по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Филипова Александра Геннадьевна
Социодинамика, 2023-11
Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М., Абросимова Е.Е. - Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге c. 46-62

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.11.69015

Аннотация: Стремительно развивающаяся видеоблогосфера привлекает разнообразную аудиторию, в числе которой оказываются дети и молодые люди. Последние потребляют как развлекательный, так и образовательный контент. Пандемия Covid-19 способствовала усилению цифровизации образования, а также развитию образовательного видеоблогинга. В рамках исследовательского проекта нами были обозначены три основных подхода в интерпретации видеоблогинга в педагогическом контексте – видеоблогинг как средство (технология обучения), видеоблогинг как средство коммуникации учителя и учащегося и видеоблогинг как средство продвижения профессии учителя, совершенствования педагогического мастерства. Самопрезентации учителей в социальных сетях, их коммуникации с аудиторией показывают сформированность их цифровых навыков, а значит, способность готовить учащихся к использованию цифровых технологий, решению проблем и коммуникациям в сетевых общественных пространствах. Целью нашего исследования является анализ самопрезентаций образовательных видеоблогеров и их типологизация. Эмпирические материалы исследования представлены текстами экспертных интервью с учителями-блогерами (N= 10) и фокус-групп со школьниками (N = 69), а также непосредственно видеороликами, размещенными на каналах 48 образовательных блогеров (всего 240). Анализ видео, сопровождаемый изучением научной литературы и высказываний экспертов, позволил выделить два основных и четыре дополнительных типа самопрезентации образовательных видеоблогеров – «эксперт», «практик», «предприниматель», «творческий тип», «свой парень», «экспериментатор». Среди критериев выделения данных типов: эмоциональные приемы; использование средств и приемов обучения, в том числе технических; лингвистические средства; выражение собственной позиции; диалогичность; оформление фона, выбор одежды и др. Описание каждого типа самопрезентации сопровождается примерами из отобранных кейсов англоязычных и русскоязычных образовательных блогеров. Типологизация может быть использована как для саморефлексии авторов образовательных каналов, так и для исследований в данной области. В последующем типология будет верифицирована посредством метода факторного анализа на описанной выборке из 240 образовательных видеороликов.
Социодинамика, 2022-7
Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М. - Практики и ресурсы включения подростков в жизнь города: экспертный взгляд c. 11-23

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.7.38201

Аннотация: Предметом исследования выступает городская среда. Городская среда, в которой растет подросток, влияет на его социализацию через пространственные, архитектурные, функциональные характеристики города. Специфика данных характеристик может обеспечивать возможности для включения подростка в городскую жизнь и его активное участие в ней, либо действовать с противоположным эффектом. В статье авторы отмечают ряд противоречий, характеризующих реализацию участия подростка в жизни города. Основные противоречия связаны с готовностью подростка высказывать свое мнение, готовностью взрослых воспринимать это мнение всерьез и нормативной проработанностью вопроса участия детей в жизни города. В качестве основного метода сбора данных использовано экспертное интервью. Всего были опрошены 27 экспертов. Им задавались вопросы, касающиеся возможностей и ограничений включения подростков в соучаствующее проектирование городской среды Эксперты отмечают отсутствие у детей своих пространств в городе, что осложняет процесс персонализации городского пространства, его активного освоения и в последствии — преобразования. Также в экспертных интервью зафиксирована проблема, с одной стороны, игнорирования мнения ребенка, с другой — расширения практик вовлечения детей в высказывание своего мнения. Авторами обозначены практики включения детей в жизнь города, характеризующие постепенность данного процесса, начинающегося с высказывания мнения с переходом к его учету и далее - активному деятельностному участию подростков в преобразовании городской среды. На основании анализа экспертных интервью и научных публикаций описаны ресурсы участия подростков в жизни города. К ним отнесены: зарубежный опыт, деятельность энтузиастов по вовлечению детей и методические разработки.
Социодинамика, 2019-12
Филипова А.Г., Козлов В.А. - Участие подростков в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью: смыслы и практики c. 215-227

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31520

Аннотация: Право детей на выражение собственного мнения и участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы, актуализировалось после ратификации Россией Конвенции ООН «О правах ребенка». Зарубежными и отечественными исследователями ведется дискуссия по поводу возможностей и барьеров участия детей в решении разных вопросов. Предметом данной работы выступают смыслы и практики участия детей в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью. Выделены три уровня анализа – семейный, школьный и уровень места проживания. Материалы исследования были собраны в восьми населенных пунктах Приморского края в ходе социологической экспедиции с помощью метода фокус-групп. Участники фокус-групп – подростки 14-17 лет. Параллельно изучались материалы федеральной и региональной статистики. Научная новизна исследования заключается в обращении к региональному опыту участия подростков в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью. Результаты исследования показали слабую вовлеченность детей в решение вопросов муниципального уровня, в т.ч. через деятельность детско-молодежных общественных организаций, более низкий уровень подростковых инициатив в сельской местности в сравнении с городской по причинам неразвитости общественных организаций, отсутствии финансовых ресурсов. По мере взросления социальная активность подростков снижается, вовлеченность в социально значимую деятельность вытесняется подготовкой к государственным экзаменам, профессиональным самоопределением и пр. Участники исследования продемонстрировали свою удовлетворенность участием в решении семейных вопросов, частичную удовлетворенность – в решении школьных вопросов. Для школьного уровня актуальным остается проблема выражения подростком собственного мнения, а также уважительного отношения к нему со стороны учителя.
Социодинамика, 2019-12
Филипова А.Г., Зубова О.Г., Бухтиярова И.Н. - Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: дискурс СМИ c. 269-281

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31558

Аннотация: Важным национальным документом, привлекшим внимание к теме участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, стала Национальная стратегия действий в интересах детей. В период реализации Стратегии (2012-2017 гг.) смыслы участие перетерпели изменения, в некоторых случаях искажения. Существенную роль в интерпретации участия сыграли СМИ. Авторы исследования пытаются ответить на вопросы: Насколько активно СМИ обращаются к теме детского участия? Какие смыслы участия высвечивают? Насколько дискурс СМИ совпадает с общероссийском политико-правовым дискурсом? Материалами настоящего исследования стали публикации СМИ. Отбор публикаций СМИ осуществлялся с использованием информационно-аналитической системы "Интегрум" за период с 2009 по 2019 гг. Обработка и анализ проводились в программе MAXQDA. Научная новизна работы заключается как в обращении к малоизученной в российской науке теме детского участия, так и в анализе дискурса участия, сконструированного СМИ. Исследование показало, что участие интерпретируется как практическая, инициативная, социально значимая деятельность, как гражданское участие и как недостижимый идеал общественного развития, связанный с реализацией базового принципа Конвенции о правах ребенка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.