по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рахматова Алиса Мухаматовна
Филология: научные исследования, 2022-6
Рахматова А.М. - Образы телесной объективации в неклассической лирике c. 22-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.6.38022

Аннотация: Объектом исследования в нашей статье являются телесные образы в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (в терминологии С. Н. Бройтмана). Предметом исследования в данной статье является специфический способ изображения лирического субъекта и/или лирического персонажа, при котором его тело переживается (осмысливается, оценивается) им самим как нечто отдельное, самостоятельно существующее (или же тело лирического персонажа осмысливается лирическим субъектом как нечто самостоятельное по отношению к его внутреннему миру, "душе"). В статье на материале ряда лирических произведений ХХ в. рассматриваются различные способы телесной объективации в неклассической лирике. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью художественной специфики телесных образов в лирике как роде литературы вообще, во-вторых, непроясненностью художественной специфики телесных образов в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности, в-третьих, неизученностью явления телесной объективации как в классической, так и в современной лирике. В результате проведённого исследования был сделан ряд выводов. 1. Общим признаком телесной объективации в лирике (при всём многообразии её изображения в конкретных текстах) является следующее: восприятие лирическим субъектом своего тела/тела лирического персонажа как другого (относящегося к внешнему миру) при сохранении с ним фактической связи. 2. В произведениях неклассической лирики выделяются два основных варианта изображения телесной объективации: а) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я»; б) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я», а также в определённой степени объективированному внутреннему началу - «душе».
Филология: научные исследования, 2018-4
Рахматова А.М. - Фрагментарно изображённое тело и сюжет в неклассической лирике c. 82-90

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.4.27745

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются телесные образы в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (конец XIX-XX вв.). Предмет исследования - явление телесной фрагментарности как элемент архитектоники произведения в лирике данной стадии поэтики. Основное внимание в работе уделяется связи телесной фрагментарности, представленной в кругозоре лирического субъекта, с лирическим сюжетом. Рассматриваются способы развёртывания лирического сюжета, связанного с образами телесной фрагментарности, в лирических произведениях И. Бродского, М. Волошина, Ж. Превера. Основными методами исследования являются метод имманентного анализа образной структуры произведения, направленный на выявление семантики конкретных образов, а также сравнительный метод, связанный с выявлением и описанием схожих особенностей поэтики произведений, относящихся к определённой стадии поэтики. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью художественной специфики образов телесной фрагментарности в лирике неклассической стадии поэтики художественной модальности, во-вторых, непроясненностью связи образов телесной фрагментарности с сюжетом лирического произведения на данной стадии поэтики. В результате исследованиях мы приходим к следующим выводам: в рассмотренных произведениях фрагменты тела (лирического субъекта и/или лирического персонажа) становятся смысловыми узлами лирического сюжета. Представленные в рефлексии лирического субъекта фрагменты тела выполняют функцию смысловых точек развертывания лирического переживания, связанного со стремлением к восстановлению целостного образа героя.
Litera, 2018-4
Рахматова А.М. - Телесная фрагментарность как выражение нецелостности образа лирического субъекта/персонажа в неклассической лирике c. 209-219

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.4.28113

Аннотация: В объектную область исследования в данной статье входят телесные образы, представленные в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (конец XIX - XX вв.). Предмет исследования - изображённое во фрагментарности тело лирического субъекта или персонажа в стихотворениях, относящихся к данной стадии поэтики. Статья направлена на выявление определённых художественных смыслов, выражаемых в произведениях неклассической лирики образами телесной фрагментарности. В статье явление телесной фрагментарности в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности рассматривается на материале стихотворений Д. Мережковского, И. Бродского, С. Плат. Явление телесной фрагментарности рассматривается в данной статье с позиций исторической поэтики. Основными методами исследования являются метод имманентного анализа образной структуры произведения, направленный на выявление смысла конкретных образов, а также сравнительный метод, связанный с выявлением и описанием схожих особенностей поэтики произведений, относящихся к неклассической стадии поэтики художественной модальности. Научная новизна исследования определяется, во-первых, тем, что семантика телесных образов в произведениях неклассической лирики остаётся недостаточно изученной; во-вторых, тем, что остаётся непрояснённой художественная специфика образов телесной фрагментарности в лирических произведениях неклассического этапа поэтики художественной модальности. В статье впервые выявляются и описываются смысловые параметры образов телесной фрагментарности в неклассической лирике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.