по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Павлова-Борисова Татьяна Владимировна
Философия и культура, 2020-12
Павлова-Борисова Т.В., Кузьмина М.М. - Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34736

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству первого эвенского композитора П.М. Старостина (1944-2013) в контексте развития национальных композиторских школ Востока. Целью исследования является обзор жизни и творчества эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает профессиональное музыкальное искусство эвенского народа, предметом исследования – творческое наследие первого эвенского композитора. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ (М.Н. Дрожжиной, М.Ю. Дубровской, Л.Л. Пыльневой и др.). К основным относятся следующие выводы. Становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм – оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. География распространения молодых национальных композиторских школ продвинулась на северо-восток России, где достаточно активно в настоящее время функционирует якутская национальная композиторская школа. Якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, на периферии которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов Севера, проживающих в арктической зоне. Рассмотренный нами в статье опыт обзора творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина маркирует данный процесс. Новизна исследования состоит в том, что впервые вводятся в научный оборот данные о жизни и творчестве эвенского композитора П.М. Старостина. До настоящего времени его имя оставалось практически неизвестным музыковедению. Подобное рассмотрение проводится впервые.
Философия и культура, 2020-11
Павлова-Борисова Т.В. - О первой части сборника «100 якутских песен» (песни для голоса с фортепиано в обработке М.Н. Жиркова и Г.Г. Лобачева, песенные фрагменты из опер М.Н. Жиркова, Г.И. Литинского) c. 15-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.32939

Аннотация: Объектом исследования являются обработки якутских народных песен, хранящихся в фонде первого якутского композитора М.Н. Жиркова (1892-1951) в Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Предметом исследования является рукопись «100 якутских песен». Часть из них была опубликована в сборниках «Саха ырыалара» (1948) и «Якутские народные песни» (1958). Особое внимание в сравнительном аспекте уделено уже опубликованным образцам, в частности, в нотных сборниках А.В. Скрябина и Ф.Г. Корнилова. В статье разбирается внутреннее содержание обработок песен, вошедших в рукопись "100 якутских песен", отзывы специалистов, свидетельства современников. В статье впервые поднимается проблема соавторства напевов и выполненных обработок, некоторые из которых являются народными напевами. Образцы, характеризующиеся развитой мелодической структурой, рассматриваются как результат мелодического творчества самодеятельных авторов, а также воздействия музыкального профессионализма европейского типа. В результате анализа рукописного наследия М.Н. Жиркова установлено, что многие обработки якутских народных песен выполнены им в сотрудничестве с московскими композиторами Г.И. Литинским и Г.Г. Лобачевым. Так же впервые проведен сравнительный анализ корпуса песенных обработок из рукописи М.Н. Жиркова «100 якутских песен», который хранится в фондах Национальной библиотеки РС (Я).
Genesis: исторические исследования, 2020-5
Борисов А.А., Павлова-Борисова Т.В. - К вопросу об истоках региональной культурной политики в Якутии (XVIII – начало XX в.) c. 141-147

DOI:
10.25136/2409-868X.2020.5.32855

Аннотация: В статье впервые речь идет о раннем этапе зарождения региональной культурной политики в Якутии в Российской империи в XVIII – начале XX в. В фокусе исследования находится региональное сообщество: представители традиционных культур – народы Якутии и носители русской культуры (служилые люди, чиновники, податные сословия). В качестве предмета исследования рассматриваются исторические предпосылки данной политики в регионе, выявляются государственные структуры, которые осуществляли формировавшиеся её важнейшие направления. Исследование осуществляется в общероссийском контексте, в частности, в контексте преобразований, осуществленных в период губернской реформы 1775 г., а также дальнейшей эволюции местных органов управления, осуществлявших культурную политику в регионе. Впервые ставится вопрос о динамичном развитии культурных процессов на этой окраине Империи, где традиционные культуры, оказывая воздействие на представителей российского провинциального сообщества, вместе с тем знакомились с культурными веяниями из России. Вопреки прежним представлениям о культурной отсталости Якутии как имперской окраины делается вывод об относительно успешных в целом начинаниях имперских властей на данном поприще.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"