по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Петрусева Надежда Андреевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2021-2
Петрусева Н.А. - Пьер Булез и Хайнц Холлигер: к проблеме трансформации музыкального языка c. 16-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.40482

Аннотация: Статья посвящена проблеме трансформации музыкального языка, взаимоотношению эстетической установки, изобретения, композиционной техники и языка. Освещены две стратегии жизни и творчества Пьера Булеза, позволившие ему достичь большого культурного полномочия, перечислены фигуры, повлиявшие на эстетику Булеза. В широком эстетико-философском контексте показан поворот от техники к языку в эстетико-теоретических текстах Пьера Булеза; освещены три концепции языка, период «синтеза», следующий за периодом «отрицания», озабоченность Булеза проблемами восприятия музыки. В аспекте булезовского положения об единстве изобретения, техники и языка рассматривается пьеса для альта «Trema» (1981) Хайнца Холлигера, ученика Булеза.      Используется комплексный подход как сочетание элементов компаративистики, музыкальной феноменологии (направленность сознания на звуковые структуры) и герменевтики (процесс понимания, интерпретации). Материал статьи имеет методическую значимость для современных вузовских курсов теории и истории музыки. Автор приходит к выводу о том, что Булез, как и Кант ориентирует понятие искусства на аристотелевскую категорию «poiesis» как «ремесла и изготовления»; акцентирует преодоление Адорниановской эстетики «отрицания» (предшествующей классико-романтической традиции) в повороте П. Булеза к периоду «синтеза», который включает не только поворот «от техники к языку», но и электроакустическое «звуковое производство». Впервые освещаются следующие аспекты «Trema» Х. Холлигера: идея, принципы новой сольной музыки, новая исполнительская техника. Сделан вывод о принадлежности «Trema» к «эпохе многослойной музыки», о том, что радикальное переосмысление музыкального языка обостряет коммуникацию.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-4
Петрусева Н.А. - Пьер Булез и Хайнц Холлигер: к проблеме трансформации музыкального языка c. 27-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.40348

Аннотация: Статья посвящена проблеме трансформации музыкального языка, взаимоотношению эстетической установки, изобретения, композиционной техники и языка. Освещены две стратегии жизни и творчества Пьера Булеза, позволившие ему достичь большого культурного полномочия, перечислены фигуры, повлиявшие на эстетику Булеза. В широком эстетико-философском контексте показан поворот от техники к языку в эстетико-теоретических текстах Пьера Булеза; освещены три концепции языка, период «синтеза», следующий за периодом «отрицания», озабоченность Булеза проблемами восприятия музыки. В аспекте булезовского положения об единстве изобретения, техники и языка рассматривается пьеса для альта «Trema» (1981) Хайнца Холлигера, ученика Булеза.      Используется комплексный подход как сочетание элементов компаративистики, музыкальной феноменологии (направленность сознания на звуковые структуры) и герменевтики (процесс понимания, интерпретации). Материал статьи имеет методическую значимость для современных вузовских курсов теории и истории музыки. Автор приходит к выводу о том, что Булез, как и Кант ориентирует понятие искусства на аристотелевскую категорию «poiesis» как «ремесла и изготовления»; акцентирует преодоление Адорниановской эстетики «отрицания» (предшествующей классико-романтической традиции) в повороте П. Булеза к периоду «синтеза», который включает не только поворот «от техники к языку», но и электроакустическое «звуковое производство». Впервые освещаются следующие аспекты «Trema» Х. Холлигера: идея, принципы новой сольной музыки, новая исполнительская техника. Сделан вывод о принадлежности «Trema» к «эпохе многослойной музыки», о том, что радикальное переосмысление музыкального языка обостряет коммуникацию.
Культура и искусство, 2016-5
Петрусева Н.А. - Булез и IRCAM

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.5.17171

Аннотация: Предметом исследования является деятельность ведущего композитора, теоретика, полемиста, педагога и дирижера Новой музыки Пьера Булеза, приведшая к возникновению Института исследования и координации акустики и музыки (IRCAM, Париж, Центр Ж. Помпиду). Рассмотрены контекст и этапы деятельности Булеза, три типа музыкальных учреждений (обучающие, исполняющие и исследовательские), структура IRCAM; его статья «Технология и композитор», ставшая манифестом IRCAM; булезовская интерпретация тотального сериализма, период отрицания предшествующей (ближайшей) традиции и переход к периоду «синтеза». Используется комплексный метод исследования как сочетание сравнительной компаративистики, структурно-музыкальных методов и элементов социальных методов. Новизна исследования заключается в попытке очертить грани опыта антропосоциологического исследования на примере социокультурной деятельности Пьера Булеза. В качестве вывода прочерчивается единая линия развития в деятельности Булеза, которая начинаясь непосредственными проблемами эстетики, музыкального материала, языка и вопросами новой концепции формы, через проблемы восприятия и исполнения музыки приходит к музыкальным учреждениям.
Litera, 2013-3
Петрусева Н.А. - О двух тенденциях Новой музыки c. 177-233

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.10184

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкальной современности — постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Рассмотрен объем понятий «современная музыка», музыка «нового времени», проблема генезиса, формирования и развития концепции общего сериализма, современный дискурс об исследовании композиций постсериализма, легитимирующие особенности культуры и идеологии IRCAM. Тенденции постмодернизма представлены рядом феноменов: концепция неограниченной алеаторики, искусство взаимодействия и концептуальное искусство Дж. Кейджа, «новая простота» американских композиторов, кризис субъективности и веры в прогресс, «инклюзивная композиция» В. Рима, «состояние постмодернизма» Лиотара, последователи информационной теории и «графисты», манифест «Хартия молодежи» К. Штокхаузена. Актуальность рассмотрения трех концептов музыкального языка обусловлена тем, что тональная система перестала быть унифицирующим принципом, общим кодом для различных эстетик и техник. Переосмысление основ новой музыки в текстах Т. Адорно, П. Булеза, К. Штокхаузена (и др.) изменяет искусство восприятия и слушания, предполагает «освобожденное восприятие» (Х. Лахенман). Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Философия и культура, 2011-1
Петрусева Н.А. - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Философия и культура, 2011-1
Петрусева Н.А. - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Философия и культура, 2011-1
Петрусева Н.А. - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.