по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рахинский Дмитрий Владимирович
Философская мысль, 2023-10
Рахинский Д.В., Панасенко Г.В., Равочкин Н.Н., Морозова О.Ф., Минеев В.В. - Социальный контракт: способы теоретизации и философские перспективы c. 10-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.10.48490

Аннотация: Авторами ставится вопрос о содержании понятия «теория общественного договора» (теория социального контракта), обсуждается ключевое социально-философское содержание теорий социального контракта и современные взгляды на него. Объектом исследования является социальный контракт как философская концепция, предмет исследования – актуально развиваемые способы интерпретации и применения данной концепции. Цель, на реализацию которой направлено представленное в статье исследование – осмысление путей развития концепции социального контракта и перспектив ее дальнейшего социально-философского использования. Выявляется значение концепции социального контракта для обсуждения онтологических оснований реализуемых в обществе норм и обязательств, возникающих между акторами социального взаимодействия. Анализируются теоретико-методологические новации, привлекаемые современными авторами для развития концепции социального контракта. В ходе осуществления данного исследования авторами использовались методы компаративного анализа (применительно к рассматриваемым способам понимания социального контракта), аналитико-интерпретативные методы, историко-генетический метод (в контексте рассмотрения путей развития концепции социального контракта). Научная новизна исследования заключается в формулировании предположений относительно философских перспектив развития концепций социального контракта, а также в обсуждении значения и способов применения данных концепций. На основании предпринятого рассмотрения авторами делается вывод об актуальной значимости концепции социального контракта в контексте рефлексии оснований норм, регламентирующих социальное взаимодействие между государством и его субъектами.
Социодинамика, 2021-4
Рахинский Д.В., Илларионов Г.А., Пискорская С.Ю., Русаков А.Г., Щебляков Е.С. - Отчуждение традиции как способ отношения человека с прошлым c. 68-81

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.35546

Аннотация: Предметом исследования является отчуждение традиции как способ отношения к прошлому. Целью исследования является концептуализация «отчужденной традиции» как модуса отношения социального настоящего и социального прошлого, порождаемого исторической динамикой развития традиции, являющейся одновременно фактором развития социума и источником страданий для человека. Методология исследования основана на принципе социальной эпистемологии, заключающемся в отслеживании взаимной обусловленности развития представлений о связи настоящего и прошлого, выраженных в концепте традиции, и социокультурных механизмов самой традиции. Анализируется язык из понимания традиции как совокупности социокультурных механизмов, обеспечивающих связь социального настоящего и прошлого.   Новизна исследования состоит в междисциплинарном синтезе концептов и исследовательских позиций: классической концепции отчуждения, исследований межгенерационной коммуникации и культурной памяти, социально-критических исследований и теории страдания. Под отчуждением традиции подразумевается объективизация этих связей, при которой социальное прошлое представляется человеку как новые и коммуникативные основания отчуждения традиции, возникающего как результат возрастающей опосредованности межгенерационной коммуникации. Отчуждение традиции имеет двоякое значение. С одной стороны, оно становится основанием для самодетерминации человека по отношению к культурному континууму, силой развития, поскольку человек позиционируется уже не как результат детерминированности прошлым, но как активный субъект, преобразующий мир с опорой на собственный разум, а не наследие прошлого. С другой стороны, отчуждение традиции становится причиной страданий, поскольку чем более опосредованными становятся в переживании человека его отношения с прошлым, тем более враждебными и отчужденными предстают перед ним основания его существования в культуре, прошлым определяемые.
Социодинамика, 2021-3
Рахинский Д.В., Илларионов Г.А., Городищева А.Н., Князев Н.А. - Инструментальный подход к традиции в концептуальном и общественном контекстах c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.3.35210

Аннотация: Аннотация. Предметом исследования являются динамика концептуализации феномена культурного воспроизводства, выраженная в концептах традиция и культурная память, а также связанных с ними концептов изобретения традиции, исторической памяти, постправды. Анализируется трансформация во второй половине XX века эпистемологического подхода к воспроизводству культуры, отраженного в смене основополагающей концептуальной метафоры – от «передачи» (traditio) к «памяти», что означает изменение доминирующего подхода к структуре культурного континуума, который оказывается отнесен не к объективному воспроизводимому содержанию, а к ее конструированию субъектом. Предлагается к рассмотрению вопросы современной взаимосвязи постправды и общественного сознания.    Формируется инструментальный подход к традиции, характеризующийся прагматизмом, выраженным в интенции к управлению социальными отношениями, где традиция – инструмент управления настоящим через формирование представлений о прошлом, и конструктивизмом, подразумевающим что традиция есть формируемый в настоящем конструкт восприятия, не отражающий собственно прошлое. Будучи интернализован в широком социальном контексте инструментальный подход реализован в рамках состояния постправды, при которой прошлое не будет считаться важным для формирования общественного мнения по сравнению с индивидуальными убеждениями, а также методами управления последними. Проблематизация темы постправды демонстрирует интернализацию инструментального подхода в широкий общественный контекст, показывая взаимное влияние эпистемологического и общекультурного социального контекста в отношении проблемы отношения социального прошлого и настоящего.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.