по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Канныкин Станислав Владимирович
Культура и искусство, 2021-10
Канныкин С.В. - Специфические беговые практики некоторых регионов Востока: опыт философского анализа c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.10.34933

Аннотация: Предметом исследования является социокультурная обусловленность специфических беговых практик некоторых регионов Древнего и современного Востока, которые выражают базовые мировоззренческие установки аутентичных религиозно-философских традиций и социальные паттерны, присущие восточному типу цивилизаций. В свете кризиса кубертеновского олимпизма как социального движения и идеологии цивилизация Востока дает яркие примеры значимости систематического духовного развития, выступающего основой неординарных телесных достижений. Беговой опыт монахов-буддистов позволяет утверждать, что именно в сфере высших идеальных ценностей находится возвышающий человека источник потребности в физическом совершенстве, а наша экзистенциальная цель – непрестанное расширение границ своих возможностей, развитие себя как духовно-телесного единства, «просветление», обретение гармонии с космосом.     Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам:1. Специфические беговые практики Древнего Востока не имеют соревновательного характера, являясь лишь одним из средств в достижении духовного освобождения.2. Своеобразие бега Древнего Востока обусловлено тем, что он зачастую являлся видом динамической медитации.3. Уникальные методики беговой подготовки монахов-буддистов являются многократно апробированными способами реализации высших уровней духовного и физического потенциала человека, что обеспечивает их универсальную гуманистическую ценность.4. Социальная значимость специфической беговой локомоции нашла свое выражение в выполнении бхикшу светской функции вестников и религиозно-магических функций личного подтверждения достижимости мокши и заклинания злых духов.5. Своеобразие бега на Востоке в ситуации современности обусловлено его массовостью, внерелигиозной мотивацией к тренировкам, способностью быть средством объединения культурных установок цивилизаций Запада и Востока, являться методом группового сплочения, а также выражать национальный дух и выступать одной из форм женской эмансипации.
Социодинамика, 2021-7
Канныкин С.В. - «Во всяком случае, он так и не перешел на шаг»: опыт философского исследования массового бега на выносливость c. 34-53

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.7.34205

Аннотация: Объектом представляемой научной работы является массовый бег на выносливость как социальный феномен ХХ-ХХI вв.Предмет исследования – духовные основания выбора субъектом и социокультурные компоненты бытия массового бега на выносливость, рассмотренные в их взаимосвязи.Исследование базируется на научном подходе и общих принципах методологии научного исследования, в нем используется диалектический метод, выдерживается ориентация на идеи и ценности концепции гуманизма.Решаемые задачи: 1. Выявить социальную базу и причины широкого распространения бега на выносливость в Новейшее время. 2. Исследовать особенности взаимодействия беговой локомоции с бессознательной сферой личности спортсмена-любителя. 3. Эксплицировать влияние стайерского бега на метафизическую составляющую духовного мира «человека бегущего». 4. Осмыслить потребности общества, удовлетворяемые культивированием и пропагандой положительной значимости стайерских беговых практик. 5. Определить проблемное поле «философии бега». Новизна исследования заключается в определении мировоззренческих оснований беговой деятельности непрофессиональных стайеров. Эти основания рассматриваются как главная причина широкого культивирования бега на выносливость в современном обществе и смысловой стержень проблемного поля «философии бега». Метафизический компонент сознания "человека бегущего" посредством длительного бегового усилия восходит к трансцендентному началу своей экзистенции; любительский бег на выносливость обеспечивает селекцию наиболее эффективных адаптационных навыков; служит способом формирования аутотелической личности, ориентированной на модус "бытия", а не "обладания"; выступает компонентом экологических движений и благотворительных кампаний, формой социализации людей с ограниченными возможностями, имеет мощный воспитательный потенциал; являясь основой большинства атлетических движений, бег может рассматриваться как «исходная клетка», детерминирующая влияние физкультурно-спортивных практик на сознание и тело человека, а также современный этап развития общества. В отношении человека это влияние можно обозначить словом «калокагатия», а в отношении общества – «гуманизм» и «демократизм».
Социодинамика, 2021-6
Канныкин С.В. - Олимпийский бег на выносливость и дух атлетизма c. 67-80

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.6.33234

Аннотация: Предмет исследования – метафизические аспекты олимпийского бега на выносливость в их отношении к формированию атлета как гармонично развитой личности. Актуальность работы обусловлена необходимостью прояснения духовных оснований спортивного бега, рассматриваемого в качестве наиболее универсальной формы двигательного действия атлета. Как целенаправленное движение, осуществляемое в пространстве культуры, бег бытийствует как социальное явление и имеет трансцендентальное измерение, поскольку производен от установок сознания реализующего его субъекта и, в свою очередь, оказывает влияние как на своего агента, так и на социальную группу, в которую входит данный субъект, а через нее – и на человечество в целом. Именно бег на выносливость, предполагающий довольно значительную распространенность и агональную длительность, позволяет с необходимой ясностью определить некоторые ментально-волевые установки атлетической (т.е. гуманистически нагруженной, олимпийской) спортивной деятельности.     Новизна исследования состоит в рассмотрении метафизических оснований бега сквозь призму идейных оснований Олимпизма. Отмечено, что изо всех видов олимпийского спорта бег на выносливость более всего укоренен в человеке экзистенциально, поскольку человек превосходит всех млекопитающих именно в длительном беге. Олимпийский бег на выносливость транслирует обществу такие ценностно окрашенные установки сознания и деятельности, как патриотизм, жертвенность, самопознание, верность своему призванию, благородство и честность. Атлет, формирующийся посредством олимпийских беговых практик, направлен к достижению калокагатии, поскольку бег на выносливость требует длительного и многократного воспроизведения доведенного до автоматизма оптимального двигательного действия, обеспечивающего устойчивое состояние «психосоматической собранности», т. е. гармонии, сопряжения его душевного начала с началом телесным.
Социодинамика, 2021-5
Канныкин С.В. - Бег на выносливость как один из факторов антропогенеза c. 84-94

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32915

Аннотация: Целью работы является критический анализ с философских позиций гипотезы американских биологов Daniel Lieberman (Гарвард) и Dennis Bramble (университет Юты) о беге на выносливость как одном из значимых факторов антропогенеза. В статье решаются задачи определения ее сильных и слабых сторон, а также познавательного потенциала для дальнейших исследований в сфере антропологии. Изучаемая гипотеза сопрягается с другими рационалистическими и эволюционными концепциями антропогенеза, рассматриваясь как средство уточнения и подтверждения их базовых положений. Основные методы исследования – анализ и сравнение, результаты работы приемлемы для дополнения и конкретизации трудовой теории антропогенеза данными современного естествознания в их философской интерпретации. Областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в философском осмыслении бега на выносливость как компонента доорудийной коллективной трудовой деятельности предков современного человека, одной из предпосылок формирования абстрактного мышления, а также средства инициации молодежи и сплочения коллектива, во многом нивелирующего гендерные различия в процессе взросления детей и добывания пищи первобытными охотниками.
Социодинамика, 2021-5
Канныкин С.В. - «Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега…» c. 73-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32955

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия соревновательного бега в социокультурной ситуации Средневековья. Актуальность научной статьи обусловлена важностью постижения социально-исторического контекста, в котором происходит десакрализация атлетизма (и бега как его компонента), а также оснований и проявлений его перехода в сферу секулярных, гуманистически ориентированных телесных практик. Решаемые задачи: сравнение сакральных и профанных компонентов бегового атлетизма в Античности и в Средние века, выявление причин десакрализации бега в изучаемый период, а также новых проявлений и направленности трансформации его профанной составляющей. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение соревновательного бега с использование бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении причин и следствий средневековой десакрализации бега и отсутствия институализации беговых состязаний; рассмотрении особенностей занятий бегом в кругах элиты и простонародья; исследовании специфики беговых соревнований в карнавальной культуре; определении причин прикладного использования бега на выносливость в экономической деятельности, а также фиксации необычной для теоцентричного Средневековья гуманистической ориентации бега как отдельного вида состязаний и основы атлетической деятельности вообще.
Культура и искусство, 2021-3
Канныкин С.В. - Бег в мифе c. 10-22

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.3.32927

Аннотация: В статье решаются задачи определения сфер использования и функций бега в первобытных обществах на основе источников, имеющих мифологический характер, и связанных с культурой Древней Греции, американских индейцев, славян, народов Крайнего Севера, романских племен, кельтов, народов Древнего Египта, иудеев, народов Океании и других. Рассматриваемая проблематика помогает лучше понять духовные основания культивирования телесных способностей в прошлом, а также выявить этапы и специфику трансформации социально значимых практик, связанных с бегом, в настоящем. Основные методы исследования – анализ, сравнение и синтез, областью применения полученных результатов являются философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении особенностей функционирования бега в мифе в трех регистрах: космологическом (бег рассматривается в этиологической и посреднической между макро-и микрокосмом функциях), биологическом (как проявление физического здоровья и уникального для млекопитающих способа охоты, основанного на длительном беге на выносливость) и социальном (бег как способ повышения и сохранения социального статуса, обретения брачного партнера, элемент обрядности, средство инициации и пр.).
Человек и культура, 2021-3
Канныкин С.В. - Бег в повседневности и праздничной культуре Ренессанса и Нового времени c. 143-154

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33028

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия бега как вида деятельности в социокультурной ситуации Возрождения и Нового времени Старого и Нового Света. Актуальность изучения социально значимых особенностей существования бега в повседневности и праздничной, карнавальной культуре XV – XIX вв. обусловлена тем, что именно в рассматриваемый период начинают формироваться ментальные запросы и восстанавливаться телесные практики, которые в 1896 г. станут душой и плотью первых Олимпийских игр современности, началом и кульминацией которых явились беговые состязания. Античный идеал калокагатии обогащается в это время идеями самодостаточности и самопроективности человека, чьи творческие, созидающие устремления в равной степени распространяются как на дух, так и на тело. Бег формирует физические и психические качества, расширяющие границы человеческого существования, являясь тем самым инструментом экзистенциального роста через преодоление границ телесной и духовной «нормальности», обусловленных стереотипами и устоями повседневности. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение бега с использованием культурологических понятий «повседневность», «праздник», «карнавал» и бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в трактовке бега на выносливость как экзистенциального измерения повседневности, способа организации коммуникации между разными видами поселений и социальных слоев и формирования эталонного «культурного тела» эпохи. Бег рассматривается как вид деятельности, преимущественно характерный для социальных низов, для маргинальных слоев общества участие в городском празднике в формате «карнавального» бега было способом интеграции в социум, проявлением коллективной солидарности. Их связанный с буффонадой бег был служением непритязательным вкусам толпы, но при этом бегущие в шутовском образе выходили сами и выводили зрителей из рутины повседневности, становясь ее контрапунктом. Также определен вклад высших слоев общества в развитие беговых практик: экономический (содержание бегунов-профессионалов и материальное поощрение победителей-непрофессионалов на городских праздниках); практический (любительский бег или другие атлетические упражнения как компонент повседневности джентльмена), идейный (гуманисты Ренессанса полагали физическую активность внерелигиозным способом преодоления времени через максимально долгое сохранение телесного благополучия).
Человек и культура, 2021-3
Канныкин С.В. - Социокультурная обусловленность бега в традиционных играх и этноспорте c. 128-142

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.3.33314

Аннотация: Предметом исследования является определение социокультурной специфики беговых практик в рамках традиционных игр и этноспорта. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию традиционных игр и этноспорта, внимание ученых до сих пор не было обращено на социокультурные особенности бега как наиболее универсальной формы двигательного действия участника традиционной телесной игры или спортсмена, что и обеспечивает актуальность предложенного в данной статье материала. Традиционные игры и этноспорт выполняют важную миссию в современном мире – они возвращают спортивно-соревновательной деятельности гуманистическое измерение, насыщая ее элементами народной культуры. Являясь универсальным компонентом спортивной деятельности вообще, бег в рамках традиционных игр получает новые грани бытия и становится одним из средств утверждения, демонстрации и трансляции этнических ценностей. Проведенная работа позволила выявить следующие особенности бытия бега в социокультурной ситуации традиционных игр и этноспорта: бег как элемент воинских игр и традиционных командных немилитаризованных игр; бег как элемент ритуала и брачных игр; бег как способ развлечения; утилитарно ориентированный бег; заместительный бег. Идейным основанием бега в рамках традиционных игр и этноспорта выступает миф; рассматриваемая форма бытия бега гуманистически ориентирована, так как не предполагает запредельных нагрузок и полного подчинения человека спорту; бег является способом психоэмоциональной разрядки и достижения гармонии с родной природой; это гендерно определенный и часто специализированный бег; он обеспечивает солидарность социальной группы, является одной из форм выражения патриотизма, важным элементом событийного туризма, значимой составляющей этнопедагогики, элементом этнического танца, детской игры или вида хозяйственной деятельности, присущей определенному народу.
Философская мысль, 2021-1
Канныкин С.В. - Сакральное и профанное в олимпийском беге Античности c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.1.32933

Аннотация: Бег – это первый и долгое время единственный вид олимпийского агона, родоначальник спорта в его современном понимании. Социокультурный фон, связанный с появлением, развитием и модификацией беговых спортивных практик Античности, во многом является духовной основой атлетической состязательности современности («олимпизма»), что обеспечивает как философскую значимость, так и актуальность исследования. Дуализм сакрального и профанного пронизывал не только атлетические агоны, но всю Античность, был ее Zeitgeist – «духом времени». Сквозь призму этой бинарной оппозиции и рассматривается бег как исходный вид олимпийских состязаний. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении составляющих сакрального (благодарность богам, проявление покорности их воле, страх перед их гневом и получение награды от божества) и профанного (культивируемый «короткий» бег как признак высокого этапа развития общества, профессионализация бега, бег как средство воспитания, оздоровления и социальной динамики, показатель гражданской зрелости и пр.) компонентов олимпийского бега Античности. Также осуществлено их диалектическое сопряжение в рамках объяснения прямолинейной траектории олимпийского бега, единства миротворческой и военно-прикладной значимости агонов, а также устремлений к богоподобию и канализированию социально опасной энергии честолюбия в беговых соревнованиях атлетов.
Педагогика и просвещение, 2017-1
Мухина З.З., Канныкин С.В., Пивоварова Л.Н. - Из опыта патриотического воспитания студентов в техническом вузе c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21959

Аннотация: В статье обосновываются основные принципы и представляются базовые формы патриотического воспитания студенческой молодежи в техническом вузе на примере деятельности кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» им. А.А. Угарова (г. Старый Оскол, Белгородская область). Объект исследования - патриотическое воспитание в техническом вузе; предмет исследования - формы патриотического воспитания и их конкретное наполнение с учетом особенностей обучающихся (год обучения, место обучения, национальная принадлежность и пр.) на примере работы кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ "МИСиС". Методы исследования - наблюдение, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анализ процесса и результатов деятельности обучающихся, восхождение от абстрактного к конкретному. По нашему глубокому убеждению, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода институциональной социализации подрастающего поколения (от детского сада до вуза), являясь своего рода воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должна составлять местная тематика, формирующая в первую очередь любовь к малой родине, своему краю, что явится надежным фундаментом любви к Отечеству в целом; в-третьих, патриотическое воспитание должно быть основано в значительной степени на деятельности самих воспитуемых, связанной с изучением своей родословной, заботой о могилах и памятниках павшим в боях за Родину, изучением вклада выдающихся земляков в различные сферы жизни общества и т.п.; в-четвертых, патриотизм должен быть «зрячим», что означает учет негативного опыта истории своего Отечества и понимания важности и ценности других народов и культур, желание перенять у них все то, что привьется к национальной почве и будет способствовать прогрессу своего общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"