по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Богданова Вероника Олеговна
Психолог, 2023-4
Богданова В.О. - Исследование проблем развития субъектности в цифровой среде c. 85-104

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43726

Аннотация: В статье представлены результаты фокусированного интервью по выявлению проблемных маркеров развития структурных компонентов субъектности у молодого поколения. Объектом исследования является проявление субъектности молодого поколения в интернет-пространстве. Предметом исследования выступают проблемные маркеры развития субъектности молодежи в цифровой среде.Теоретико-методологической основой исследования выступают взгляды на сущность и структуру субъектности А.В. Брушлинского, К.А. Абульханова-Славской, А.К. Осницкого, Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной, В.А. Петровского. Исследование опирается на теоретические положения о влиянии цифровой среды на проявление субъектности молодого поколения Т.Г. Лешкевич, Г.Л. Тульчинского, А.Н. Красильникова, А.Х. Абзаловой, Ю.А. Чернавина, Н.М. Сараевой, Р.Р. Ишмухаметова. В качестве эмпирического метода исследования применяется групповое фокусированное интервью 70 российских студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в систематизации теоретических представлений о влиянии цифровой среды на развитие субъектности. Практическая значимость заключается в выявлении проблемных маркеров развития субъектности в цифровой среде, знание о которых может использоваться для создания личностно-центрированной образовательной среды. Эмпирическим путем выявлены основные проблемные маркеры развития некоторых структурных компонентов субъектности: индивидуальности, рефлексии и эмпатии. Определено соотношение свободы и ответственности в цифровой среде с точки зрения представителей молодого поколения. Результаты данного исследования могут быть использованы в целях разработки психолого-педагогических программ, направленных на развитие навыков рефлексии, самоопределения, самореализации, эмоционального регулирования, позитивного самоотношения и эмпатии.
Философская мысль, 2023-1
Богданова В.О. - Философский подход к изучению практик самопознания c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.1.36363

Аннотация: Предметом исследования являются практики самопознания, используемые в философии и психотерапии. Богатый арсенал методов самопознания можно объединить в две группы практик: трансцендентально-феноменологические и экзистенциально-феноменологические. Первые практики способствуют очищению сознания от отработанных мыслительных, поведенческих схем, вторые – направлены на конструирование «Я» в соответствии с выбранными культурными концептами. Целью исследования является определение основных принципов практик самопознания и раскрытие их потенциала в исследовании и конструировании «Я». Исследование строиться на феноменологическом, нарративном и экзистенциальном подходах, которые раскрывают функциональные отношения субъекта с внешним миром.   В статье дается развернутое описание основных принципов трансцендентально-феноменологических и экзистенциально-феноменологических практик самопознания, дается оценка потенциала данных практик для раскрытия и становления «Я» субъекта. Главный принцип работы трансцендентально-феноменологических практик самопознания – движение к чистому потоку переживаний сознания, которые составляют ядро «Я». Их мировоззренческой основой является интуитивное переживание собственного «Я» в состоянии «раскрепощенного» сознания. Экзистенциально-феноменологические практики осуществляются через оформление и проговаривания опыта личных переживаний в рамках выбранных культурных смыслов. Суть данных практик сводится к прояснению самобытия путем подбора фиксированных форм для описания экзистенции, которые устанавливают границы «Я». Представленные практики эффективно дополняют друг друга, с помощью трансцендентально-феноменологических практик индивид выходит за пределы объективированных представлений о самом себе, посредством экзистенциально-феноменологических практик осуществляет самоидентификацию.
Философская мысль, 2019-9
Богданова В.О. - Восточные и западные практики обретения экзистенциальной открытости c. 51-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.9.26902

Аннотация: Предметом исследования являются философские практики экзистенциальной открытости, позволяющие сформировать доверие к жизни, необходимое для полноценного развития личности. Экзистенциальная открытость – это способность индивида объективно и правдиво воспринимать, осознавать и интерпретировать реальные события и свои собственные переживания. Объективное осознание возможно только тогда, когда индивид освободится от стереотипов, шаблонных схем, преодолеет разобщенность бытия и мышления. Эта разобщенность преодолевается с помощью медитативных практик даосизма, буддизма и дзэн-буддизма. Исследование выстраивается на основе компаративистского анализа медитативных практик в сравнении с методами экзистенциальной философии, феноменологии и гуманистической психологии. Медитативные практики способствуют осознанию открытости, принятию мира и существования в нем. Экзистенциальный подход позволяет выявлять глубинные проблемы индивидуального существования, связанные с осознанием безопорности мышления в ситуации жизненного выбора. Феноменологический подход способствует обнаружению мыслительных, речевых и поведенческих стереотипов жизненного мира, которые не позволяют феноменам говорить самим за себя, исходя из своего уникального значения. Корень исследуемой проблемы видится автору в разобщенности мышления и бытия, которая определяется как «психологическая болезнь» современной цивилизации, главным симптомом которой является желание утвердить себя в мире, стремление к господству над природой, над другими людьми и над собой. Сознание человека порабощено искаженной идеей должного, зачастую подразумевающей набор социальных и культурных стереотипов той или иной исторической эпохи, а не философское стремление быть аутентичным, открытым истине. В исследовании описываются философские практики, которые помогают преодолеть разобщенность мышления и бытия, служащей помехой для объективного восприятия реальности.
Философская мысль, 2017-10
Богданова В.О. - Философская практика одиночества: экзистенциальное расширение границ сознания c. 126-138

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.22289

Аннотация: Предметом исследования является философская практика одиночества, суть которой заключается в преодоление страха перед ним, принятии своего одиночества как базисного состояния бытия. Оно является основным состоянием, поскольку в каждом выборе человек одинок, и его одиночество усугубляется чувством незащищенности и страхом. Несмотря на жесткое давление жизненных обстоятельств и окружающих людей, человек должен следовать зову своей самости. Одиночество для него становиться продуктивным, творческим состоянием, раскрывающим подлинность существования, дарующим радость обретение смысла жизни. Принятие одиночества не означает полной социальной изоляции. Межличностные отношения в состоянии одиночества могут проявлять себя через любовь или сострадание к другому человеку. Любовь рождается из понимания общего удела для всех людей, обреченных на экзистенциальное одиночество. Исследование строиться на конструктивистском, феноменологическом походах. Использование данных подходов обусловлено внутренней изолированностью сознания, которая приводит к тому, что универсальным принципом человеческого существования является одиночество. Субъект не в состоянии понять другого человека, так как для него исходной реальностью является его «Я», все остальное предстает в виде проекции субъекта вовне. Научная новизна и выводы: в статье дается развернутое объяснение того, что при кажущейся невозможности достижения духовного единства и понимания между людьми, которому препятствует экзистенциальное одиночество, именно оно является тем «чистилищем», через которое проходит человек на пути к психологической зрелости и духовному росту. Философская практика дает возможность работы с одиночеством, оно перестает восприниматься как трагедия, поскольку принимая одиночество, человек углубляет себя и посредством этого углубляется и укрепляется его связь с миром и другими людьми.
Философская мысль, 2016-4
Богданова В.О. - Образ «Я». Конструктивистский подход c. 89-100

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18336

Аннотация: Предметом исследования является конструктивная природа «Я», которая представлена множеством «Я-образов», связанных между собой единой историей жизни. Эти образы «Я» могут быть распределены по трём основным конструктам: телесное «Я», социальное «Я», духовное «Я». Телесное «Я» является источником информации о мире, на основе которой создается представления о действительности и самом себе. Социальное «Я» раскрывается через выбор социальных ролей, которые являются типизациями привычной деятельности человека. Духовное «Я» – это результат осмысления собственного существования через призму ценностей и идеалов. Исследование строиться на конструктивистском, феноменологическом, экзистенциальном, структуралистском, нарративном походах. Использование данных подходов обусловлено децентрированной и неустойчивой структурой «Я». «Я» не может быть зафиксировано в виде объекта, оно проявляет себя как процесс. В статье пересматривается представление о «Я» как устойчивом ядре личности. «Я» представляет собой конструкцию, состоящую из множества «Я-образов». Эта конструкция выполняет функцию вспомогательного и переходного феномена сознания, его «рабочей гипотезы», которая на некоторое время способствует природной и культурной адаптации. Понимание «Я» как динамичной конструкции открывает большие перспективы для разработки психотерапевтических методов, направленных на помощь человеку в поиске самости. Поскольку природа «Я» неустойчива, не статичные, а динамичные характеристики «Я» лучше всего отражают структуру личности, служат источником основных жизненных стимулов.
Философия и культура, 2013-12
Богданова В.О. - Метаморфозы субъектности в конструктивистских моделях философствования

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.7332

Аннотация: В статье представлены конструктивистские модели философствования в их преемственности и взаимовлиянии в соответствии с определенными исторически сложившимися традициями философствования в свете философской проблемы субъекта. Нами выделяются три типа конструктивистских моделей философствования: конструктивистский гилеоморфизм, конструктивистская эйдетика и конструктивистская герменевтика. В качестве базовых конструктов в конструктивистском гилеоморфизме выступают априорные формы сознания, являющиеся предпосылками субъектности, в конструктивистской эйдетике – феномены сознания, обеспечивающие субъективацию мира, а в конструктивистской герменевтике – способы коммуникации, служащие условием интерсубъектности.
Философская мысль, 2013-3
Богданова В.О. - Конструктивистские модели философствования в их развитии и взаимовлиянии c. 1-109

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.323

Аннотация: В статье дается краткий обзор главных течений конструктивизма. Устанавливается преемственность и взаимовлияние этих течений в процессе развития. В ходе феноменологического анализа выделяются ключевые конструкты, на которых базируются данные течения и которые служат их концептуальными скрепами. Эти конструкты именуются «конструктивистскими моделями философствования». В статье предлагается оптимальный метод их классификации по трем направлениям в зависимости от предмета и способа философствования: конструктивистские модели феноменологии, эволюционизма и структурализма. Эти направления являются основой для формирования методологических принципов конструктивизма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.