ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Краснова Ольга Борисовна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-1
|
Краснова О.Б. - По направлению к Шуберту: структура и символика вокального цикла Л.Бергера «Прекрасная мельничиха» |
|
c. 37-51
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2021.1.34332
Аннотация: Вокальный цикл Л. Бергера «Прекрасная Мельничиха» рассмотрен в контексте связей с позднейшим сочинением Ф. Шуберта, обусловленных использованием поэтических текстов В.Мюллера. Предметом исследования является система внутренних связей как в поэтических текстах, так и в музыке песен, образующих вокальный цикл: тональной логике, тематических и жанровых решениях. При анализе учитываются новые качества жанра Lied в берлинской песенной школе, который оказывается связующим звеном между фольклорной песней и авторским творчеством. Усиление авторского начала приводит к появлению диалогической напряженности в тексте, стилизованном под Lied im Volkston. В цикле выявляются символические и структурные связи, приближающие его к типу вокального цикла как дневника, что будет характерно для творчества Ф.Шуберта и Р.Шумана. Такое решение основано на организации цикла вокруг фигуры Мельника как главного героя и определяющей роли в цикле образов поэзии Мюллера. Анализ цикла позволяет заключить, что вокальный цикл Людвига Бергера развивает этот жанр в направлении шубертовских шедевров в большей степени, нежели цикл Л. ван Бетховена «К далекой возлюбленной». Главный вывод исследования: изначальная связь со спектаклем (лидершпилем) преодолевается в замысле Мюллера и Бергера, и решающая роль в такой концепции принадлежит композитору.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-5
|
Краснова О.Б. - Поэтика игры в цикле «Прекрасная мельничиха» Вильгельма Мюллера |
|
c. 61-71
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.5.40359
Аннотация: Предметом исследования является жанровая и символическая специфика поэтического цикла Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха», ставшего основой вокального цикла Ф.Шуберта. Обстоятельства создания цикла предопределяют наличие в нем игровой поэтики, которая обусловлена тем, что сюжет возник в качестве салонного спектакля (лидершпиля), а также объективной ориентацией авторов круга В.Мюллера на стилизацию народной и рыцарской поэзии средневековья. Поэтический цикл В.Мюллера рассмотрен в контексте традиций романтической поэзии, восходящих к миннезангу и майстерзангу и находящих отражение как в тематике и образах цикла, так и в его структуре. Анализируется жанровое решение мюллеровского цикла, связанное с наличием собственно сюжета и композиционной рамки, образованной прологом и эпилогом. Анализ частей, не вошедших в музыкальную концепцию Ф.Шуберта, приводит к возможности увидеть с новой точки зрения генезис общей темы двух циклов, что и обеспечивает научную новизну статьи. В цикле выявляются дополнительные драматургические и символические связи, создающие своеобразное пространство поэзии-игры. Исследуются эстетические и стилистические причины, заставившие композитора отказаться от ряда частей поэтического цикла. Мюллеровский замысел оказывается связан с многоуровневой системой «игровых» опор в развитии текста, шубертовское решение − с устранением этого драматургического ряда, что обеспечивает дополнительные взаимосвязи «Прекрасной мельничихи» и позднейшего трагического цикла «Зимний путь».
|