по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Усов Алексей Александрович
Культура и искусство, 2022-9
Пермиловская А.Б., Герасимова А.И., Усов А.А. - Курная изба: архитектурно-конструктивные особенности и интерьер (на примере дома-двора Третьякова, д. Гарь, Каргопольский район) c. 41-57

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.9.38783

Аннотация: Россия – это «страна зодчих» (И. Э. Грабарь). Русский Север – часть ее территории, где до настоящего времени сохраняются памятники деревянного зодчества. Одним из районов Севера является Каргополье, архитектурные традиции которого восходят к высокой плотницкой культуре Древнего Новгорода. Местные постройки – образец традиционного деревянного строительства, сокровищница знаний об обычаях, культуре и истории русского народа. В деревянных памятниках Каргополья виден не только накопленный опыт русских мастеров, но и сам дух великолепия северного деревянного зодчества. Предмет исследования – архитектурно-конструктивные особенности и традиционный интерьер дома-двора М. А. Третьякова (в настоящее время – часть экспозиции музея деревянного зодчества «Малые Корелы») как пример крестьянской курной избы Каргополья. Статья основана материалах экспедиционных исследований д.культ. А. Б. Пермиловской (1984, 2006) – поселений и памятников народной архитектуры Каргопольского района Архангельской области с выполнением фотофиксации и схематических обмеров; анализе архивных документов, интервью с жителями Каргопольского района. Научная новизна исследования заключается во введение в научный оборот новых архивных источников и полевых материалов по традиционной культуре Русского Севера. В результате проведён анализ архитектурно-конструктивных особенностей курных изб, выявлено значение топки «по-черному» для Каргополья. Дом-комплекс М. А. Третьякова представляет интерес, т.к. заключает в себе своеобразный «архитектурный код» к пониманию особенностей строительства курных изб. Результаты исследования показывают, что дом-двор М. А. Третьякова является памятником деревянного зодчества, сохранившим оригинальные конструктивные решения, планировку помещений. Курная изба сохранила архаичное устройство топки «по-черному», связанные с ней предметы быта, а также оригинальный интерьер. Благодаря этому, в современной экспозиции дома отражен реальный быт каргопольского крестьянина-середняка XIX в.
Человек и культура, 2022-6
Усов А.А. - Традиционный комплекс дома-двора в исторических поселениях Терского Поморья (по материалам экспедиции в с. Варзуга) c. 47-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.6.39447

Аннотация: В статье представлены предварительные результаты архитектурно-этнографического обследования с. Варзуга. Предметом исследования является традиционный комплекс-дома двора в культурном ландшафте сельских исторических поселений Терского Поморья. Цель – определить место и роль дома в пространстве современного поморского поселения; выявить особенности архитектурно-конструктивного устройства, планировки и декора жилища как этномаркера русских на Севере и в Арктике. Исследование основано на эмпирическом материале, полученном в ходе экспедиционных работ 2022 г. в Терском районе Мурманской области. Работа опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А.Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества.   Научная новизна исследования заключается в том, что текущий статус поморского жилища слабо изучен, севернорусский дом-комплекс на современном этапе своего существования почти не представлен в актуальных исследованиях, что восполняется в данной работе. Также, осуществлена попытка сравнительного анализа жилища Терского и Онежского Поморья. Автор делает вывод, что изба с. Варзуга представляет собой более компактный вариант «бруса», который встречается в поселениях южного побережья Белого моря. Основное конструктивное отличие – «задняя» изба здесь соседствует не с холодной клетью, а со значительно уменьшенным хозяйственным двором, и имеет свой собственный «главный» фасад, выходящий на озадки дома. Однако в целом, даже значительно перестроенный дом сохраняет свое место как фактор формирования культурного ландшафта поселения, несет черты преемственности старинных плотницких традиций, и в своем лаконичном декоре заключает культурные смыслы, отражающие менталитет и характер местного поморского населения.
Культура и искусство, 2021-11
Усов А.А. - Особенности формирования и трансформации культурного ландшафта исторических поселений Онежского Поморья c. 1-21

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36850

Аннотация: Объект исследования – историко-культурная и природная среда исторических поселений Русского Севера. Предмет исследования – традиционное жилище как фактор формирования и трансформации культурного ландшафта Онежского Поморья. Цель – изучить особенности формирования и трансформации культурного ландшафта сельских поселений Онежского Поморья на материале традиционного жилища. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе экспедиционных работ НЦ традиционной культуры и музейных практик ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН в Онежский район Архангельской области (2018-2021). Также, использованы архивные источники Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва), опыт изучения памятников деревянной архитектуры музея под открытым небом «Малые Корелы» (Архангельская область). Данные получены путем фотофиксации памятников архитектуры, выполнения схематических обмеров, проведения этнографического анкетирования местных жителей методом интервью. Исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. Культурный ландшафт Онежского Поморья (и Русского Севера в целом) - это, прежде всего, ландшафт сельских исторических поселений. Северные поселения возникали в тесной взаимосвязи с природным ландшафтом, преобразовывали его в культурный. Особую роль в этом процессе на территории Онежского Поморья сыграло местное население – поморы. При освоении пространства они руководствовались принципами создания компактной формы поселений, возводили замкнутый тип жилища для противодействия холодному климату. Благодаря адаптивным возможностям традиционного жилища, отраженным в его архитектурно-конструктивном устройстве, стало возможным выживание человека в условиях Севера. Дом представляет собой отражение природного пространства Русского Севера и Арктики, пропущенного через «призму» поморского менталитета и плотницкой культуры, является способом сосуществования человека и окружающей его природной среды, особым маркером северорусской идентичности, неотъемлемой частью севернорусского культурного ландшафта.
Культура и искусство, 2019-5
Усов А.А. - Традиционное крестьянское жилище в культурном ландшафте Онежского Поморья (на примере с. Ворзогоры) c. 31-41

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.5.29339

Аннотация: В статье проведено изучение традиционного крестьянского жилища (предмет исследования), как объекта, формирующего сельский культурный ландшафт северных и арктических территорий. Цель работы – изучение архитектурно-конструктивного устройства северорусского дома-двора в природно-культурном пространстве Онежского Поморья. Поморская культура – это русский вариант морской культуры в Арктике. Культурный ландшафт Русского Севера – это, прежде всего ландшафт сельских исторических поселений. Дом был одним из способов освоения природной среды, благодаря его адаптивным возможностям, отраженным в архитектурно-конструктивном и планировочном устройстве, стало возможным выживание человека на Севере и в Арктике. Источник исследований: эмпирические экспедиционные материалы по Приморскому и Онежскому районам Архангельской области 2018 года; архивные источники Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), памятники деревянной архитектуры музея под открытым небом: «Малые Корелы» (Архангельская область). Статья основывается на использовании комплекса методов: системного, культурно-исторического, искусствоведческого, этнокультурологического. Произведена фотофиксация памятников архитектуры, выполнены схематические обмеры, проведено этнографическое анкетирование местных жителей методом интервью. Исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А.Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. В результате проведенной работы получены новые данные об архитектурно-планировочном устройстве поморского дома, приспособления его к условиям субарктического климата и градообразующей роли в формировании культурного ландшафта уникального исторического поселения Ворзогоры. Область применения результатов: в научной работе, формировании экспозиций музеев под открытым небом, реставрации памятников деревянного зодчества, современном сельском домостроении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.