по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тесаев Зелимхан Адамович
Genesis: исторические исследования, 2022-12
Тесаев З.А. - Текущие результаты обследования средневековых архитектурных объектов аула Кешта c. 149-158

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39526

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает историко-архитектурный памятник, расположенный недалеко от башенного аула Кешта области Зумсой (Итум-Калинский район ЧР), на краю хребта БIавн-Дукъ, омываемого с двух сторон речками Зумсой-эрк и Кешта-эрк. Согласно изустным данным и нарративу «Китаб», исследуемый объект – стена – представляет собой остаток бывшего некогда казарменного комплекса, разрушенного азиатским завоевателем Амиром Тимуром в ходе похода на улус Симсим (Чечню) в 1395–1396 годах. Нами проведены разведывательные работы по выявлению имеющихся следов фундамента и стены искомого комплекса каменных сооружений с использованием геодезического прибора и нанесением на спутниковую карту координат; выполнена зарисовка полученных данных. Также исследованы башни аула Кешта, вследствие чего выявлено, что некоторые камни, использованные при строительстве (в частности, фрагменты арочных надоконных камней), имеют признаки вторичного, притом – нецелевого применения в строительстве.   Этот вывод подкреплен эпиграфическим источником – камнем с чеченоязычной надписью с применением средневековых грузинских шрифтов асомтаврули и нусхури, вмонтированным в глухую стену башни. Текущий набор фактов позволяет констатировать, что, во-первых, строительный материал, употребленный при возведении башен позднесредневекового аула Кешта, имеет признаки вторичного использования. Во-вторых, надпись на камне одной из башен хронологически позволяет датировать его (до вставления в стену новой башни) временем до нашествия на регион орд Тимура Барласа (до XIV в., включительно). В-третьих, выявленные следы стен указывают на вероятную протяженность искомого комплекса укреплений по всему хребту БIавн-Дукъ. Наконец, автором указывается на необходимость срочных грунтоукрепительных работ для предотвращения окончательного обрушения единственно сохранившегося фрагмента бывшего комплекса – стены, имеющей историко-архитектурную ценность для всего края.
Genesis: исторические исследования, 2022-10
Тесаев З.А. - Эпиграфические памятники Чечни (на примере надмогильных стел середины XIX – первой трети XX в.) c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.10.39000

Аннотация: В статье рассматриваются тринадцать мемориальных надмогильных стел-чуртов как эпиграфические источники Чечни. В задачу автора входит введение в научный оборот данных источников с последующим внедрением выявленных сведений во вторичные исторические исследования. Предварительно рассматривается перечень работ, посвященных эпиграфическим памятникам Чеченской Республики; отмечается слабость имеющейся базы по исследуемой теме и необходимость более широкого изучения сохранившихся объектов и их эпитафий. Кратко отмечается эволюция погребальной культуры, выраженная также сменой сопровождения усопшего предметами оружия, культа и быта на их отображение на погребальных стелах. Отмечается роль крестообразных стел в раннемусульманских одиночных погребениях по тем памятникам, которые сохранились к XX–XXI векам.   Переводы эпитафий рассматриваемых стел вводятся в научный оборот впервые. Результаты работы показывают, что чеченские чурты зачастую используются не только для изображения текстов эпитафий, посвященных погребенным, но и для отражения их генеалогического древа, социального статуса и памятных событий. На данном этапе исследования можно говорить лишь о предварительных выводах, которые, однако, позволяют условно разделить чеченские стелы-чурты (по функционалу) на надмогильные, пограничные, памятные и культовые. Также обзор исследований отражает необходимость осторожного отношения к крестообразным стелам Чечни, которые не всегда (и не обязательно) указывают на религиозную принадлежность погребенного, хотя и могут отражать вероятную преемственность и переходное «двоеверие» в период исламизации края.
Genesis: исторические исследования, 2022-8
Тесаев З.А., Сулейманов З.Ж. - К вопросу состояния исследования нарратива Азди Вазара (1395–1460) c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.8.38654

Аннотация: В статье рассматривается аннотация, составленная иорданским военным и исследователем – Абд-ул-Гани Хасаном аш-Шийшани (1924–2001), – к рукописи средневекового богослова и проповедника Азди Вазара, хранившейся в архиве шейха Бахала Толмирзи аз-Зандаки (1784–1884). Текст арабоязычного документа был отправлен в 1990 году письмом чеченскому этнографу и писателю А. С. Сулейманову, хранится в рукописном фонде одноименного музея. Согласно содержанию документа, Азди Вазар (1395–1460) родился в семье татарского офицера Вазара Андарби, учился в странах Востока и посетил Чечню с проповеднической целью.   В тексте перечисляется сорок восемь субэтнонимов, заявленных как перечень племен, известных Азди Вазару на момент его прибытия на родину. Приводится ряд топонимов, а также краткая справочная информация по религиозной картине и географическим границам края. Документ вводится в научный оборот впервые. Статья разделена на три части и представляет собой историю документа, комментарии автора публикации относительно отдельных моментов из аннотации и собственно текст перевода аннотации А.-Г. Х. Аш-Шийшани. В некоторых моментах отражены дополнительные сведения, почерпнутые из собственного (Аш-Шийшани) чеченоязычного перевода арабской аннотации.
Исторический журнал: научные исследования, 2022-5
Тесаев З.А. - Коротахский колпак в свете новых эпиграфических данных c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.5.39028

Аннотация: В статье рассматривается головной убор, найденный в ходе исследования башнеобразного склепа аула Коротах историко-географической области Малхиста (Итум-Калинский район ЧР) и хранящийся с 2016 года в числе экспонатов Национального музея Чеченской Республики. Предмет был введен в научный оборот в 1977 году Р. А. Даутовой и неоднократно упоминался в научных публикациях позднее. Ткань, из которой сшит колпак, изготовлена в итальянских ткацких центрах, и, согласно радиокарбонному датированию, изготовлена в промежутке 1430–1480 годов. Определенную дискуссию в кругах исследователей вызвало происхождение убора и обстоятельства, при которых он в итоге оказался в распоряжении погребенного. Наиболее правдоподобной называлась версия о захвате в качестве трофея итальянской ткани с христианской символикой с последующим намеренным частичным обрезом нимба Христа и фигур архангелов.   Автором статьи впервые приводится перевод сохранившейся части и восстановленный вариант текста-вышивки на уборе, который идентифицирован ассоциированным профессором Государственного университета им. Илии Чавчавадзе Темо Джоджуа как старогрузинский текст, составленный шрифтом асомтаврули. В свете этих данных автор рассматривает эпиграфические памятники Аргунского ущелья и исторические сведения, отражающие тесные чечено-грузинские культурные и религиозные контакты, что в совокупности с переводом надписи на уборе и местом ее обнаружения (на границе с Грузией) отвергает, по мнению автора статьи, версию о трофейном происхождении убора, а вместе с тем и, возможно, мнение об умышленной деформации части христианской символики при шитье колпака. Предполагается, что речь может идти о технических причинах или не столь трепетном отношении местного населения к христианской символике после разрушительных походов Тимура.
Человек и культура, 2022-4
Тесаев З.А. - К историческому контексту в поэме «Алгузиани» (XV век) c. 65-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.35521

Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении в тексте грузиноязычной поэмы «Алгузиани» исторических сведений: проводится идентификация упомянутых в ней личностей, а также определение времени описанных событий. Далее следует анализ текста, который позволяет выявить в нем признаки (термины, личности, события), указывающие на определенную историческую эпоху. Затем производится датировка изложенных в поэме событий посредством сопоставления ее сюжета с реальной исторической картиной определенного в ходе исследования периода. В ходе разностороннего анализа складывается картина, позволяющая, во-первых, отождествить ряд героев поэмы с реальными историческими личностями XIV–XV веков, а во-вторых, указать на конкретные социально-политические процессы, отраженные в тенденциозной подаче и поэтической форме.   Впервые в результате проведенного анализа выдвигается гипотеза, определяющая датировку конкретных происшествий (война с калмыцким ханом; война с чеченским царем и другие сюжеты) и идентифицирующая личности главных героев произведения (Алгуз, Амахуни, Каир-хан, Бибор, Куртагон и другие). Исследование позволяет высказать аргументированное мнение, согласно которому события, изложенные в поэме «Алгузиани», описывают процессы XV века и отражают противоборство Крымского ханства и Большой Орды, а также втянутых в него народов Кавказа. Таким образом, вне зависимости от того, кем был автор поэмы, она вызывает исторический интерес и может служить соответствующим источником для исследователей.
Genesis: исторические исследования, 2022-4
Тесаев З.А. - История имамов Кавказа и общины Гуной в собрании сочинений конца XIX века c. 14-22

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.4.37879

Аннотация: В статье рассматривается содержание двух из четырех нарративов гунойского сборника сочинений конца XIX века. Первое сочинение, посвященное деятельности трех имамов – Гази-Мухаммада, Гамзат-бека и Шамиля – получило условное название «История имамов»; второе – посвящено родоначальнику чеченской общины Гуной, его потомкам и их перемещениям в крае – «История Гуной». Материал написан арабской графикой с элементами аджама, на арабском языке. Составлен, согласно колофону, в 1316 году хиджры (1898–1899) для гуноевского выходца Мажира Ганукаева. Перед непосредственным переводом текстов сочинений автором статьи проведен краткий анализ содержания источников, основанный на сопоставлении их содержания с данными документов или преданий.   В частности, сведения «Истории имамов» сверены с данными из рапортов царских офицеров – непосредственных участников описанных в сочинении событий – или командующих кавказской армией и подтверждены ими за исключением указанных в анализе автора случаев. Содержание «Истории Гуной» подкреплено ссылками на других исследователей, в том числе дореволюционного (Ив. Попов), упоминающих главных фигурантов повествования. Публикация перевода и исследование содержания указанных нарративов производятся впервые. Источники раскрывают ранее известные исторические сведения и дополняют их новыми подробностями, выступая в качестве дополнительного источника по истории Северного-Кавказа и Чечни, в частности.
Исторический журнал: научные исследования, 2021-1
Тесаев З.А., Баснукаев Х.У. - Хроника «Тарих Чачан», составленная Изнауром Несерхоевым (перевод и комментарии) c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.1.35083

Аннотация: В статье впервые рассматривается один из списков хроники, имеющей условное название «Летопись выхода предков племени Нахчу из селения Нахчувана» (Н.С. Семенов). И.Н. Несерхоев – переписчик списка – именует хронику «Тарих Чачан»: данное название взято нами за основу. Х.У. Баснукаевым выполнен перевод текста рассматриваемого списка рукописи; З.А. Тесаевым составлены комментарии к переводу и проведено научное исследование посредством анализа содержания рукописи и его сопоставления с другими списками. Проведен сравнительный анализ данного варианта «Тариха Чачан» с ранее публиковавшимися материалами (Н. Семенов, П. Тахнаева, А. Салгириев и пр.).   Публикация перевода и исследование содержания рукописи "Тарих Чачан" осуществлены впервые. В статье выявлены схождения, разночтения и новые сведения по содержанию ряда других списков указанной хроники. В тексте рассматриваемого списка «Тариха Чачан» наблюдаются новые, ранее нигде не публиковавшиеся, детали в повествовании о личностях "калмыцкого хана" Навруз-хана, а также кавказских владетелей Кахара и Сураката. При этом наблюдается тождество вступительной части текста и основной сюжетной линии в списках вышеназванных авторов (Н. Семенова, П. Тахнаевой, А. Салгириева и пр.). Главный вывод: данный список хроники "Тарих Чачан" является дополнительным источником по средневековой истории Северного Кавказа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.