по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сиюхова Аминет Магаметовна
Педагогика и просвещение, 2018-1
Тхакушинов А.К., Сиюхова А.М. - Этнопедагогический потенциал адыгских традиционных обрядов c. 61-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25467

Аннотация: Предметной областью настоящего исследования является анализ этнопедагогического потенциала традиционных обрядов адыгов. Авторы обосновывают актуальность реконструкции этнопедагогических принципов в условиях семьи, малых групп и больших сообществ в связи с проблемами в сфере современного образования, которое стало декларироваться как сфера услуг, вследствие чего заметно снизилось его влияние на формирование духовного мира обучающихся. В этой связи внутренние резервы культуры актуализируют механизмы, способные противостоять энтропийным процессам. Одним из таких механизмов становится реконструкция этнопедагогических принципов воспитания, наиболее ярко реализующихся в традиционной обрядности. В статье с этой целью проводится анализ древнего адыгского обряда чапщ, проводимого у постели тяжело больного или раненного. Методология исследования строится на междисциплинарном подходе, включающим использование этнографических данных, диахронического метода культурологии, семиотики и аналитики социально-философского типа. В заключении исследования проводится мысль о том, что чапщ в истории этноса представлял собой социокультурный институт со всеми необходимыми его признаками, одним из которых является выработка норм и правил взаимодействия в социуме. Выводы проведенного исследования показывают, что чапщ являлся этнопедагогическим механизмом эффективной социализации молодого поколения и его интеграции в социокультурное пространство. В ходе обряда в смеховой форме моделировались и педагогически закреплялись будущие взрослые отношения детей и молодежи, имеющие огромный спектр вариативности.
Политика и Общество, 2017-11
Тхакушинов А.К., Сиюхова А.М., Куева Э.М. - Жизнь человека как социальная ценность в современном научном дискурсе c. 96-109

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.11.24830

Аннотация: Предметной областью настоящего исследования является жизнь как социальная ценность с точки зрения современных ученых в гуманитарной сфере. Авторы проблему ценности человеческой жизни рассматривают на основе научных трудов по философии, социологии, права, складывающихся в единый этический дискурс. В статье прослеживается отношение общества к ценности человеческой жизни, начиная с эпохи Античности, заканчивая современной ситуацией в культуре, которую принято обозначать как ситуацию постмодерна, когда в обществе происходит постоянное расшатывание духовных основ, смещение системы ценностей в сторону утилитаризма, разрушения традиционных социальных связей, приведших к феномену атомизации личности. Междисциплинарный подход в работе обусловил комплексное использование методов философского анализа, а также элементов структурного функционализма, выделяющего в проблематике ценности жизни философский, социальный, правовой, этический аспекты. Основными выводами проведенного исследования являются мысль о необходимости наличия в обществе значимой социокультурной идеи, вытекающей из духовного содержания коллективного сознания; необходимость участия государства в процессе формирования духовности и нравственном воспитании подрастающего поколения; необходимость неукоснительного поддержания принципа достоинства человека, без которого человеческая жизнь обесценивается. Осознание непреложности ценности человеческой жизни является необходимым условием и идейной основой функционирования современного общества, государства, всех его структур, институтов и организаций.
Культура и искусство, 2017-10
Кидакоева Н.З., Сиюхова А.М. - Роль экранных СМИ и кино в распространении моды в регионе в 1960-1980 гг. (на материале Республики Адыгея и Краснодарского края) c. 49-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24469

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли СМИ и киноискусства в распространении моды в регионе. Актуальность исследования обосновывается тем, что большинство работ, посвященных теме моды в России опираются на данные больших городов, в то время, как процессы распространения моды в провинции имеют свои особенности. В представленном исследовании анализируется восприятие моды у молодежи брежневской эпохи в зависимости от их социальных признаков - уровню образования, места жительства. В качестве примера разбирается коллекция костюмов из французского фильма 1970 г. "Человек оркестр", во многом повлиявшего на распространение модных образцов одежды. В исследовании реализуется междисциплинарный подход, сочетающий методы искусствоведческого анализа образцов модной одежды, представленных в кино, диахронический подход культурологии, метод социологического опроса в форме фокусированного интервью. В выводах формулируется мысль о том, что восприятие моды через СМИ и кино имело отличия в среде городского и сельского населения, а также зависело от уровня его образованности. Подчеркивается мысль, что именно через модную одежду в 1960-1980 гг. легче всего можно было реализовать потребность в личностной свободе, а зарубежные печатные и экранные СМИ и кино давали многообразные примеры того, как этого достичь.
Человек и культура, 2017-2
Сиюхова А.М., Кубова А.А. - Дресс-код как элемент профессиональной культуры преподавателя вуза c. 73-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.17964

Аннотация: Предметом изучения является отношение к дресс-коду в профессиональной деятельности. Дресс-код рассматривается как фактор формирования имиджа организации. На основании анализа научной литературы выявляются роль и значение дресс-кода в сфере образования. Определяются основные аспекты дресс-кода во взаимодействии организации и личности: коммуникативный, организационно-управленческий, психологический, экономический, правовой, гендерный, статусно-дифференцирующий. Выявляется мнение профессорского сообщества региона о возможности введения такой формы академической одежды как мантия. Методологией исследования является комплексный подход рассмотрения дресс-кода как фактора профессиональной культуры преподавателя вуза. Локально используется метод социологического опроса в форме интервью. В соответствии с результатами опроса профессорского сообщества по отношению к обязательному ношению мантии в университетах делается вывод о отсутствии необходимости введения обязательного ношения мантии в университете. Также делается вывод о дуальной функциональности дресс-кода, способного как увеличить, так и снизить эффективность труда, вследствие чего нежелательно вводить его в жесткой форме.
Философия и культура, 2016-8
Сиюхова А.М. - Этнический миф как средство сохранения этнокультурной идентичности (на примере культуры адыгов)

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.19656

Аннотация: В статье прослеживается процесс трансформации этнического мифа в культуре адыгов, начиная с архаической эпохи создания эпоса «Нарты», до современного постсоветского периода. В первом разделе статьи концептуализируется понятие «этнический миф», утверждаются характеристики его многоуровневости и универсальности как формы коллективного сознания. В контексте предпринятого исследования использование понятия «этнический миф» становится инструментом, позволяющим глубже проникнуть в сущность, как отдельных сегментов этнической картины мира адыгов, так и ее целостности. Т.е. этнический миф представляется одной из форм сознания, в том числе, современного представителя этнической группы. Для анализа трансформационных процессов этносознания применяется методология Ж. Дюрана, утверждающего, что мир для человека выступает лишь в форме «имажинер» – мифа, коллективного бессознательного, возникающего как первичный процесс, состоящий из воображаемого, воображающего, воображения и самого процесса воображения. Соотношение двух специфических режимов имажинер – дневного и ночного – выражает особенности разных культур. На этом основании проводится анализ исторического изменения границы между дневным и ночным сегментами этнического мифа адыгов, что составляет научную новизну представленного исследования. На примере эволюции мифо-эпического осмысления этнических ценностей делается вывод о приоритете дневного мироощущения древних адыгов, при том, что уже в архаическом художественном наследии присутствовали зерна ночного мифологического сознания. Также прослеживаются изменения в традициях и обрядовой практике, приводятся примеры современных форм этнических взаимодействий, отражающих специфику соотношение дневного и ночного уровней мифологического сознания представителей этноса. Основной вывод заключается в следующем: преодоление жестоких кризисов столетней кавказской войны, необходимость интегрироваться в новые условия государственности царской, а впоследствии, советской России, опасность этнокультурной ассимиляции с окружающими более крупными этносообществами, глобализационные процессы на постсоветском пространстве, привели к смещению границы дневного и ночного сегментов этнического мифа адыгов, к их уравновешиванию за счет расширения ночной составляющей. Это явилось эффективным механизмом сохранения этнической идентичности социума.
Урбанистика, 2016-2
Сиюхова А.М. - Воплощение архетипа космоса в публичных архитектурных пространствах современных периферийных городов c. 1-8

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.2.18990

Аннотация: Предметом исследования является отражение образа космической бесконечности в интерьерах городских сооружений, предназначенных для массового проведения досуга и восприятия искусства в периферийных городах: театра, филармонии, кинотеатра, торгово-развлекательного центра. В статье прослеживается динамика изменения отношения к дому как модели Космоса, начиная с эпохи древних цивилизаций до наших дней. Публичная архитектура малых городов анализируется во временном разрезе с начала XX века по настоящее время. Особое внимание уделяется рассмотрению декора сводов и потолков, пространственно и образно наиболее ярко отражающих идею неба и космоса. Методология исследования подчинена идее системного культурологического анализа образной архитепической основы архитектурных сооружений массового восприятия искусства. В связи с этим используется семиотический метод рассмотрения произведений архитектуры как знаковой системы, а также применяется метод экстраполяции, позволяющий исследовать проблематику архетипа космоса в архитектуре в общем историко-культурном контексте. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот эмпирических данных о художественно-эстетических качествах историко-культурной значимости публичных зданий в периферийных регионах России на примере городов Майкопа, Рязани и Пензы. В статье обосновывается возможность циклических возвратов к стилистике классического канона в архитектуре, в силу поиска утраченного в постмодернистскую эпоху ощущения стабильности бытия.
Культура и искусство, 2015-6
Сиюхова А.М. - Адыгское этномузыковедение: от истоков к международному признанию (к юбилею А. Н. Соколовой)

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.16486

Аннотация: В статье представлен творческий портрет известного в России и за рубежом ученого-искусствоведа Аллы Николаевны Соколовой из Адыгеи, отмечающей в 2015 г. свой юбилей. Дается характеристика поликультурной среды в Казахстане, получение профессионального музыкального образования (Караганда, Алма-Ата), способствующего близкому знакомству с казахской музыкой и эффективными методиками проникновения в суть народного творчества. Описываются первые годы профессиональной деятельности и начало научного осмысления самобытности и ценности адыгской народной музыки. Приводится обоснование возможности и эффективности анализа этнической культуры ученым, не являющимся генетическим носителем традиции. Подчеркивается, что этнографические исследования, которые начали проводить адыгские ученые, начиная с XIX века, основывались на традициях российской науки, и в значительной части излагались на русском языке. Основной метод анализа научной деятельности А. Н. Соколовой - диахронический - сочетается с методом структурного анализа, выделяющего основные направления ее работы, такие как исследовательская деятельность, наставничество, просветительство, социальная практика. Новизна исследования заключается в том, что в статье представлен краткий обзор основных трудов А. Н. Соколовой, в которых сформировалась ее методология системного исследования адыгской музыкальной культуры. Доказывается, что ее научная и наставническая деятельность заложили основу научной школы. Работы А. Н. Соколовой стали примером для многих исследователей традиционной музыки народов Кавказа и России в целом. Раскрывается вопрос признания адыгского этномузыковедения в ее лице на международном уровне. Зарубежные выступления и публикации А. Н. Соколовой представляют перед международным научным сообществом музыкальную культуру адыгов системно, сочетая узко музыковедческую направленность с широким культурологическим освещением сущности сложных процессов, протекающих в ней на протяжении длительного времени.
Человек и культура, 2014-5
Хокон С.Э., Сиюхова А.М. - Адыгский этнокостюм в социокультурной ситуации современного полиэтничного региона c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.5.14593

Аннотация: Предметом настоящего исследования является бытование этнокостюма адыгов в современных условиях полиэтничного региона, каким является Республика Адыгея. На основе исторических, этнографических и социологических данных выявляется структура функций, символическое содержание, эстетические принципы адыгского этнокостюма. Отмечается тесная взаимосвязь структуры традиционного костюма с морально-этическим комплексом "Адыгэ хабзе", предписывающим адыгу быть физически развитым, умеренным в пище, проявлять постоянную заботу о своем теле как величайшей ценности. Выявляется роль этнокостюма в сознании и практике современных адыгов. Используются метод структурно-функционального анализа, этнографический метод, метод социологического опроса, позволяющие осмыслить культурологическую роль адыгского костюма как средства маркирования нации, а также способа позитивной межкультурной коммуникации. В результате проведенного исследования выявляется факт устойчивого сохранения этнокостюма в празднично-обрядовой практике этноса, а также появления новой функции - атрибутивно-идеологической. Обосновывается культуротворческая роль адыгского этнокостюма в современной социокультурной ситуации полиэтничного региона, а также роль этнокостюма как источника поддержания этнокультурной идентичности современных адыгов.
Философия и культура, 2012-1
Сиюхова А.М. - Осмысление социальной и культурной роли мифоэпического творчества с позиции философов античности: проекция на теорию элит
Аннотация: В статье обосновывается роль народного творчества для сохранения духовных основ общества, сохранения ментальных характеристик этносов. Рассматриваются противоречивые воззрения античных философов на место фольклора в социальной и художественной практике народов. В качестве катализатора отношения к мифологии и искусству анализируется взгляды античных философов к персоне и творчеству Гомера. Применяя теорию цикличности развития культуры О. Шпенглера и теорию элит В. Парето, делается вывод о том, что идея о циклически развивающейся «душе» культуры вполне проецируется на социально-культурные особенности развития интеллектуальной элиты античности и ее воззрений на такое важное явление культуры, как народное творчество этносов.
Философия и культура, 2011-3
Сиюхова А.М. - Этническая ментальность как фактор идентичности современных адыгов
Аннотация: В статье рассматриваются основные вопросы этнической ментальности традиционных адыгов, исторически сложившейся под влиянием природных, исторических и экономических факторов, реализующейся в традиционном этикете, моральных и нравственных эталонах поведения. На основе результатов опроса молодых респондентов выявляется структура ментальности современных адыгов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.