по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мальцева Татьяна Евгеньевна
Педагогика и просвещение, 2024-1
Мальцева Т.Е. - Новый концептуальный взгляд на инклюзивную профессионализацию как на систему разнонаправленного процесса c. 67-83

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.70176

Аннотация: Предмет исследования – концептуальный взгляд на инклюзивную профессионализацию. В статье показана назревшая потребность в изменении взглядов на инклюзивную профессионализацию в вузе. В ее основе должно быть обоюдостороннее включение: в систему профессионализации – самых высоких научных достижений инклюзивных направлений (экономического, социального, политического, культурологического и др.), а в общество – высококвалифицированных востребованных специалистов. Такой подход не только расширяет границы инклюзивной профессионализации, но и позволяет эффективнее воспользоваться услугами таких специалистов, что способствует развитию инклюзивного образования и общества в целом. Главная цель статьи – показать новый, более широкий взгляд на сущность инклюзивной профессионализации в вузе. С этой целью делается обзор и систематизация основных ее направлений. Автор показывает новые возможности инклюзии как развивающего и опережающего обучения, формирующего такие профессиональные компетенции, которые помогают обучающимся включиться в будущие социальные, экономические, культурные, образовательные и др. общественные процессы, а значит способствуют их успешной профессиональной социализации. Метод – обзор и анализ литературы по теме исследования, основная методология – концепция инклюзии как общий способ теоретизации включения в систему профессионализации лиц с социально-функциональными отличиями с анализом научной литературы по этой теме. Научной новизной статьи является новый концептуальный подход к инклюзивной профессионализации. Автор приходит к выводу, что инклюзивное образование сегодня – это сложный процесс создания инклюзивно-развивающего поля, включающий разные инклюзивные направления (научная инклюзия, экономическая инклюзия, политическая инклюзия, культурологическая инклюзия, образовательная инклюзия, экологическая или здоровьесберегающая инклюзия и др.). Кроме инвалидов в обучение включаются все лица с социально-функциональными отличиями (пенсионеры, военнослужащие, заключенные и освободившиеся из мест лишения свободы, граждане из освобожденных территорий, мигранты, переселенцы и др.). Обучение и воспитание студентов осуществляется на основе научных достижений, с помощью современного оборудования, приборов, технологий, обучающих программ, учебно-методической базы, методов здоровьесбережения. Это позволит включить опережающее профессиональное образование, поможет студентам с социально-функциональными отличиями успешно освоить процесс профессионализации, сформировать социально-профессиональную субъектность, а значит, социализироваться в общественной жизни и профессии, быть востребованными на рынке труда.
Психология и Психотехника, 2015-12
Мальцева Т.Е. - Развитие ассертивности у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.17322

Аннотация: Объектом данной работы являются будущие специалисты с социально-функциональными отличиями (термин автора), предметом – развитие интегральных базовых качеств ассертивности в процессе формирования их социально-профессиональной субъектности (термин автора). В статье уточняются и систематизаруются характеристики, раскрывающие понятие ассертивности. Раскрывая процессуально-смысловые особенности и специфику подходов к понятию данного процесса, автор обращает внимание на применение в поле субъектного развития (термин автора) психотехник и психотехнологий, способных помочь будущим специалистам с социально-функциональными отличиями перестроить свое сознание из объекта-жертвы обстоятельств на субъекта профессиональной деятельности, способного управлять своей судьбой, находиться в постоянном развитии. В статье описаны самые современные психотехники, их направленность, сущность, предполагаемый результат. В статье выделяются основные базовые качества ассертивности, характеризующие будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, компоненты ее структуры, признаки сформированности. Подчеркивая сложность процесса формирования социально-профессиональной субъектности в поле субъектного развития у будущих специалистов с социально-функциональными отличиями, автор раскрывает значение каждого метода и психотерапевтической методики, указывая на дифференцированность их применения и необходимость в индивидуальном подходе с учетом специфики каждой группы клиентов.
Педагогика и просвещение, 2015-4
Мальцева Т.Е. - Инклюзивная профессионализация в ракурсе гуманистической парадигмы высшей школы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16175

Аннотация: Рассматривая проблемы инклюзивного образования в ракурсе гуманистической парадигмы, автор анализирует подготовку представителей профессорско-преподавательских коллективов различных вузов ВНЗ к практическому осуществлению деятельности в этом направлении, подчеркивает назревшую актуальность в подготовке педагогического состава вузов к организации этой работы. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии, она подчеркивает, что гуманизация образовательного процесса – это переход на личностно ориентированный подход, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие. Автор использует метод анкетирования, с помощью которого делает количественно-качественный анализ готовности педагогов к гуманизации образовательного процесса, она подчеркивает несоответствия, возникшие в сознании и реальной деятельности многих педагогов, что оправдывается отсутствием у них педагогического образования. Такая реальность вызывает противоречия в необходимости развития инклюзивного образования, с одной стороны, и неготовностью педагогических кадров к его осуществлению, с другой, что, несомненно, требует включить в практику работы вузов систему переподготовки кадров, не имеющих педагогического образования. Разработка этой проблемы, несомненно, имеет дальнейшие научный перспективы.
Педагогика и просвещение, 2015-3
Мальцева Т.Е. - Сущность понятия социально-профессиональной зрелости будущих специалистов социальной сферы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16004

Аннотация: Объектом данной статьи является понятие «социально-профессиональная зрелость будущих специалистов», предметом – определение сущности данного понятия. Автор отмечает, что понятие социально-профессиональная зрелость имеет составляющие, ранее хорошо изученные в науке, называя зрелость и профессионализм. Она раскрывает подходы к анализу этих категорий¸ их сущность и дает определение понятия «социально-профессиональная зрелость» будущих специалистов. Теоретико-аналитический подход позволил определить место рассматриваемой категории в процессе подготовки будущих специалистов, рассмотреть опорные составляющие, такие как личностная зрелость, профессиональная зрелость и профессионализм. Формирование социально-профессиональной зрелости – это многоступенчатый процесс, соответствующий уровню подготовки специалиста на каждом этапе его профессионального становления и развития на протяжении всей его профессиональной деятельности. Результатом явилось научное определение исследуемого понятия, методологический анализ этого исследования. Автором подчеркивается, что в процессе профессионализации существует необходимость учитывать особенности формирования социально-профессиональной зрелости в соответствие с развитием интеллектуальных и возрастных особенностей будущего специалиста. Социально-профессиональная зрелость - это критериальный показатель профессионализма.
Педагогика и просвещение, 2015-2
Мальцева Т.Е. - Концептуальные подходы к определению понятия социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15963

Аннотация: Объектом данного исследования являются будущие специалисты социальной сферы с социально-функциональными отличиями, предметом – определение понятия социально-профессиональной субъектности. Автор впервые вводит в тезаурус научных терминов понятие «социально-профессиональная субъектность», что предопределяется необходимостью рассмотрения получения высшего образования особой категорией социальных клиентов − лицами с социально-функциональными отличиями, что тоже является новым авторским определением, введенным для выделения особой группы социальных клиентов. Лица с социально-функциональными отличиями - мощный потенциал в социальной работе с различными группами клиентов. Определение понятия "социально-профессиональная субъектность" представляет собой супплетивный метод, отражающий взаимопроникновения и слияние нескольких слагающих: субъектность, социальная субъектность, профессиональная субъектность. Основными выводами данного исследования является обобщение характеристики концептуальных подходов к определению социально-профессиональной субъектности будущих специалистов социальной сферы с социально-функциональными отличиями. Автор отмечает, их бинарную сущность, поскольку они могут быть рассмотрены и как процесс профессиональной социализации, и как важный аспект социальной работы, отражающий социальную политику государства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.