по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Вороничева Ольга Викторовна
Современное образование, 2019-3
Вороничева О.В. - Университет как носитель историко-культурных ценностей локального текста (на примере БГИТУ и брянского текста) c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.28342

Аннотация: Исследуется культурное пространство конкретного университета как семиотическая система, характеризующаяся тематическим разнообразием, уникальностью и одновременно типологическим сходством с культурным пространством города. Анализируется роль университета в содержательном насыщении локального текста и формировании городской среды, которая под воздействием научной и просветительской деятельности преподавателей и студентов совершенствуется и обогащается новым содержанием, становясь пригодной для полноценной жизни. Выявляются смысловые доминанты университетской среды, которые рассматриваются как элементы локального текста; характеризуются способы влияния БГИТУ на содержательное разнообразие городской среды В качестве основного метода исследования используется метод семиотического прочтения культурного ландшафта БГИТУ в контексте ландшафта Брянска В результате исследования делаются следующие выводы. Культурное пространство БГИТУ отражает типологические черты брянского текста. Вуз является главным источником, благодаря которому мифологема леса материализуется в культурном ландшафте Брянска. Как и в брянском тексте, в пространстве университета последовательно воплощается и раскрывается тема Великой Отечественной войны, которая осмысливается в широком контексте военной славы брянцев. В качестве эффективного средства создания воспитывающей среды активно используются имеющие символическую природу элементы культурного ландшафта университета: историческое здание второго корпуса, лесхоз, сквер перед главным корпусом с памятником и мемориальными досками защитникам Родины – выпускникам вуза. Наиболее интересным местом с точки зрения семантического многообразия является Ботанический сад
Урбанистика, 2017-3
Вороничева О.В. - Метафорическая природа оврагов как элемента природного ландшафта Брянска c. 11-23

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23782

Аннотация: Предметом исследования является метафорическая природа оврагов как уникального элемента природного ландшафта Брянска и смысловой константы брянского текста. Особое внимание сконцентрировано на раскодировании скрытых в них культурных смыслов, реализуемых в рамках пространственных оппозиций «низ – верх», «периферия – центр», в которых отчетливо проявляется значение оврагов как емкого символа границы и атрибута нижнего уровня земной вертикали. Исследовательский интерес представляет выявление роли этих природных доминант в раскрытии главной идеи брянского текста – древности топоса, предопределившей его судьбу, облик и предназначение. Исследование выполнено в рамках семиотического подхода к изучению города. Для понимания семантики его культурного ландшафта и идейно-содержательного богатства городского текста использована метафора. Статья представляет собой первую попытку интерпретировать природный ландшафт Брянска как метафору, порождающую культурные смыслы. Были сделаны следующие выводы. Овраги определяют уникальность естественного ландшафта Брянска и, как следствие, обусловливают специфику брянского текста. Как значимый элемент культурного ландшафта Брянска они заключают в себе информацию об особом геополитическом положении города, истории его появления и динамике роста. Выявление метафорических значений оврагов позволило прийти к мысли об их амбивалентной природе, указывающей на диалектическое единство противоположностей в брянском характере и предопределившее богатейший творческий потенциал культурного пространства Брянска.
Человек и культура, 2016-5
Вороничева О.В. - Специфика осмысления православных святынь в брянском тексте c. 75-82

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20214

Аннотация: В статье анализируется культурное пространство Брянска с точки зрения отражения в нем православной жизни и ее влияния на облик и судьбу города, основание которого произошло тремя годами раньше крещения Руси. Целью исследования является выявление специфики репрезентации образа Брянска как носителя христианских ценностей. Несмотря на разнообразие христианских тем, мотивов и образов, представленных в брянском тексте, в нем пока недостаточно осмыслена роль православия в становлении и развитии городской культуры. Статья выполнена в рамках семиотического подхода к изучению города. Предпринята попытка прочитать Брянск как текст, в качестве источников которого рассмотрены исторические мифы, культурный ландшафт, язык города и художественные тексты, сохраняющие богатую на события более чем тысячелетнюю историю топоса. Семиотическое прочтение Брянска с учетом его эволюции позволило выявить доминантные образы культурного пространства, наиболее полно воплощающие православные святыни и отражающие судьбу христианства в России. К ним относятся Покровская гора с целым комплексом храмовых построек, Свенский Успенский мужской монастырь, а также разрушенный в 1968 г. Новопокровский собор. О структуро- и смыслообразующей роли церквей в городском пространстве свидетельствует наличие годонимов, образованных от названий храмов. Святым и благодатным краем предстает Брянск в художественной картине мира. В ней весьма распространена аналогия между религиозными и природными образами, вкупе составляющими область сакрального в городе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.