по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кузьмин Юрий Викторович
Историческая информатика, 2021-1
Кузьмин Ю.В. - Эволюция истребителей между мировыми войнами: применение кластерного анализа в истории техники c. 66-130

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.1.35084

Аннотация: Проведён кластерный анализ конструкций поршневых истребителей, созданных с 1920 по 1944 годы. Учтены данные более 500 модификаций самолётов, серийно выпускавшихся в 18 странах. Изучаемый период разбит на пятилетние отрезки, в каждом из которых исследовалось распределение конструкций по таким параметрам, как максимальная скорость, нагрузка на крыло и нагрузка на мощность. Рассмотрены корреляции этих переменных, особое внимание уделено правильному определению расстояния. Представлена цельная картина динамики основных характеристик истребителей мира между мировыми войнами.Выявлено, что определяющим фактором роста скорости истребителей в 1920-1944 годах был рост нагрузки на крыло, связанный с совершенствованием профилей, качества исполнения и механизации крыла, а отнюдь не рост удельной мощности самолётов. В каждом периоде видны повторяющиеся модели развития: «силовой» подход, использующий появившиеся технологические возможности «в лоб», например, путём всемерного увеличения удельной мощности и комплексный подход, позволяющий добиться гораздо лучших результатов.Выявлено лидерство британской аэродинамической школы в 1920-1940 годах. Численно показано изменение направленности конструкторской школы США от метода «мощный мотор – лёгкий самолёт» к методу «совершенная аэродинамика – большая дальность полёта».Показаны место советской школы авиастроения в мире. Установлено, что последний (в рамках данного периода) скачок роста нагрузки на крыло не был совершён в СССР и Японии, что обусловило не слишком высокие скоростные характеристики истребителей этих стран в годы Второй Мировой войны, обсуждаются причины этого явления.
Историческая информатика, 2019-2
Кузьмин Ю.В. - Спад производства самолётов в СССР в 1980-х годах: статистический анализ базы данных. c. 106-146

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.2.29402

Аннотация: Показано, что в первой половине 1980-х годов в авиастроении как в СССР, так и во всём мире, произошёл быстрый, одновременный и значительный спад производства, затронувший выпуск и гражданских, и военных самолётов. Выпуск же самолётов во второй половине 1980-х, вплоть до 1990 года, и в мире, и в СССР поддерживался примерно на постоянном уровне. Спад в СССР произошёл не во время «перестройки», а раньше, в период «позднего застоя». Расчёты проведены на основе собранных автором сведений. Данные из более чем 100 источников собраны в созданной базе данных, включающей более 700 записей о выпуске самолётов в СССР в 1976-1990 годах В отличие от СССР в целом и большинства других стран мира, спада в выпуске самолётов в 1980-е годы не было в странах СЭВ (ЧССР, Польше, Румынии), а также в Грузии и Узбекистане. В статье сделаны предположения о возможных причинах этого.
Историческая информатика, 2018-4
Кузьмин Ю.В. - Научно-технический уровень России в годы Первой Мировой войны на примере авиастроения (статистический анализ базы данных) c. 1-21

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28187

Аннотация: В работе рассмотрена динамика роста скорости самолётов в 1913-1918 годах для основных стран-участниц Первой мировой войны: Великобритании, Германии, Италии, России, САСШ и Франции. Впервые были рассчитаны именно средние скорости, для чего потребовалось собрать данные о выпуске летательных аппаратов по типам и по годам. Отдельно проведено сравнение только для боевых самолётов и только для истребителей - класса, для которого скорость имеет особенно большое значение. Уточнены и данные по выпуску самолётов в рассматриваемый период. Сведения о производстве самолётов в 1913-1918 годах и их характеристиках были собраны автором в созданной им базе данных, в которой имеется 2450 записей о выпуске самолётов в указанный период. Показано, что в 1913 г. средние скорости самолётов шести стран были близки, но к концу войны союзники: Великобритания, Франция и Италия вырвались вперёд. Германия и, особенно, Россия существенно отставали. Причём в Германии отставание возникло в 1917-1918 годах, а в России - не в эти революционные годы, а, в основном, в первые два года войны. Сделаны предположения о причинах такого отставания.Показано, что из года в год в авиационном производстве России росла доля отечественных конструкций и в 1917-1918 г. она достигла половины.
Историческая информатика, 2018-2
Кузьмин Ю.В. - Производство самолётов в 1931-1945 годах в странах – участниках Второй Мировой войны: кто к какой войне готовился? c. 27-57

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26630

Аннотация: Автором создана база данных со сведениями о самолётах, выпускаемых в мире в XX веке. В частности, в базе содержится более 7000 записей о выпуске самолётов в 1931-1945 годах в шести ведущих странах мира. Впервые представлены сведения о выпуске самолётов в СССР, США, Британской Империи, Франции, Германии и Японии с за этот период разбивкой по назначению по трём пятилетним периодам: 1931-35, 1936-40, 1941-45 годы. Проанализированы различия в структуре и темпах выпуска самолётов, сделаны предположения о причине этих различий, связанные, в том числе, с военной политикой и политическими задачами государств. Найдено, что по некоторым показателям, в том числе, по отношению числа выпускаемых истребителей к числу ударных самолётов и бомбардировщиков, структуры выпуска самолётов в 1930-х годах у стран – будущих союзников были схожи между собой и отличались от стран – будущих членов Оси.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"