по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пиляк Сергей Александрович
Философская мысль, 2023-9
Пиляк С.А. - Понятие объекта культурного наследия (терминологический обзор) c. 78-86

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.9.40562

Аннотация: Культурное наследие является особым феноменом человеческой культуры. Известны определения наследия как субстрата идентичности, свидетельства развития цивилизации, артефакта, связующего настоящее и прошлое и т.д. Актуализация культурного наследия, его возвращение в духовный и экономический оборот способны послужить идеологическим задачам. Наследие способно выступить символом мировоззренческих основ общества, продемонстрировать стратегические приоритеты, имеющие особое значение для современности. Культурное наследие, будучи продуктом творческой деятельности поколений, формируется уникальным стечением обстоятельств, и, следствие, является уникальным и невозобновимым. Все перечисленные факторы демонстрируют особый потенциал наследия, который следует признать практически неисчерпаемым.   По данному комплексу причин возникает сложность в трактовке понятия объекта культурного наследия. Данное поле научного поиска остается исключительно дискуссионным пространством с множеством вариантов толкования ключевого понятия. Целью исследования является рассмотрение трактовок понятия культурного наследия и определение специфики его природы. Одновременное обращение к смежным понятиям позволяет расширить представление о культурном наследии как коллективной исторической памяти, выраженной в материальных и нематериальных артефактах. Междисциплинарная методология, базирующаяся на сравнительном методе, призвана определить наиболее краткое и емкое определение наследия, которое раскроет особенности его потенциальной актуализации в интересах государства и общества.
Философия и культура, 2023-4
Пиляк С.А. - Понятие культурного суверенитета в структуре Основ государственной культурной политики c. 217-226

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40391

Аннотация: Культурное наследие, служащее субстратом национальной идентичности, формирует право государства на собственный суверенитет. Обоснованное доказательство возможности независимости от иных культур и наций сравнительно недавно вошло в понятийное поле философии культуры. В январе 2023 года существенные изменения, внесенные в Основы государственной культурной политики, учли понятие культурного суверенитета и в необходимой степени обосновали его высокую значимость для развития государства и общества. Фундаментальная роль культуры в создании и развитии государства неоднократно признавалась одним из приоритетов. Отметим, что даже позднее этот приоритет не был российской нормативной новеллой. Целью исследования является определение перспектив сферы сохранения культурного наследия в связи с введением в систему нормативных актов понятия культурного суверенитета. Многолетняя работа обширного круга философов и культурологов увенчалась признанием ценности культуры в системе государственного регулирования различных сфер человеческой деятельности. В результате исследования сделан вывод об актуальности и своевременности воплощения важнейших философских понятий в документах стратегического планирования и высокой потенциальной практической значимости актуализации культурного наследия в целях достижения результатов государственной культурной политики. В заключении отмечено, что наследие как феномен культуры имеет прямой доступ к ее смысловому и ценностному ядру. Сохранение культурной идентичности путем последовательного выстраивания культурного суверенитета является одним из важнейших приоритетов современной государственной политики.
Философская мысль, 2020-8
Пиляк С.А. - Развитие герменевтического подхода в изучении феноменов культуры. Часть 1 c. 30-38

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.8.32743

Аннотация: В настоящее время особое значение приобретает проблема методологии интерпретации культурного наследия. На протяжении нескольких столетий ведущим методом интерпретации семиотических систем был и остается герменевтический метод, изначально возникший как схема истолкования священных текстов. Интерпретация культурных ценностей и материального культурного наследия является одним из наиболее распространенных видов их освоения и творческого осмысления. С точки зрения восприятия и толкования языка, который в общем смысле являет собой любую систему символов, основным научным направлением является философская герменевтика. Само понятие герменевтики, являющееся предметом исследования, обычно трактуется как искусство и теория истолкования текстов. Следовательно, в широком смысле, она возникла вместе с появлением речи и письменности. Герменевтика послужила созданию методики толкования, поэтому многие из ее положений, принципов, форм истолкования учитывают специфику интерпретации культурных ценностей. Как показывает исторический опыт, существует немало примеров использования герменевтических приемов при необходимости сблизить понимание разных масс или добиться единственного понимания для многих непохожих людей. Поэтому, как только возникает момент потенциального разобщения стран, территорий или регионов, объединение которых желательно, мы наблюдаем активное использование герменевтических приемов. Автор рассматривает историческую трансформацию герменевтического подхода в изучении феноменов культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.