по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лапенкова Наталья Владимировна
Национальная безопасность / nota bene, 2023-5
Крупнов Ю.А., Сильвестров С.Н., Старовойтов В.Г., Лапенкова Н.В. - Конкурентный подход к оценке национальной безопасности Российской Федерации c. 13-35

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.68816

Аннотация: Объектом исследования является порядок оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации, который рассматривается на предмет его совершенствования на основе реализации конкурентного подхода при проведении оценок. Авторы рассматривают действующий порядок оценки национальной безопасности и обосновывают необходимость его совершенствования. Проводится сравнительный анализ отечественного и международного опыта формирования критериев, иерархической структуры показателей и приоритизации угроз. Обосновывается необходимость формирования иерархической структуры, универсализации и комплексирования показателей в рамках реализации конкурентного подхода при оценке состояния национальной безопасности. Особое внимание уделяется исследованию возможности применения единых международных критериев и системы показателей в отечественной практике. По результатам исследования представлены следующие выводы. Состояние защищенности не является абсолютной величиной, а характеризуется относительными показателями, получаемыми по результатам сравнительной оценки индикаторов конкурирующих стран. Мониторинг и оценка безопасности должны осуществляться на межстрановой рейтинговой основе с сопоставлением различных стран, включая страны, чья деятельность является источником основных вызовов и угроз. Новизна состоит в обосновании применения конкурентного подхода и рейтинговой методологии, позволяющих органам управления осуществлять оценку состояния безопасности с учетом отечественной динамики развития и сравнительного анализа показателей стран, способных оказывать влияние на состояние безопасности России. Также представлены ассоциативные ряды национальных интересов и показателей национальной безопасности США и России. В отличие от аналогичных исследований предложен оригинальный подход к формированию совокупности показателей состояния национальной безопасности. Выстраивание иерархической структуры показателей предоставляет возможность фокусироваться на важнейших международных комплексных и интегральных индикаторах, и повысить оперативность и достоверность оценок. Выявлены основные направления совершенствования оценки на основе реализации структурно-иерархического и конкурентного подходов.
Национальная безопасность / nota bene, 2022-6
Старовойтов В.Г., Крупнов Ю.А., Еремин В.В., Золотарев Е.В., Лапенкова Н.В. - Развитие и использование метода экспертных оценок для ранжирования угроз национальной безопасности Российской Федерации c. 35-48

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39169

Аннотация: Предметом исследования является метод экспертных оценок для ранжирования угроз национальной безопасности Российской Федерации. Объектом исследования является процесс обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В статье рассматриваются следующие экспертные методы: метод прямой расстановки; метод анализа иерархий; метод экспертного ранжирования влияющих на результат факторов. В настоящем исследовании более подробно рассматриваются существующие подходы деятельности экспертных групп на основе метода ранжирования факторов. В рамках этого метода факторы упорядочиваются на степени проявления их свойств и влияния на конечную цель (национальную безопасность) в порядке их возрастания или убывания. Метод применяется, когда невозможно дать количественную оценку факторов определяющих протекание процессов в социально-экономических системах.   Научная новизна использования экспертных подходов обосновывается авторами отсутствием необходимой статистической информации о количественных характеристиках взаимосвязей между угрозами национальной безопасности Российской Федерации и формирующими их факторами, а также – возможностью восполнения этого пробела экспертным путем. В статье представлены результаты опроса 23 экспертов – специалистов в сфере национальной и экономической безопасности по ранжированию угроз, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Сделан вывод, что применение метода экспертных оценок для ранжирования угроз по балльной шкале, позволяет определять наиболее существенные и актуальные угрозы национальной безопасности основываясь на опыте и знаниях высокопрофессиональных экспертов. Метод прост, понятен и удобен для лиц, принимающих решения, и дает им возможность оперативно принимать меры по минимизации и нейтрализации угроз в сфере национальной безопасности для ее дальнейшего укрепления. Технология формирования экспертной группы и проведения онлайн-опроса экспертов может найти широкое применение в российской практике решения задач по обеспечению национальной безопасности страны.
Вопросы безопасности, 2022-4
Золотарев Е.В., Сергеев И.В., Лапенкова Н.В., Крупнов Ю.А. - Противодействие коррупции и незаконному обогащению как ее экономическому проявлению c. 95-110

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38714

Аннотация: На сегодняшний день, коррупция в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года рассматривается в качестве одной из ключевых внутренних угроз экономической безопасности страны. Однако практика показывает, что она не только разрушает механизм государственного управления изнутри, но и все чаще используется Западом для оказания давления и склонения к противоправному сотрудничеству отдельных российских должностных лиц, имеющих незаконные активы за рубежом. В этой связи создание и развитие эффективных механизмов противодействия незаконному обогащению должностных лиц будет способствовать подрыву экономических основ коррупции. В работе использованы диалектический и сравнительно-правовой методы, системный подход, табличная интерпретация эмпирико-фактологической информации. В статье исследован генезис правового института ответственности за незаконное обогащение, зарубежный опыт его нормативного закрепления. Проанализированы попытки криминализации незаконного обогащения в России. Рассмотрены позиции отечественных ученых относительно целесообразности его криминализации на современном этапе развития правовой системы России. Предложен авторский подход по закреплению в уголовном законе России ответственности за незаконное обогащение должностных лиц. Авторы приходят к выводу о том, что характерной чертой и конечной целью всех коррупционных правонарушений является ориентированность на получение выгоды (незаконное обогащение). Незаконное обогащение должностных лиц является серьезной угрозой экономической безопасности Российской Федерации. В связи с этим в уголовном законе России необходимо предусмотреть ответственность за приобретение должностным лицом в собственность или в пользование активов, стоимость которых значительно превышает законные доходы этого лица и его супруги (супруга), а также за приобретение таких активов в интересах третьих лиц.
Вопросы безопасности, 2021-4
Лапенкова Н.В., Побываев С.А., Золотарев Е.В. - Апробация разработанной методики компаративного анализа на примере зарубежных и отечественных документов стратегического планирования в области энергетической безопасности c. 11-29

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.4.36382

Аннотация: На сегодняшний день энергетическая безопасность является одним из ключевых составляющих национальной безопасности любой страны. Объектом исследования статьи выступают основные документы стратегического планирования в области обеспечения энергетической безопасности Европейского Союза (Дорожная карта Европейского Союза «Final 10-year ETIP SNET R&I roadmap covering 2017-26») в контексте сравнительного анализа к существующим подходам обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации (Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации). Анализ проводится с позиций сравнения двух документов стратегического планирования (ДСП) на предмет выявления угроз и рисков экономической безопасности. Предметом исследования статьи выступают угрозы и риски энергетической безопасности стран, а, следовательно, и их национальной безопасности. Научная новизна заключается в исследовании документов стратегического планирования в области энергетической безопасности при помощи методики компаративного анализа (сравнительного), разработанной авторами. Для сравнительного анализа документов используется разработанная методика на основе динамической семантической сети (ДСС). В соответствии с разработанной методикой анализируется структура документов, которая заявляет исследуемую совокупность процессов, проявление которых можно наблюдать с помощью объективных и субъективных методов мониторинга. Авторским коллективом был разработан экспертно-аналитический аппарат компаративного анализа, а также методика оценки объективности сравнительного анализа. Авторами была апробирована разработанная методика компаративного (сравнительного) анализа на примере документов стратегического планирования в области энергетической безопасности Европейского Союза и Российской Федерации. В статье делается вывод о необходимости дальнейшего исследования методологических основ компаративного анализа для решения задач по выявлению рисков и угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Финансы и управление, 2021-3
Лапенкова Н.В., Фирсов Д.В. - Кластер как механизм неоиндустриализации экономики c. 47-60

DOI:
10.25136/2409-7802.2021.3.35430

Аннотация: Предметом исследования являются различные подходы к определению кластеров применительно к экономическим отношениям, а также основные признаки присущие им. Особое внимание уделяется анализу существующих форм и типов кластеров. Авторами показана роль и место кластеров в процессе неоиндустриализации, поскольку кластер является не просто формой организации бизнеса, а формой социального взаимодействия и воспроизводства. Благодаря способности кластера накапливать и самостоятельно использовать знания следует рассматривать его в качестве механизма неоиндустриализации экономики, а также неотъемлемого элемента обеспечения региональной конкурентоспособности. Авторами показано существенное отличие кластерной формы организации от холдинговой на примере анализа работ отечественных и иностранных исследований, а также отличия экономических кластеров от территориально-промышленных комплексов (ТПК), которые характерны для отраслевого подхода. Авторы приходят к выводу, что предпосылкой к появлению кластера является не решение административно-командной системы, а естественная потребность бизнеса, благоприятные условия для объединения и наличие необходимой инфраструктуры. Новизна исследования заключается в рассматривании кластера как механизм неоиндустриализации экономики. В ходе исследования делается вывод о том, что кластеры создают синергетический эффект как для мирового региона, в котором они расположены, так и для экономики стран, или даже отдельно взятых регионов, или территорий этих стран. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что необходимо формирование нового подхода к разработке кластерной политики. Новая кластерная политика призвана прежде всего наладить процесс по производству промышленных инноваций в нашей стране.
Вопросы безопасности, 2020-3
Старовойтов В.Г., Сильвестров С.Н., Трошин Д.В., Селиванов А.И., Лапенкова Н.В. - Проблемы мониторинга и оценки состояния экономической безопасности Российской Федерации c. 76-87

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.3.33676

Аннотация: Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности проводятся для контроля достижения целей и решения задач, определенных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации. По результатам мониторинга и оценки состояния экономической безопасности формируются меры государственной политики, направленные на снижение негативного воздействия выявленных вызовов и угроз экономической безопасности, на парирование связанных с ними рисков, на предотвращение и минимизацию возможного ущерба национальной экономики. Выявление проблем мониторинга и оценки состояния экономической безопасности РФ и их решение позволяет повысить качество и эффективность управленческих мер, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечение в стране экономического роста, что является важной, актуальной научно-прикладной задачей. Для решения поставленных задач были использованы методы анализа и обобщения информационно-аналитических материалов по оценке состояния экономической безопасности, представленные участниками мониторинга состояния экономической безопасности.        В статье представлены результаты анализа информационно-аналитических материалов к оценке состояния экономической безопасности, подготовленные участниками мониторинга состояния экономической безопасности (более 30 органов государственного и корпоративного управления России). Определено соответствие представленных материалов структуре и составу информационно-аналитических материалов, необходимых для составления доклада Правительства РФ Президенту РФ «О состоянии экономической безопасности РФ в 2017 году и мерах по ее укреплению», подготовленных Министерством экономического развития РФ. Выполнена оценка адаптирования информационно-аналитических материалов состояния экономической безопасности к использованию в качестве базы данных для детализации имитационной модели и проведения имитационного моделирования состояния экономической безопасности в различных отраслях экономики. Выявлены недостатки, допущенные участниками мониторинга и оценки экономической безопасности при подготовке информационно-аналитических материалов, необходимых для оценки экономической безопасности в различных отраслях экономики и подготовки доклада Правительства РФ Президенту РФ. Предложены меры по решению выявленных проблем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.