по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Скрыдлов Андрей Юрьевич
Исторический журнал: научные исследования, 2022-4
Скрыдлов А.Ю. - Практики цензуры статистических сочинений в дореформенной России (конец XVIII – первая половина XIX вв.) c. 130-144

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.4.38717

Аннотация: Объектом исследования является история взаимоотношений государственной власти и статистической науки в Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Автор рассматривает практики цензурного надзора за публикацией исследовательских работ в области государствоведения – раннего описательного направления статистической науки. В статье проанализированы основные этапы развития законодательства в сфере гражданской печати и выделены ключевые претензии, которые возникали у цензурных органов к авторам статистических сочинений. Особое внимание уделено изучению социального и политического контекста, в котором происходила эволюция цензурных ограничений в отношении распространения статистических данных.    Отмечено, что негласный запрет на публикацию каких-либо статистических сведений, существовавший в середине XVIII в., сменился либерализацией цензурного законодательства в начале Александровского царствования. В дальнейшем, по мере становления статистики-государствоведения как политической науки, внимание государства к содержанию этих сочинений делалось все более пристальным. Нарастание консервативных тенденций во внутренней политике приводило к тому, что правительство все чаще пресекало вольные интерпретации статистических материалов. Формирование института ведомственной цензуры в середине 1820-х гг. породило проблему множественности цензурных инстанций, что стало серьезным барьером на пути развития государствоведения. Сделан вывод о том, что широкое толкование норм цензурных уставов давало возможность заинтересованным министерствам задерживать публикацию статистических сочинений на длительный срок, либо вовсе не допускать их к печати под предлогом неточности или секретности данных.
Genesis: исторические исследования, 2021-11
Скрыдлов А.Ю. - «Дело профессоров» Санкт-Петербургского университета 1821 г. в истории российской статистики c. 156-168

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.36856

Аннотация: Статья приурочена к 200-летию «дела профессоров» Санкт-Петербургского университета, ознаменовавшего важный этап в формировании консервативной политики российского правительства в сфере науки и просвещения. Объектом исследования является влияние событий 1821 г. на развитие в России государствоведения – раннего направления статистической науки. Автор анализирует предпосылки возникновения в России политико-экономического направления государствоведения, сравнивает с его с традиционной немецкой школой, выделяет ключевые особенности – стремление выявить преимущества и недостатки изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи между ними, сблизить государствоведение со сферой изучения политической экономии. Два крупнейших представителя этого научного направления – К.Ф. Герман и К.И. Арсеньев в ходе «дела профессоров» были подвергнуты жесткой критике со стороны чиновников Министерства духовных дел народного просвещения. В статье, на основе опубликованных и архивных источников, изучена аргументация М.Л. Магницкого, И.С. Лаваля, А.Н. Голицына по вопросу преподавания статистики в университете.   Сделан вывод о том, что главной претензией чиновников к методике преподавания и научным работам Германа и Арсеньева стало их расширительное толкование предмета изучения статистической науки. Оппоненты ученых стремились вернуть государствоведение в рамки традиционной для XVIII в. описательной школы, ограничить его исключительно эмпирическими методами. Подчеркнуто, что запрет использования трудов Германа и Арсеньева в учебных заведениях имел значительные последствия и более чем на два десятилетия затормозил развитие политико-экономического направления государствоведения. Обращение к этой традиции в университетском статистическом образовании произошло только после 1835 г., с принятием нового Университетского устава.
Исторический журнал: научные исследования, 2020-6
Скрыдлов А.Ю. - Из истории статистических исследований в Императорской Академии наук (XVIII – первая половина XIX вв.) c. 39-50

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.6.34581

Аннотация: Проблемным полем исследования является эволюция организационных форм статистической науки в Российской империи. Автор анализирует период становления статистических исследований в Санкт-Петербургской Академии наук. В основе исследования лежат базовые методы исторической науки — проблемно-хронологический историко-генетический и историко-сравнительный. Современная методология позволила определить роль Академии наук в процессе институционального оформления статистики в России, выделить объективные и субъективные факторы, влиявшие на траекторию ее развития. Особое внимание уделяется анализу основных принципов государствоведения - раннего направления статистической науки, которое определяло форму статистических описаний в рассматриваемый период.   В ходе исследования установлено, что наряду с отечественными учеными важную роль в развитии статистических знаний сыграли приглашенные в Академию европейские профессора. Они способствовали распространению в России немецкой модели и принципов государствоведения. Отмечено, что развитие статистики на первом этапе осуществлялось благодаря личному энтузиазму отдельных академиков, т.к. до принятия Регламента 1803 г. эта дисциплина не входила программу академических занятий. В статье проанализированы различные формы поддержки Академией статистических исследований – помощь ученым в преодолении административных барьеров при получении материалов из государственных ведомств, издательская деятельность, распространение статистических знаний посредством периодических изданий. Автор приходит к выводу о том, что появление новых научных центров в первой половине XIX в. привело к постепенной утрате первенства Академии в области статистических исследований. Причины этого заключались в специфике организационной формы, ограниченности материальных и кадровых ресурсов исторически первой научной организации страны.
Genesis: исторические исследования, 2020-3
Скрыдлов А.Ю. - Институциализация статистической науки в университетах Российской империи (конец XVIII – первая треть XIX вв.) c. 24-38

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.3.32372

Аннотация: Объектом исследования является процесс институционального оформления статистической науки в России в первой половине XIX в. В статье рассматривается история возникновения в структуре российских университетов соответствующих кафедр и включения статистических знаний в лекционные курсы. Автор анализирует особенности преподавания статистической науки в Московском, Харьковском, Казанском и Санкт-Петербургском университетах; уделяет особое внимание уделено деятельности М.Л. Магницкого и Д.П. Рунича, результатами которой стало увольнение из Казанского и Петербургского университетов авторитетных ученых-статистиков. В основе исследования лежат базовые методы исторической науки - проблемно-хронологический, согласно которому события изучены во временной последовательности; историко-генетический и историко-сравнительный, благодаря которым удалось изучить генезис и основные этапы развития статистического образования в университетах России В ходе исследования установлено, что преподавание статистики в форме государствоведения впервые началось в последней трети XVIII в. в Московском университете. Статистические курсы начали читаться по личной инициативе отдельных профессоров и не были предусмотрены временным «Проектом» 1755 г. В своих лекциях первые преподаватели ориентировались на опыт Геттингенского университета, который в середине XVIII в. стал центром немецкой школы государствоведения. В результате университетской реформы 1802-1804 гг. в России была создана новая система высшего образования. В соответствии с нормами уставов 1804 г. статистика впервые была введена в программу обучения высших учебных заведений России. В статье рассмотрены основные этапы организации преподавания статистики, такие как унификация содержания лекционных курсов, издание учебной литературы, формирование научных школ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.