по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Скоропад Алексей Эдуардович
Социодинамика, 2014-8
Скоропад А.Э. - Антирелигиозная деятельность комсомола как звено советской системы политического контроля (1918-1929 гг.) c. 112-131

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.12774

Аннотация: В статье показано взаимовлияние становления советской системы политического контроля и антирелигиозной деятельности комсомола в 1918-1929 гг. Само обращение политического контроля в сторону антирелигиозной деятельности комсомола автор признает целесообразным. Коль сама эта деятельность носила не просто научно-просветительский характер, а была одним из основных направлений общественно-политической деятельности массовой молодежной организации, вовлекала в свою сферу огромные массы не только союзной молодежи, но и населения всех возрастов, государство обязано было осуществлять политический контроль в этой сфере. Опыт деятельности комсомола в первую очередь оценивается автором с государственных позиций. Автор, как и другие члены сложившейся при Тамбовском государственном техническом университете научной школы «История молодежного движения в России», придерживается теории огосударствления комсомола, согласно которой комсомол рассматривается как своеобразное «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью Показано, что в середине 1920-х гг. политический контроль, как разновидность управления в молодежной среде, осуществлялся в духовной сфере довольно успешно. Автор утверждает, что повышению эффективности осуществления политического контроля на местах способствовала разработка центральными советскими органами «Программ обследования деревни (села)». Объективно оценивая весь изучаемый период, автор признает, что политический контроль в духовной сфере был направлен не столько против экстремистских действий комсомольцев или, наоборот, верующих, сколько против инакомыслия как такового. Практика осуществления государственной функции политического контроля носила преимущественно репрессивный характер.
Социодинамика, 2014-2
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Теоретические основы функционирования раннего комсомола в системе советского политического контроля c. 75-98

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.2.10696

Аннотация: В статье проанализированы материалы партийных и комсомольских съездов и конференций первых лет советской власти, выступления коммунистических лидеров, обосновавшие включение коммунистического союза молодежи в систему советского политического контроля. Показательным для понимания того, что комсомол рассматривался не только как субъект, но и как объект политического контроля, авторы считают указание Х съезда РКП (б), предписывавшее РКСМ привлечь комсомольцев к обсуждению вопросов общеполитических, советского и партийного строительства, но не в своих организациях, а через участие в открытых общих собраниях партийных организаций, делегатских собраниях, конференциях и съездах. Этим решением партия показала, что комсомол мог вести политическую деятельность, но только под контролем партии, в определяемых ею рамках. Авторы стремились преодолеть идеологические стереотипы как в изучении советской действительности, так и в поиске методов источниковедческой критики, позволяющих преодолеть необъективную подачу информации в официальных документах. Учитывались особенности каждого из временных отрезков изучаемого периода. В основу построения текста положен проблемно-хронологический принцип. Научная новизна статьи связана с тем, что она является первым специальным исследованием, посвященным комплексному изучению теоретических предпосылок включения комсомола в систему советского политического контроля . Причем выявлены теоретические основы как внешнего, так и внутреннего открытого политического контроля над комсомолом.Показано , что с самого начала существования РКСМ союз рассматривался как объект контроля со стороны коммунистической партии. Однако если на ранних стадиях взаимоотношений партии и комсомола допускалась определенная самостоятельность союза молодежи, с введением нэпа в решениях съездов партии и комсомола предписывался значительно более жесткий контроль по отношению к молодежному союзу.В конце 1920-х годов теоретически была обоснована необходимость усиления внутреннего контроля в ВЛКСМ.
Genesis: исторические исследования, 2014-2
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Быт и досуг комсомольцев в сфере политического контроля в РСФСР 1918-1929 гг. c. 78-105

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10710

Аннотация: Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации открытого политического контроля, осуществляемого в отношении повседневной жизни членов комсомольских организаций в 1918-1929 гг. В статье изучены различные аспекты влияния политического контроля на быт и досуг коммунистической молодежи.Территориальные рамки ограничены территорией РСФСР. В ряде сюжетов используется региональная локализация исследования на основе материалов Тамбовской губернии, что способствует более детальному изучению ювенальной истории, позволяет скорректировать некоторые выводы, сделанные на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. Большое значение в изучении данной темы имели источники личного происхождения — переписка комсомольских руководителей разного уровня, рабселькоров, письма и жалобы в партийные и комсомольские органы, редакции газет (как классические способы политической коммуникации), воспоминания и мемуары. Весьма репрезентативным источником стал двухнедельный журнал «Смена», в котором особый интерес представляли письма читателей и обзоры с мест. Авторы пришли к выводу, что политический контроль приобретал все более тотальный характер. Одним из главных объектов политического контроля стала повседневная жизнь молодежи. С одной стороны, политизация контроля повседневной жизни однозначно вела к активизации борьбы с негативными явлениями. С другой стороны, сама негативность определялась весьма конъюктурно, в зависимости от вкусов и пристрастий тех, кто обладал политической властью (хотя бы в местном масштабе). Поскольку данные пристрастия не отличались единообразием, весьма противоречиво выглядит и направленность политического контроля в этой сфере. Но при этом всех их объединяло стремление полностью регламентировать повседневную жизнь молодёжи, радикально изменить традиции. Молодёжь была дезориентирована противоречащими друг другу заявлениями и оценками коммунистических лидеров и пропагандистов, одновременно утверждавших фактически несовместимые нормы повседневного поведения. Это еще в большей степени повышало тягу молодежи к поискам всяческих экстравагантных форм повседневной жизни.
Социодинамика, 2013-12
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Открытый внешний политический контроль над комсомольскими организациями в РСФСР (1918-1929 гг.) c. 97-123

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1070

Аннотация: Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации открытого внешнего политического контроля, осуществляемого в отношении комсомола в целом и отдельных членов комсомольских организаций.Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1918 года по 1929 год. Начальная дата связана с образованием РКСМ. Конечный рубеж обусловлен коренными изменениями социально-экономической политики советского государства. В ряде сюжетов используется региональная локализация исследования на основе материалов Тамбовской губернии, что способствует более детальному изучению ювенальной истории, позволяет скорректировать некоторые выводы, сделанные на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. При изучении поставленной проблемы авторы вслед за Н. А. Володиной под политическим контролем понимают имманентно присущее любому государству качество, представляющее собой комплекс мероприятий власти, направленных не только на контроль поведения индивида, всех социальных групп, но и на формирование мировоззрения и поведения основной массы населения на основе задаваемых идеологических канонов и практических потребностей режима . Политический контроль при этом делится на открытые и тайные формы.Важнейшую роль в изучении проблемы сыграло обращение к архивным документам Российского государственного архива социально-политической истории, в первую очередь его молодежного филиала . Приоритетное значение было отдано изучению документов Фонда Центрального Комитета комсомола (Ф. М-1) РГАСПИ, наиболее полно раскрывающего механизм открытого политического контроля над комсомольцами. По мнению авторов, внешний открытый политический контроль в основном проявился в установлении партийного руководства комсомолом. В результате его эволюции в изучаемый период сформировалась такая ситуация, что если комсомол и допускался к политической деятельности, то только под контролем коммунистической партии, в строго определяемых партией рамках.Мощным инструментом политического контроля в изучаемый период стало также движение рабочих и сельских корреспондентов.Хотя главной мишенью рабселькоровской активности стали нерадивые чиновники,в статье показано, что весьма активно использовались рабселькоры и для контроля над молодежной коммунистической организацией.
Социодинамика, 2013-4
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Институализация комсомола как государственного органа c. 185-208

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.4.462

Аннотация: В статье выявлены теоретические основы институализации Коммунистического союза молодежи как государственного органа. В первую очередь авторы обращают внимание на становление комсомола как органа политического контроля. Причем комсомол показан в советской системе политического контроля и как объект, и как субъект контроля. Поскольку советская государственность понималась как система власти, не ограниченная формальными законами, авторы приоритетно обращают внимание не на официальное законодательство, где комсомолу практически не уделялось внимания, а на решения форумов коммунистической партии, выступления ее лидеров насчет принципов взаимоотношений коммунистической партии и комсомола, комсомола и государства, сравнивают их с решениями самого комсомола.
Genesis: исторические исследования, 2013-1
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Начальный этап истории советской системы политического контроля в современных исследованиях c. 1-29

DOI:
10.7256/2306-420X.2013.1.492

Аннотация: В статье выявлены основные направления, методология, достижения и нерешенные вопросы в исторических и историко-правовых исследованиях начального этапа развития советской системы политического контроля. Являясь неотъемлемой функцией государства, политический контроль развивается по мере усложнения общественной жизни. По мнению авторов, фактически сложилось новое научное направление, синтезирующее результаты исторических, юридических, политологических и социологических исследований. Авторы проявляют солидарность с позицией, согласно которой предназначение политического контроля — снабжать власть объективной информацией о политических настроениях населения, создавая тем самым возможность необходимой корректировки политического курса.Охарактеризована роль в развитии исследований советской системы политического контроля В.С. Измозика, В.К. Криворученко, Н.А. Володиной, С.А. Дианова, А.П. Каткова, Р.Л. Никулина, Т.М. Горяевой, Н.В. Офицеровой, С.Е. Майшева, А.Ю. Демина, Е. С. Лапатухиной и др.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"