по
Кибернетика и программирование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Горбанева Ольга Ивановна
Вопросы безопасности, 2022-3
Горбанева О.И. - Коррупция при распределении ресурсов в статической модели сочетания общих и частных интересов c. 93-104

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.3.33477

Аннотация: Статья посвящена исследованию коррупции в ранее исследованной статической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модели) нескольких агентов, а именно, коррупции при распределении ресурсов. Верхний уровень – принципал – выделяет ресурсы элементам нижнего уровня - агентам - с тем, чтобы последние распределили их между общими и своими частными интересами. Средний уровень - супервайзер, представляющий интересы верхнего уровня, - занижает количество ресурсов, выделенное агенту, которое тот может повысить на определенную величину, но не более, чем до уровня, установленного изначально принципалом. Образуется трехуровневая иерархическая древовидная система. В данной статье исследуется трехуровневая иерархическая система, в которой супервайзер использует экономический коррупционный механизм при распределении ресурсов. При исследовании данного механизма применяется два подхода: дескриптивный и оптимизационный. Дескриптивный подход предполагает, что рассматриваемые функции взяточничества известны. Оптимизационный подход предполагает использование теоремы Гермейера. Исследовано влияние коррупции при распределении ресурсов на системную согласованность в СОЧИ-модели: доказано, что коррупция при распределении ресурсов способна лишь понизить согласованность в СОЧИ-модели. Доказано, что для агентов экономическая коррупция выгодна всегда, а вот для супервайзера она оказывается манипулятивна. Найден единственный способ борьбы с коррупцией при распределении ресурсов.
Вопросы безопасности, 2022-1
Горбанева О.И. - Экономическая коррупция в статической модели сочетания общих и частных интересов c. 21-34

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.1.33483

Аннотация: Статья посвящена исследованию коррупции в ранее исследованной статической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модели) нескольких агентов. В этой статье особое внимание уделено исследованию экономической коррупции. Для этого в ранее рассмотренную двухуровневую систему между Принципалом и Агентами вводится промежуточный уровень - супервайзер, который представляет интересы Принципала, но в обмен на взятку может улучшить положение агента за счет Принципала. Последний устанавливает для каждого агента, себя и супервайзера долю участия в общем доходе. Супервайзер может увеличить долю агента в обмен на взятку, снижая долю Принципала. В данной статье исследуется трехуровневая иерархическая система, в которой супервайзер использует экономический коррупционный механизм, при исследовании которого применяется два подхода: дескриптивный и оптимизационный. Дескриптивный подход предполагает, что рассматриваемые функции взяточничества известны. Оптимизационный подход предполагает использование теоремы Гермейера. Исследовано влияние экономической коррупции на системную согласованность в СОЧИ-модели: доказано, что экономическая коррупция теоретически может повысить согласованность. Но для этого нужно выполнение многих условий, совместное выполнение которых маловероятно. Доказано, что для агентов экономическая коррупция выгодна всегда, для супервайзера тоже. Найден единственный способ борьбы с подобного рода коррупцией.
Вопросы безопасности, 2021-2
Горбанева О.И. - Административная коррупция в статической модели сочетания общих и частных интересов c. 9-19

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.2.33466

Аннотация: Статья посвящена исследованию коррупции в ранее исследованной статической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модели). В ранее рассмотренную двухуровневую систему между верхним некоррумпированным уровнем и нижним – Агентами – вводится средний уровень, который в обмен на взятку может ослаблять влияние верхнего уровня. Верхний уровень устанавливает минимальное количество ресурсов, меньше которого агент не может потратить на общие цели. Супервайзер в обмен на взятку, роль которой играет доля частного дохода агента, может уменьшить эту нижнюю границу, позволяя последнему больше ресурсов потратить на частные цели. В данной статье исследуется трехуровневая иерархическая система «Принципал-Супервайзер-Агенты», в которой супервайзер использует административный коррупционный механизм, при исследовании которого применяется два подхода: дескриптивный и оптимизационный. Дескриптивный подход предполагает, что рассматриваемые функции взяточничества известны. Оптимизационный подход предполагает использование теоремы Гермейера. Исследовано влияние административной коррупции на системную согласованность в СОЧИ-модели: доказано, что административная коррупция может только понизить согласованность. Найдены условия, при которых можно победить или ослабить административную коррупцию, в частности, найдены условия, при которых она невыгодна супервайзеру или агенту. Выявлен класс агентов, на который супервайзер может воздействовать.
Теоретическая и прикладная экономика, 2021-2
Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Ревунов Р.В. - Механизмы управления согласованием интересов участников муниципально-частного партнерства c. 22-32

DOI:
10.25136/2409-8647.2021.2.33478

Аннотация: Исследование посвящено применению известных статистических моделей согласования общих и частных интересов (далее, СОЧИ-моделей) к условиям муниципальных программ. Предметом исследования является согласование интересов участников проектов муниципально-частного партнерства (далее,МЧП). Целью исследования выступает приложение статических моделей согласования общих и частных интересов (СОЧИ-моделей) к одношаговым социально-экономическим процессам реализации проектов МЧП. Методология исследования строится на применении статических моделей согласования общественных и частных интересов (СОЧИ-моделей), с учетом утилитарной функции общественного благосостояния, механизма согласования равновесий по Нэшу и индекса системной согласованности.    В результате исследования произведено моделирование согласования интересов участников муниципальной программы благоустройства г. Новочеркасск, интерпретированы варианты применения механизмов пропорционального распределения, экономического регулирования и административного нормирования в управлении реализацией программы. Результаты исследования находят отражение в муниципальном менеджменте при планировании программ муниципально-частного партнерства и согласовании интересов участников. Новизна исследования заключается в адаптации абстрактных моделей согласования интересов к задачам муниципального менеджмента, что позволяет существенно повысить эффективность планирования муниципальных программ. По результатам исследования сделаны выводы об эффективности применения рассмотренных механизмов управления реализацией муниципальной программы и даны рекомендации по согласованию интересов каждого участника-партнера.
Кибернетика и программирование, 2020-1
Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Лазарева Е.И. - Параметры устойчивого эколого-экономического развития в динамической СОЧИ-модели развития системы субъектов c. 9-17

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33233

Аннотация: Статья посвящена развитию динамической модели согласования общих и частных интересов в системе комплексного социо-эколого-экономического синергетического развития системы экономических субъектов, в качестве целевого управляющего параметра которой выступает максимизация удельного потребления. Параметры рассматриваемой модели предполагается дополнить критериями эколого-экономической устойчивости группы субъектов, локализованных на отдельной территории, в границах обособленного промышленного кластера, муниципального образования, региона или макрорегиона. Условия устойчивого развития (гомеостаза) социо-эколого-экономической системы в модели задаются требованиями к экономическому развитию агента, предельно допустимым выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности. Результирующие формализованные зависимости позволяют обосновать экологическую и социальную значимость принимаемых управленческих решений, а также эффекты, связанные с динамикой и неопределенностью внешней среды. В работе представлен алгоритм нахождения равновесия по Нэшу в ранее представленной динамической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модель) развития территорий. Некоторые компоненты вектора управляющих воздействий найдены аналитически, для остальных же описана экономная процедура нахождения. Показано, что в отсутствие установленных пороговых значений на ВРП и концентрации загрязнений в воде и воздухе территориальным субъектам невыгодно тратить ресурсы ни на инвестиции в производство или основные производственные фонды, ни на очистку загрязнений. Следовательно, показана целесообразность введения условий устойчивого развития, которые выполняются субъектом в виде равенства.
Кибернетика и программирование, 2020-1
Горбанева О.И., Мурзин А.Д., Анопченко Т.Ю. - Приложение динамической модели согласования общих и частных интересов устойчивого развития на региональном уровне c. 18-28

DOI:
10.25136/2644-5522.2020.1.33241

Аннотация: В статье представлены результаты апробации ранее представленной динамической социо-эколого-экономической модели синергетического развития отдельных субъектов в составе южно-российского макрорегиона, позволяющая согласовать общие и частные интересы каждого региона. Модель исследуется на материалах Южного федерального округа. Проведена идентификация модели для макрорегиона ЮФО на основе данных сайта госкомстата, находящихся в открытом доступе. Для идентификации были взяты временные ряды 2005, 2010, 2015-2017 годов. Такой выбор объясняется как причинами теоретическими (выбран шаг в пять лет для данных отдаленного периода и один год для данных ближнего периода), так и эмпирическими (не взяты данные кризисных периодов 2008 и 2012 годов, а также ближайших к ним лет).   В результате исследования сделано несколько дискуссионных выводов относительно стратегий поведения субъектов. Расчеты в частности показывают, что в нынешних условиях развивать собственную производственную сферу ни одному из регионов не выгодно, оптимальной стратегией для каждого из них является только наращивание потребления в надежде на производственную активность соседних регионов. Ввиду избрания данной рациональной стратегии всеми регионами одновременно, прогнозируется общая деградация производственной сферы и стагнация экономики регионов. Вместе с тем выявлено, что дальнейшее сокращение производства становится невыгодным практически всем отстающим регионам (республики ЮФО), в то время как опережающим регионам (области ЮФО) остается выгодным производственное бездействие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.