по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кузьмин Юрий Викторович
Исторический журнал: научные исследования, 2022-3
Кузьмин Ю.В. - Мировая самолётостроительная промышленность XX века: количественный анализ c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.3.38375

Аннотация: На основе сбора данных более чем о 20000 моделях самолётов, созданных в мире в XX веке, и более 40000 записей об их выпуске, построены графики производства самолётов по годам в штуках и тоннах. Публикуется разбивка производства по годам по назначению самолётов и по ведущим странам. Производство рассчитано не только в штуках, но и по суммарной массе конструкций. Вторая оценка точнее соответствует интенсивности работы авиапромышленности, позволяя дифференцировать трудо- и материалозатраты при выпуске лёгких и тяжёлых самолётов. Указанные графики построены и публикуются впервые. Выявлена роль ведущих стран в мировом производстве. Показано, что спад производства после Первой мировой войны в десятки раз был сильнее всего выражен не в России, а в Великобритании. Показано, что СССР прочно удерживал второе место по выпуску самолётов в мире с середины 1930-х до 1990 года, а в середине 1930-х годов кратковременно вышел на первое место в мире. Показано влияние репрессий 1930-х годов на авиапромышленность СССР, выразившееся в заметном снижении интенсивности разработок новых моделей самолётов. Выявлено, что во второй половине XX века доля боевых самолётов в выпуске постоянно снижалась, и к 2000 г. свыше 80% мощностей мировой авиапромышленности было занято производством коммерческих самолётов.
Историческая информатика, 2022-3
Кузьмин Ю.В. - Развитие конструкций четырёхместных самолётов в XX веке c. 56-80

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.3.38633

Аннотация: Работа посвящена анализу конкретной подотрасли авиастроения и, в то же время, выявлению общих законов развития техники. Впервые дана общая картина развития конструкций четырёхместных самолётов в мире в XX веке, выявлены приоритетные конструкции. Показано, что развитие четырёхместных самолётов проходит через две стадии: поисковая (до конца 1940-х годов), когда периодически сменялись популярные схемы самолётов, сильно варьировались их характеристики, и сменившая её стадия зрелой технологии. Во второй половине XX века и качественные, и количественные характеристики четырёхместных самолётов менялись мало, попытки их улучшить не приводили к росту спроса. Смена поколений техники сменилась существованием, когда каждый отработанный за время предыдущего периода тип конструкции нашёл свою рыночную нишу. Раздел фаз, переход от смены поколений к их сосуществованию, чётко виден при анализе как качественных, так и количественных показателей самолётов. Обнаружена парадоксальная реакция разработчиков на спад продаж, выражающаяся в усилении конструкторской активности и попытке предложить товары с лучшими техническими характеристиками, показана неэффективность такой реакции. Выявлено, что, вопреки широко распространённому мнению, смена технологических решений в производстве происходит быстрее, чем в разработке. В результате большую часть рынка захватывают не пионеры и не ретрограды, а последователи – те, кто применяет в своих изделиях современные, но уже опробованные технологии. В то же время попытки создавать и предлагать потребителям летательные аппараты в уже не пользующейся спросом методологии упорно и безуспешно продолжаются в течение десятилетий.
Историческая информатика, 2022-2
Кузьмин Ю.В. - Развитие и разработка четырёхместных самолётов в XX веке. Статистический анализ c. 87-110

DOI:
10.7256/2585-7797.2022.2.38184

Аннотация: Предмет статьи - производство и разработка четырёхместных самолётов общего назначения в мире в XX веке. Это важнейший сегмент авиации общего назначения: четырёхместных самолётов построено больше, чем трёх- и 5-10-местных самолётов вместе взятых. Его выбор связан с желанием определить, реально ли меняются требования к изделиям, предназначенным для выполнения одной и той же задачи: перевозки по воздуху четырёх человек. Методика работы заключалась в сборе сведений обо всех построенных моделях самолётов и об их выпуске. Собраны данные о 871 моделях и более чем 2500 записей об их выпуске   Впервые построены графики производства и появления новых моделей четырёхмерных самолётов с разбивкой по странам. Описаны приоритетные конструкции. Выявлена доминирующая роль США и устойчивая дуополия фирм "Цессна" и "Пайпер". Показано, что спрос на самолёты сильно варьируется в соответствии с социально-политической обстановкой в мире. Выявлена роль СССР, как одного из ведущих производителей четырёхместных самолётов, хотя и в несравненно меньших объёмах, чем в США. Показано, что конструкторы систематически отвечают на спад спроса усилением интенсивности конструкторских работ что, однако, не приводит к желаемому результату - увеличению продаж. Следовательно, такое поведение должно быть признано неэффективным.
Историческая информатика, 2021-2
Кузьмин Ю.В. - Эволюция поршневых истребителей: применение кластерного анализа к истории техники. Часть 2 c. 24-78

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.2.36064

Аннотация: Проведён кластерный анализ всех серийных конструкций поршневых истребителей, созданных с 1913 по 1951 годы. Учтены 672 модификации, строившиеся в 26 странах мира. В качестве координат выбраны максимальная скорость, нагрузка на крыло, нагрузка на мощность и весовая отдача. Кластеризация позволяет выявить пионерские конструкции: наиболее ранние модели в каждом из кластеров. Возможно также измерить динамику времени жизни идей: она соответствует длине периода, в течении которого создавались самолёты по одной методологии, имеющие сходные характеристики, то есть, самолёты одного кластера. Наконец, частота возникновения новых кластеров демонстрирует скорость прогресса технологии. Найдены переломные точки развития, это 1930 и 1935 годы. До 1930 года лётные характеристики росли как благодаря росту тяговооружённости, так и из-за увеличения нагрузки на крыло. Позднее тяговооружённость остаётся практически неизменной. В 1935 г. появились первые самолёты сразу трёх из 19 кластеров, отличавшиеся заметно более высокими данными. Среди них малоизвестный югославский истребитель Ikarus IK-2 и советский И-16 тип 5. Изучена смена стран-лидеров развития технологии. Изучено время жизни идей: промежуток между созданием первой и последней модели, относящейся к кластеру, соответствует времени, в течение которого конструкторы проектировали самолёты по одним подходам. Между войнами этот промежуток превышал 10 лет, во время бурного развития он укорачивается до 5-6 лет.
Историческая информатика, 2020-2
Кузьмин Ю.В. - Соотношение объемов производства и результативности конструкторских работ в мировом авиастроении XX в. Статистический анализ базы данных c. 63-87

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.2.32892

Аннотация: Результативность НИОКР в области авиации предложено оценивать по числу появляющихся в год новых модификаций самолётов. Проведено сравнение данного метода с другими: по финансовым затратам, по трудоёмкости, библиометрическими методами, указаны достоинства и недостатки предлагаемого метода. Приведена авторская методика проверки полноты исходных данных, основанная на использовании независимых выборок из той же совокупности. Впервые построена динамика создания новых модификаций самолётов в XX веке. Проведено сравнение получившегося графика с построенным ранее автором графиком производства самолётов. Метод исследования: статистический анализ данных о разработке и производстве самолётов, собранных автором в реляционной базе данных. Было выявлено, что корреляция двух графиков нарушается уже в 1910 г. и полностью исчезает после 1930 г., что огромный рост производства самолётов во время Второй Мировой войны не привёл к росту интенсивности появления новых модификаций, что график результативности конструкторских работ ведёт себя намного более жёстко, чем график производства, слабо реагируя на экономический рост и спад.
Историческая информатика, 2019-2
Кузьмин Ю.В. - Спад производства самолётов в СССР в 1980-х годах: статистический анализ базы данных. c. 106-146

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.2.29402

Аннотация: Показано, что в первой половине 1980-х годов в авиастроении как в СССР, так и во всём мире, произошёл быстрый, одновременный и значительный спад производства, затронувший выпуск и гражданских, и военных самолётов. Выпуск же самолётов во второй половине 1980-х, вплоть до 1990 года, и в мире, и в СССР поддерживался примерно на постоянном уровне. Спад в СССР произошёл не во время «перестройки», а раньше, в период «позднего застоя». Расчёты проведены на основе собранных автором сведений. Данные из более чем 100 источников собраны в созданной базе данных, включающей более 700 записей о выпуске самолётов в СССР в 1976-1990 годах В отличие от СССР в целом и большинства других стран мира, спада в выпуске самолётов в 1980-е годы не было в странах СЭВ (ЧССР, Польше, Румынии), а также в Грузии и Узбекистане. В статье сделаны предположения о возможных причинах этого.
Историческая информатика, 2018-4
Кузьмин Ю.В. - Научно-технический уровень России в годы Первой Мировой войны на примере авиастроения (статистический анализ базы данных) c. 1-21

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28187

Аннотация: В работе рассмотрена динамика роста скорости самолётов в 1913-1918 годах для основных стран-участниц Первой мировой войны: Великобритании, Германии, Италии, России, САСШ и Франции. Впервые были рассчитаны именно средние скорости, для чего потребовалось собрать данные о выпуске летательных аппаратов по типам и по годам. Отдельно проведено сравнение только для боевых самолётов и только для истребителей - класса, для которого скорость имеет особенно большое значение. Уточнены и данные по выпуску самолётов в рассматриваемый период. Сведения о производстве самолётов в 1913-1918 годах и их характеристиках были собраны автором в созданной им базе данных, в которой имеется 2450 записей о выпуске самолётов в указанный период. Показано, что в 1913 г. средние скорости самолётов шести стран были близки, но к концу войны союзники: Великобритания, Франция и Италия вырвались вперёд. Германия и, особенно, Россия существенно отставали. Причём в Германии отставание возникло в 1917-1918 годах, а в России - не в эти революционные годы, а, в основном, в первые два года войны. Сделаны предположения о причинах такого отставания. Показано, что из года в год в авиационном производстве России росла доля отечественных конструкций и в 1917-1918 г. она достигла половины.
Историческая информатика, 2018-2
Кузьмин Ю.В. - Производство самолётов в 1931-1945 годах в странах – участниках Второй Мировой войны: кто к какой войне готовился? c. 27-57

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26630

Аннотация: Автором создана база данных со сведениями о самолётах, выпускаемых в мире в XX веке. В частности, в базе содержится более 7000 записей о выпуске самолётов в 1931-1945 годах в шести ведущих странах мира. Впервые представлены сведения о выпуске самолётов в СССР, США, Британской Империи, Франции, Германии и Японии с за этот период разбивкой по назначению по трём пятилетним периодам: 1931-35, 1936-40, 1941-45 годы. Проанализированы различия в структуре и темпах выпуска самолётов, сделаны предположения о причине этих различий, связанные, в том числе, с военной политикой и политическими задачами государств. Найдено, что по некоторым показателям, в том числе, по отношению числа выпускаемых истребителей к числу ударных самолётов и бомбардировщиков, структуры выпуска самолётов в 1930-х годах у стран – будущих союзников были схожи между собой и отличались от стран – будущих членов Оси.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.