по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Богданов Андрей Петрович
Исторический журнал: научные исследования, 2023-6
Богданов А.П. - Польская кампания А.В. Суворова 1794 г.: правда и мифы c. 188-214

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69022

Аннотация: Легендарность личности Александра Васильевича Суворова серьезно затрудняет исследование его мыслей и деяний, заставляя ученого подходить к анализу источников особенно критично. Тем не менее, объективный взгляд на развитие мысли Суворова и основанные на его идеях и убеждениях действия вполне возможны. Статья показывает это на примере одного, сравнительно краткого события биографии полководца: польской кампании 1794 г. Автор отметает и домыслы о суворовском походе как карательной экспедиции, и укоренившиеся в русской историографии представления о лихом набеге, устроенном Суворовым на Варшаву с малыми силами. Достоверные источники свидетельствуют, что поход полководца в Польшу был не только предпринят им с гуманными целями, но и тщательно организован для быстрой победы с помощью массированной, хорошо обученной им в пути армии. Идеи Суворова, его инструкции войскам и диспозиции главного сражения за Варшаву изучены по подлинным документам и письмам полководца, соотнесенным со всем комплексом оставленных им источников. В статье рассмотрены обстоятельства похода Суворова в Польшу, его инструкции по подготовке и обучению войск действиям в новой кампании, распоряжения о бережном отношении к мирному населению. Впервые точно подсчитано количество войск, сосредоточенных полководцем для штурма Праги, предместья Варшавы, и рассмотрен ход штурма города превосходящими силами. Объективные данные опровергают как западную, так и позднейшую русскую публицистику, обвинявшую войска Суворова в излишней жестокости. Исследование показывает, что вся организация Суворовым действий русской армии была направлена на защиту мирного населения Польши, и Варшавы в частности, от последствий войны, и что эти действия были успешными. Полководцу удалось не только предотвратить разрушение столицы Польши, но и спасти значительную часть мирного населения Праги.
Genesis: исторические исследования, 2021-5
Богданов А.П. - Россия и Запад в информационном обмене конца XVII в. c. 71-124

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.5.33057

Аннотация: Значительное присутствие иностранных книг в библиотеках, изучение русскими западных языков, тесные контакты с иностранцами в России и за границей в 1680–1720-х гг. оказывали незначительное влияние на русских авторов, предпочитавших описывать события в традиционных литературных формах. Даже в первых исторических монографиях авторы, используя западные научные формы, сохраняли русский литературный стиль. Предпринятые В.В. Голицыным попытки воздействовать на общественное мнение с помощью инспирированных им сочинений, которые распространялись за границей и переводились как иностранные в России, имели тактический успех, т.к. не соответствовали западным представлениям о варварской Московии.   Влияние на западные сочинения о России получила фантастическая версия организации Московского восстания 1682 г. боярами и царевной Софьей, начало которой положили правительство регентства и сторонники канцлера А.С. Матвеева, пропагандировавшие ее за границей особенно успешно. В XVIII в. эта версия была изложена в сочинениях графа А.А. Матвеева и его домашнего учителя Л.И. Поборского. Сравнивая русские истоки и отражения версии с ее западными реализациями, в т.ч. переведенными в Москве, мы получили возможность оценить своеобразие взглядов иностранцев на Россию. Сочетание русских и иностранных изложений фантастической версии заговоров лежит в основе представлений многих историков о «стрелецких бунтах» конца XVII в.
Genesis: исторические исследования, 2021-4
Богданов А.П. - «Грекофилы» и «латинствующие» XVII в.: тексты в контексте c. 1-46

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.4.32317

Аннотация: Статья посвящена спорам о просвещении России в первой половине 1680-х гг. Они возникли и продолжались в связи с замыслом царя Федора Алексеевича открыть в Москве Академию: автономный от государственных и церковных властей университет для подготовки светских и духовных кадров, с обучением на польском, греческом, латинском и русском языках. В статье рассмотрены позиции русских и греческих грекофилов. Одни из них настаивали на изучении исключительно греческого языка для того, чтобы воспрепятствовать распространению знаний на латинском и других языках. Другие – доказывали преимущество греческого языка в системе образования на всех языках науки того времени. Автор показал, что инициатор Академии Сильвестр Медведев, объявленный впоследствии «латинствующим еретиком», положил в основу проекта университета именно второй подход. В статье опровергнуты современные попытки изменить сформированный в XIX–XX вв. взгляд на датировку, содержание и значение основных источников, начиная с Привилегии Академии. Автор доказал, что Привилегия была не плодом фантазии Медведева, но утвержденной царем Жалованной грамотой, утвердившей основные принципы нового университета. В частности, его ученому совету передавались царем функции охраны веры. Применение жестко сформулированных в законодательстве мер против ересей, волхования и т.п. требовало теперь экспертизы ученых. Возражения коллег против «жестокости» этих мер, якобы изобретенных Медведевым, были связаны с незнанием ими действующего законодательства и юридической практики XVII в. Значительная часть статьи посвящена ознакомлению коллег с юридическим, политическим, культурным и литературным контекстом, без которого анализ источников невозможен.
Genesis: исторические исследования, 2021-1
Богданов А.П. - Проблема высшего образования в России второй половины XVII века c. 26-65

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.1.32041

Аннотация: В статье дан общий обзор установленных фактов о работе и замыслах русских училищ 1650–1700-х гг. Проанализирована начавшаяся в XVII в. и идущая до сих пор полемика вокруг высшего образования в России от школы Ртищева до Заиконоспасских греческих школ учеников Лихудов. Тем более в Москве не возникло автономного всесословного университета, задуманного царем Федором Алексеевичем и получившим от него привилегии в царской Жалованной грамоте 1682 г. Автор вскрывает мотивы сопротивления введению регулярного обучения и признанию правил рациональной науки. Показано, что ломка традиционных русских церковных обрядов Никоном на ложной основе греческой учености вызвала сомнения общества в пользе иноземной регулярной науки. А стремление поборников греческой учености доказать, будто латинское образование, в отличие от греческого, опасно для веры, свело на нет попытку царя Федора Алексеевича создать в Москве университет для подготовки светских и духовных кадров. Борьба за задуманную царем Академию привела к столкновению рационализма просветителей с авторитетом церковной власти, в котором первые были уничтожены и подавлены, а духовная власть дискредитирована. Высших учебных заведений в России XVII в. не появилось, московские ученые кадры были уничтожены. В XVIII в., в контексте реформ Петра I, гуманитарное образование внедряли в России малороссийские, а естественнонаучное – западные ученые.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-5
Богданов А.П. - Рукописная традиция «Летописца выбором» c. 108-122

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.5.33777

Аннотация: В статье рассмотрено более 20 списков популярного в XVII в. летописца, открытого только в середине XX в. В историографии из них упоминалось около 10, а описывалось еще меньше. Между тем, «Летописец выбором» имел немалую популярность и весьма богатую историю. Такие сочинения, в которые почти каждый переписчик вносил свои исправления и дополнения, и которые многие продолжали своими летописными записями, являются великолепным источником по истории культуры. Однако они представляют и немалые трудности для изучения. Первая трудность – это выявление, исследование и сопоставление максимально возможного числа списков. Исключительно этим путем можно установить, как развивался текст памятника и что нового вносил в него каждый редактор и продолжатель. Атрибуция каждого списка позволяет понять, в каких именно социальных кругах и регионах России создавались списки и редакции памятника, как они соотносятся между собой по времени. Предварительное сопоставление текстов позволяет нам говорить также о времени, месте и составе протографов изучаемой летописной традиции. Наконец, изучение списков показывает, как «Летописец выбором», родившийся, ставший популярным и оставшийся в XVII в., эволюционировал в следующем столетии в новые памятники исторической мысли.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-3
Богданов А.П. - «Материнская школа» царевича Алексея Петровича c. 96-110

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.3.32756

Аннотация: Статья рассматривает появление и содержание системы учебных пособий для «материнской школы», созданных придворным поэтом и просветителем Карионом Истоминым для царевича Алексея Петровича. Замысел принадлежал бабушке царевича, царице Наталии Кирилловне, которая начала учить в «материнской школе», с 3-х лет вместо обычных 5-ти, еще своего сына Петра. Идея дошкольного образования была выдвинута великим педагогом Яном Амосом Коменским в связи с его концепцией развития детской психики. Сама мысль, что ребенок – не маленький взрослый, и его способности восприятия меняются с возрастом, была революционной для Века Научной революции. В странах Центральной и Западной Европы, где работал Коменский, мысль эта продвигалась с трудом. В России, где с большим интересом покупали и читали труды Коменского, для усвоения этой мысли уже была создана солидная основа. Все дети семьи Романовых (о воспитании их предшественников у нас нет данных) получали массу развивающих игрушек и наглядных материалов, сначала покупных, а затем рисованных картинок и книг в картинках. Совместив русскую традицию с идеями Коменского, Карион Истомин создал не одну, как великий чех, а целую серию книг, в которых обучение и воспитание было образным, в картинках и стихах к ним. Самой знаменитой из этих книг, актуальной по сей день, стал уникальный русский Букварь. Но вся система этих учебных пособий, в которой обучение от наглядного постепенно переходило к логическому, изучена автором статьи впервые.
Genesis: исторические исследования, 2019-3
Богданов А.П. - Прения с греками о вере: текст автографа Арсения Суханова 1650 г. c. 80-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.3.28783

Аннотация: Перед вами первое издание чернового автографа церковной части отчета в Посольский приказ русского посла Арсения Суханова. Текст представляет две первые авторские редакции сочинения. Указано его соотношение с третьей редакцией, протограф которой стал основой рукописной традиции сочинения, известного «Прения с греками о вере». Актуальным это сочинение, защищающее русский церковный обряд, сделали реформы Никона, вставшего на позиции греков – оппонентов Суханова. Публикация показывает, как посол уточнял свой документально точный отчет, состоявший из двух частей. В первой он провел расследование оскорбления государевой чести при сожжении на Афоне московских книг и заставил греков отказаться от обвинений Русского Православия в ереси. Во второй посол защитил суверенитет России от притязаний четырех восточных патриархов указывать царю и Московскому патриарху. Суханов объяснил, что главой мирового православия является православный царь. Так было в Риме, когда Константин Великий пожаловал Римскому папе белый клобук вместо царского венца. Падение пап в ересь сделало главным в православии подчиненного им Константинопольского патриарха, близкого к благочестивому царю. После отпадения в унию и гибели Константинополя главой православия стал Московский патриарх при единственном православном русском царе. Восточные патриархии повторили судьбу избранного Богом, а затем отвергнутого им Израиля. Они не были и вследствие утраты благочестия не могут являться «учителями веры» для русских. Место Римского папы занимает Московский патриарх, а место восточных патриархов – четыре русских митрополита. Такова была официальная позиция Московского правительства в 1650 г.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-4
Богданов А.П. - Итоги изучения «Прений с греками о вере» Арсения Суханова c. 85-99

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.4.26642

Аннотация: Автор подводит итоги 350-летней истории толкований и исследований одного из крупнейших памятников русской общественной мысли: «Прений с греками о вере» Арсения Суханова. Статья сообщает результаты монографического исследования всех обстоятельств создания, бытования и изучения этого сочинения. Полностью пересмотрена историография «Прений», служившая ареной жесткой идейной борьбы. Выявлены скрытые мотивы изданий памятника, получили научное объяснение причины их неисправности. По-новому представлена археография «Прений», вдвое увеличено число их выявленных списков. Впервые восстановлен и издан текст авторских редакций сочинения, созданных официальным представителем России Арсением Сухановым в столице Валахии Тырговиштах с 6 июня до 23 сентября 1650 г. Доказано, что «Прения» представляют собой дипломатический отчет о реально происходивших спорах с греческим и валашским православным духовенством, в которых Суханов отстаивал официальную позицию России как нового центра Православного мира. Обоснован вывод, что Арсений не имел скрытых мотивов спора, вызванных какими-либо церковными несогласиями в Москве. Аргументы, которые опытный дипломат был обязан привести в споре и записать в своем посольском отчете, отражали систему взглядов, принятых в России на высшем государственном и церковном уровне. Подготовленное научное издание авторских редакций «Прений» дало нам достоверный источник для изучения фундаментальных идей русского общества накануне реформ Никона и Раскола русской церкви.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-3
Богданов А.П. - Авторские редакции «Прений с греками о вере»

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.19261

Аннотация: Статья сообщает новые факты об истории создания Арсением Сухановым выдающегося публицистического произведения, «Прений с греками о вере». Предметом исследования являются найденный в РГАДА автограф Суханова и известный авторизованный список Посольского приказа в сравнении с последующей рукописной традицией. Показано, как летом и осенью 1650 г. возникли три первые редакции памятника, из которых последнюю Суханов в декабре сам пустил в оборот. Раскрыты обстоятельства, в которых автор, начав с расследования дела об оскорблении государевой чести, вынужден был последовательно отражать в тексте аргументы полемики с греками, сложившиеся в систему обоснования первенства Русской церкви и царства в православном мире. Обоснован вывод, что значение «Прений» выходило за рамки предстоящего вскоре Раскола Церкви. Судьба автора и его идей, оказавших глубокое влияние на формирование идеологии XVII в., подтверждает этот вывод.
Исторический журнал: научные исследования, 2012-1
Богданов А.П. - Италия в культуре Московского двора последней четверти XVII века
Аннотация: в статье дана характеристика отношений русского культурного общества с Италией. На материале XVII в. показано, что с точки зрения образованного русского, кроме России, именно Италия представляет в Европе подлинную историческую и культурную ценность и что итальянцы, как и русские, ярко выделяются среди народов Европы
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.