по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Матрена Петровна
Филология: научные исследования, 2019-6
Дишкант Е.В., Попова М.П., Чиркоева Д.И., Тобуроков Н.Н., Башарина З.К. - Особенности филологического анализа лирического стихотворения "Прощай" П.А. Ойунского c. 106-118

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.6.31826

Аннотация: В статье предпринята попытка филологического анализа стихотворения “Прощай” П. Ойунского. Системный анализ стихотворения на звуковом, стилистическом и идейно-образном уровнях позволил определить черты новаторства П. Ойунского в использовании силлабической системы стихосложения в якутской поэзии, выявить употребление наиболее частотных в стихотворении глаголов и глагольных форм, придающих произведению медитативность и философичность. Выявлены и исследованы тематические поля: человек и природа, время и пространство, человек и общество, смерть, поэт и бессмертие. Методологические основы филологического анализа поэтического текста в разное время были изложены в ряде научных работ М.М. Гиршмана, М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Хализева В.Е., Шанского Н.М., Д.М. Магомедовой и др. В художественном произведении значим любой элемент текста, так как он несет в себе определенную идейную нагрузку, и соответственно должен быть учтен при разработке комплексного филологического анализа. Впервые в якутском литературоведении представлен целостный филологический анализ программного стихотворения П.А. Ойунского. На основе проведенного филологического анализа стихотворения «Бырастыы»-«Прощай» мы еще раз убедились в новаторстве и поэтическом мастерстве П. Ойунского. Он впервые в якутской поэзии использовал силлабическую систему, обогатил ее строфику. Поэт в стихотворении отдает предпочтение именам существительным с аффиксом принадлежности, в основном, 1-го лица, что позволяет ему выразить свои сокровенные чувства. В глагольных формах преобладают образные и звукоподражательные слова, благодаря чему стихотворение становится не только лирическим, но и торжественным, драматическим.
Филология: научные исследования, 2019-2
Попова М.П., Дишкант Е.В. - Якутская поэзия конца ХХ века: основные тенденции развития c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.2.28403

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных тенденций развития якутской поэзии конца ХХ века: идейно-тематической направленности, жанровых особенностей, поэтики и стиля, изучению женской лирики в гендерном аспекте, рассмотрению русскоязычной поэзии Якутии в общероссийском контексте. Предметом анализа выступили лирические произведения малой и средней формы поэтов 1980-1990-х гг.: Ивана Гоголева, Петра Тобурокова, Саввы Тарасова, Натальи Харлампьевой, Ольги Корякиной-Умсуура, Алексея Михайлова, Айсена Дойду, Софрона Осипова и авторов объединения «Белая лошадь» др. Основу исследования образуют эмпирические (наблюдение, сравнение) и теоретический (сравнительно-исторический) методы. Методологической базой работы послужили труды известных литературоведов Якутии: Н.Н. Тобурокова, В.Б, Окороковой, Л.Н. Романовой и др. В процессе анализа якутской поэзии конца ХХ века были выявлены национальные особенности восприятия окружающей действительности якутскими лириками, что отразилось в их творчестве как в идейно-тематическом плане, так в жанровом отношении (трансформация форм якутского фольклора). В русскоязычной поэзии данного периода проявились основные тенденции развития общероссийской литературы ХХ века – поиск новых средств выражения и жанровых форм, стремление к игровым преобразованиям, элементы авангардизма, абсурдность и парадоксальность видения бытия.
Филология: научные исследования, 2019-1
Попова М.П., Окорокова В.Б., Тобуроков Н.Н. - Софрон Данилов: личность писателя на стыке времен и эпох c. 13-19

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.1.28314

Аннотация: В статье анализируется вклад народного писателя Якутии Софрона Петровича Данилова в развитие прозы и в целом всей якутской художественной литературы. Новаторством писателя стал выработанный им лирико-психологический стиль. Как писатель-мастер психологического анализа, он создал неповторимые образы современников. Софрон Данилов обладал талантом литературного критика. Он обстоятельно, на научной основе исследовал произведения классиков якутской литературы, выявляя своеобразие их писательского мастерства. Софрон Данилов публицистике уделял особое внимание, через открытое слово стремился довести до читателей наболевшие проблемы современности, потому воспринимался не только писателем-философом, но и мыслителем. Методологической основой статьи послужили труды М. М. Бахтина, М. Н. Ломуновой, А. Н. Мыреевой, Д. Е. Васильевой, Г. Г. Филиппова В ходе исследования поставленных задач применяются следующие методы: методы эмпирического исследования , методы теоретического исследования (сравнительно-исторический, теоретический анализы). Основные выводы: Софрон Данилов впервые ввел в повествование якутской прозы «многоголосие» и монологичность. Стал автором первого в якутской литературе социально-психологического романа «Бьется сердце», в котором изобразил жизнь общества эпохального времени на рубеже – 1950-60-гг. ХХ века, т. н. времени «оттепели». Стал крупным прозаиком, автором романов и повестей. Софрон Данилов стоял на истоке создания нового стиля, новой прозы, потому оказал огромное влияние на развитие современной якутской литературы, многие писатели называли его своим учителем. Творчество Софрона Данилова было высоко оценено критиками и литературоведами, он был любимым писателем читателей всей страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"