по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Федорова Марина Владимировна
Социодинамика, 2020-6
Федорова М.В. - Религиозная идентичность в современном цифровом мире c. 66-79

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.6.33085

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является религиозная идентичность российской молодёжи в условиях современного цифрового общества. Автор анализирует причины трансформации идентификационных процессов, подробно рассматривает характерные черты религиозной идентичности, определяет специфику религиозного дискурса в Интернет-среде. По мнению автора, основной причиной изменения религиозного сознания и идентичности становится ускоренная цифровизация всех сфер социальной жизни. Данная проблема актуализируется в период распространения COVID-19, вынужденной самоизоляции и перехода к работе в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникативных технологий. Автор полагает, что религиозную идентичность необходимо рассматривать в настоящий момент с позиции ее включенности в более широкое явление – киберидентичность. Автор предлагает собственное определение киберидентичности и определяет основные факторы ее формирования (социальные сети и мессенджеры, компьютерные игры, интернет-мемы и т.д.).       Положения статьи опираются на анализ информации сайтов религиозных организаций, различных групп в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах. Основным источником эмпирических данных послужили результаты масштабного исследования динамики ценностных ориентаций молодежи Нижегородской области, реализуемого с 2006 по 2019 гг. В заключении статьи автор делает выводы о том, что в настоящее время может создаться впечатление, что секулярные тенденции растут, наблюдается падение интереса молодежи к проблемам религии. Это подтверждается и данными проведённых исследований (массовый опрос, интервьюирование, анализ контента социальных сетей). Однако процессы секуляризации имеют противоречивый, нелинейный, непредсказуемый характер. В Интернет-пространстве диалектика религиозного и секулярного не просто сохраняется, она начинает выражаться в категориях цифрового общества. В цифровом постсекулярном обществе религиозная идентичность становится частью более глобальных идентификационных процессов. Это ставит определенные задачи перед традиционными религиями, которые вынуждены адаптироваться к цивилизационным вызовам.
Философия и культура, 2017-2
Федорова М.В. - Смех как религиозный феномен c. 123-135

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.21966

Аннотация: Предметом исследования выступает смех как религиозный феномен. Предпринимается попытка проанализировать символическое значение смеха в религиозных практиках и мифах, выявить роль и место смеха в религиозном опыте человека. Связь между смехом и религией отчётливо прослеживается в явлении ритуального смеха, в отдельных аспектах смеховой культуры Античности и Средневековья, в новых мифах массовой культуры современного общества. Смех в данной статье трактуется в качестве связующего звена между сакральным и профанным пластами бытия, то есть в качестве иерофании. Рассмотрение смеха как религиозного феномена осуществляется с позиции феноменологии и, прежде всего, герменевтико-феноменологического метода М. Элиаде: его концепции крипторелигиозности и homo religiosus. Выбранный методологический подход позволяет по-новому оценить роль и значение смеха в сфере религиозного опыта современного человека. Особую важность эта проблема приобретает в свете новой (постмодернистской) религиозности и массовой культуры: активные процессы неомифологизации сознания, становление смеха как главного эстетического принципа меняют границы священного и мирского.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"