах, избежать взаимодействия заинтересованных сторон полностью, вряд ли возможно. Тем не менее, хотя бы формально, все нормативные акты, касающиеся этого вопроса, устанавливают правило, согласно которому, доверительный управляющий не должен быть аффилирован с доверителем по любым каналам. Подобное можно достаточно легко применить и в российском законодательстве.
Юридические исследования, 2022-7
Горохова С.С. - Использование механизма доверительного управления как способа предотвращения конфликта интересов на государственной службе: опыт США c. 14-31

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.7.38520

Аннотация: Предметом исследования является законодательный и правоприменительный опыт США в сфере использования специальных видов доверительного управления имуществом государственных служащих и должностных лиц в качестве инструмента преодоления конфликтов интересов на государственной службе. Актуальность данного исследования подтверждается тем, что США, одно из немногих государств, которое использует данный инструмент, как и Российская Федерация. Однако, у нас в стране правовое регулирование этого института все еще не достаточно совершенно, поэтому, достаточно важно изучить опыт тех государств, где есть подобная практика. Работа подготовлена в рамках государственного задания Финансовому университету при Правительстве РФ на 2022 год. Научная новизна исследования определяется тем, что в настоящее время практически отсутствуют работы, содержащие анализ рассматриваемого института. В процессе исследования были сделаны следующие выводы. Наиболее развитым, с точки зрения правовой регламентации института доверительного управления имуществом государственных служащих, является правовое регулирование в США, где помимо законодательного закрепления самой возможности помещения своих активов в траст (в качестве альтернативы продаже), присутствуют детальные административные регламенты действий служащих, включающие в себя, в том числе, и разработанные формы бланков документов для каждого этапа процедуры. Для российского законодательства, детальная регламентация действий государственных служащих в ситуации с передачей имущества в доверительное управление кажется также весьма разумной, поскольку ныне действующая отсылка к нормам гражданского законодательства, очевидно не удовлетворяет необходимую регламентационную потребность, что приводит к значительным затруднениям в правоприменении.
Административное и муниципальное право, 2022-3
Горохова С.С. - О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов c. 18-33

DOI:
10.7256/2454-0595.2022.3.38519

Аннотация: Предметом исследования являются нормы российского административного права, регулирующие обязанность для государственных и муниципальных служащих (и некоторых других категорий лиц), передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, в рамках института профилактики и контроля конфликта частных и публичных интересов в процессе выполнения этими лицами своих непосредственных обязанностей. В ходе данного исследования, Автор намеренно не касается вопросов гражданско-правового регулирования договора доверительного управления, сконцентрировав внимание на организационно-административной стороне исследуемых отношений, тем не менее, констатируя, что применение норм гражданского права к отношениям административного толка также не свободно от целого ряда проблем.     Основными выводами проведенного исследования являются следующие моменты. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предписывает отдельным категориям лиц передавать принадлежащие им ценные бумагами, и др., в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. Указанная норма вариативно продублирована в целом ряде законов и подзаконных актах. При этом, ряд законов устанавливают обязанность передачи для установленных лиц принадлежащих им ценностей в доверительное управление, обусловленную возникновением конфликта интересов, другие предполагают безусловную передачу. Статья 12.3 Закона "О противодействии коррупции" содержит отсылку к гражданскому законодательству, регламентирующему доверительное управление имуществом как гражданско-правовой договор. Это детерминирует дополнительные вопросы, связанные с применением гражданского законодательства в контексте административно-правовых отношений. Исходя из судебной практики передача имущества в доверительное управление не ограничивает право учредителя управления на распоряжение объектом управления. В связи с этим, возникают обоснованные сомнения в эффективности передачи конфликтоопасного имущества служащими и иными лицами, в простое доверительное управление, в качестве способа предотвращения (предупреждения) конфликта интересов.
Юридические исследования, 2021-8
Горохова С.С. - О некоторых организационно-правовых аспектах состояния рынка государственных (муниципальных) и корпоративных закупок в Российской Федерации c. 11-27

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36143

Аннотация: Предметом исследования в статье является фактическое положение дел на рынке государственных (муниципальных) и корпоративных закупок, включая ключевые показатели в сфере планирования госзаказов, стадии выбора поставщика (подрядчика или исполнителя), заключения и исполнения контрактов, а также мониторинга всех этапов закупочных процедур и выявление имеющихся нарушений действующего законодательства. Автор уделяет внимание специфике применения отдельных положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также некоторых норм Федерального закона № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Основными выводами проведенного исследования являются, в числе прочего, следующие положения. Ежегодно в сектор государственных и корпоративных закупок вовлекаются средства бюджетов всех уровней, составляющие около трети ВВП страны. При этом, действующая система государственных и корпоративных закупок характеризуется: преобладанием неконкурентных закупок; практически неизменным уровнем конкуренции; низким уровнем доверия субъектов рынка к системе государственных и корпоративных закупок. В результате контрактная система не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства. Одним из сдерживающих факторов повышения эффективности функционирования системы государственных и корпоративных закупок является концентрация усилий по совершенствованию контрактной системы на процедурах проведения закупок, а не на достижении результативности закупок и обеспечении должного качества товаров, работ, услуг, а также сложность и нестабильность законодательства о закупках.
Право и политика, 2020-9
Горохова С.С. - О поправках к третьей главе Конституции Российской Федерации: что нового? c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.9.33400

Аннотация: Предметом исследования в статье послужили новеллы конституционного законодательства Российской Федерации, а именно правовые установления, дополнившие Основной закон нашего государства в 2020-м году. Помимо обновленных конституционных норм, проанализированы сопряженные с ними статьи текущего отечественного законодательства, а также отдельные установления нормативных правовых актов конституционного характера иностранных государств. Методологический аппарат работы включает в себя общефилософские методы познания, послужившие основой для использования общенаучных и частнонаучных методов исследования, среди которых следует отметить анализ, синтез, индуктивно-дедуктивный подход, сравнительно-правовой, сравнительно исторический, и другие методы научного поиска.   Научная новизна проведенного исследования обусловлена объективными факторами связанными с недавним временем внесения анализируемых поправок в правовую материю Конституции Российской Федерации 1993 года, и, по этой причине, фактически полным отсутствием научных правовых исследований по данной тематике. Одновременно, следует отметить первостепенную важность исследования обновленных базовых конституционных положений как для научного сообщества, так и для всего российского общества, в целом. В качестве основного вывода работы следует отметить, что третья глава Конституции РФ, посвященная федеративному устройству нашего государства подверглась значительным изменениям, И, несмотря на то, что к редакции и местоположению некоторых вновь принятых конституционных норм есть определенные вопросы, тем не менее следует констатировать, что итоги проведенного 1 июля 2020 года всероссийского голосования подтверждают общую положительную оценку новой версии Российской Конституции.
Юридические исследования, 2020-6
Горохова С.С. - Идентификация искусственных интеллектуальных систем в правовом поле: основы кибер-права c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.6.33419

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе научно-технического развития в сфере информационных технологий, поддерживающих работу искусственных интеллектуальных систем и связанные с научной дискуссией о месте искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в правовом поле. Рассматриваются актуальные вопросы идентификации искусственных интеллектуальных систем в качестве субъекта, объекта или иного юридического феномена в структуре правоотношений. Проблема исследования заключается в опережении научно-техническим прогрессом правового регулирования вопросов взаимодействия личности, общества и интеллектуальных искусственных систем, обуславливающем необходимость создания теории кибер-права. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.   Проанализированы имеющиеся позиции по исследуемому вопросу, высказанные в иностранной и отечественной литературе. Обозначены тенденции и перспективы применения искусственного интеллекта в различных социальных и экономических сферах. Выявлена полярность и несформированность отношения к проблемам идентификации искусственных интеллектуальных систем, а равно инкорпорации искусственного интеллекта в сложившуюся правовую действительность. Предложена и обоснована собственная авторская концептуальная версия включения искусственного интеллекта в правовое поле, основанная на принципе присвоения сильному и сверхсильному искусственному интеллекту частичной правоспособности. Определены позиции по поводу юридической ответственности в отношениях, осложненных присутствием искусственных интеллектуальных систем.
Национальная безопасность / nota bene, 2020-3
Горохова С.С. - Искусственный интеллект в контексте обеспечения национальной безопасности c. 15-31

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33465

Аннотация: Предметом исследования являются наиболее перспективные технологические решения с использованием искусственного интеллекта и мировые тренды их использования вооруженными силами технологически передовых государств мира. Выявляются основные направления применения технологий ИИ рядом стран, в том числе и Российской Федерацией. Проблема исследования заключается в недостаточной степени сбалансированности подхода к применению технологических решений на основе ИИ, определяемого повышенной степенью опасности использования искусственных интеллектуальных систем для обеспечения безопасности и обороны государств, с одной стороны, и невозможностью отказа от них на современном этапе в силу имеющихся международных тенденций, с другой.   Научная новизна работы заключается в попытке проведения комплексного анализа текущей мировой ситуации в сфере определения перспектив и опасностей применения технологий ИИ в вооруженных силах, и в сфере обеспечения национальной безопасности современных государств. В качестве основных выводов работы можно отметить следующее. Технологии ИИ являются наиболее перспективным направлением переоснащения вооруженных сил ведущих военных держав современного мира. Разработки ведутся в различных направлениях, варьирующихся от беспилотных транспортных средств до смертельного автономного оружия. Специалисты отмечают как ярко выраженные положительные перспективы использования ИИ в сфере обеспечения национальной безопасности, так и возможные негативные последствия от его использования.
Современное образование, 2020-1
Горохова С.С. - Профессиональные и образовательные стандарты в контексте интеграции образования, науки и профессиональной деятельности в сфере подготовки специалистов для финансовых рынков в Российской Федерации c. 8-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.1.32085

Аннотация: Предметом исследования в статье являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления интеграции образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики. Особое внимание уделяется вопросом соответствия федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, разрабатываемых для специалистов в сфере финансовых рынков. Констатируется низкая степень взаимодействия систем образования, науки и практической сферы. Выявляются основные проблемы, препятствующие интеграции образования и профессиональной среды в Российской Федерации. Даются рекомендации по совершенствовании правовой базы. Работа подготовлена по материалам выполнения государственного задания Финансовому университету при Правительстве РФ на 2019 год на тему «Кадровое обеспечение процессов цифровизации финансового рынка». Исследование проведено на основе общефилософского диалектического метода познания. Использовались общенаучные методы, в том числе, логической группы: анализ, синтез, аналогия, и другие. К основным выводам исследования, можно отнести следующие утверждения: формирование профессиональных и образовательных стандартов происходит сегодня на основе принципиально разных подходов; нормативно не установлены подходы к определению общих требований к образованию в профессиональных стандартах; анализ выявляет наличие серьезных несоответствий между формируемыми на основании требований ФГОС у будущих специалистов финансового рынка компетенций, и тем набором трудовых функций и действий, которые предусмотрены для тех же специалистов профессиональными стандартами.
Право и политика, 2019-3
Горохова С.С. - Развитие человеческого потенциала, как одна из задач государственной политики России в сфере обеспечения экономической безопасности c. 62-74

DOI:
10.7256/2454-0706.2019.3.29054

Аннотация: Объектом исследования послужили общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации стратегических задач государства, направленных на развитие человеческого потенциала, и обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Предметом исследования являются отдельные положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ N 208 от 13.05.2017, в части определения задач государственной политики направленных на развитие человеческого потенциала, в целях обеспечения экономической безопасности. Автором освещается широкий круг нормативных правовых актов, касающихся вопросов реализации указанных стратегических задач. Формулируются выводы по итогам проведенного анализа и предварительного мониторинга результатов воплощения рассматриваемой Стратегии в жизнь. Методологическую основу исследования составляют: всеобщие методы познания; общенаучные методы исследования, включая системный и логический метод, а также анализ, синтез и аналогию; частнонаучные методы, такие как формально-юридический, статистический метод и другие. Научная новизна исследования определяется недостаточностью в современной научной литературе работ, посвященных комплексному анализу задач государственной политики направленных на развитие человеческого потенциала, определенных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, а также отсутствием исследований процесса их реализации. Автор на основе проведенного анализа, приходит к выводу о достаточной проработанности перечня рассматриваемых задач, о серьезных результатах, достигнутых в процессе их реализации. В тоже время, отмечаются некоторые сложности, связанные с сокращением бедности и имущественного расслоения населения. Констатируется недостаточное внимание, уделяемое здравоохранению и культурной среде как факторам, влияющим на развитие человеческого потенциала.
Право и политика, 2018-10
Горохова С.С. - Основные задачи государственной политики Российской Федерации по обеспечению устойчивого роста реального сектора экономики c. 16-24

DOI:
10.7256/2454-0706.2018.10.27164

Аннотация: Предметом исследования послужили общественные отношения, затрагиваемые в процессе государственного стратегического планирования в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, в частности, анализируются отдельные задачи, поставленные Стратегией экономической безопасности на период до 2030 года, в рамках реализации одного из направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, а именно, создания условий для достижения устойчивого роста реального сектора экономики. Особое внимание уделяется текущему положению дел в рассматриваемой сфере, а также анализу реализации ранее принятых программных документов. Методологическую основу исследования определили всеобщие методы познания; общенаучные методы исследования, включая системный и логический метод, а также анализ, синтез и аналогию; частнонаучные методы, такие как формально-юридический, статистический метод и другие. Новизна проведенного исследования заключается в том, что в работе проводится детальный содержательный анализ задач,определенных Стратегией экономической безопасности на период до 2030 года, и направленных на реализацию одного из направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности - создания условий для достижения устойчивого роста реального сектора экономики, а также выявляются перспективы их воплощения в жизнь.
Право и политика, 2018-6
Горохова С.С. - О некоторых аспектах обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в Российской Федерации c. 27-36

DOI:
10.7256/2454-0706.2018.6.26519

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся в процессе создания нормативной правовой основы формирования и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, осуществляемое в целях достижения ее устойчивого функционирования при проведении в отношении критической информационной инфраструктуры Российской Федерации компьютерных атак. Предметом исследования служат действующие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие общественные в указанной сфере. Особое внимание в работе уделено анализу некоторых положений Федерального закона от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", а также Постановлению Правительства РФ от 08.02.2018 N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений". Методологическую основу исследования составляют: всеобщие методы познания; общенаучные методы исследования, включая системный и логический метод, а также анализ, синтез и аналогию; частнонаучные методы, такие как формально-юридический метод и другие. Новизна научного исследования заключается в том, что в его рамках осуществляется юридико-технический анализ некоторых положений законодательства Российской Федерации в сфере закрепления подходов к определению правового смысла категории "критическая информационная инфраструктура", а также к категорированию объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, даются рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы в исследуемой сфере.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"