по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Дианов Сергей Александрович
Педагогика и просвещение, 2023-3
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Профессиональные авторские методики обучения компьютерно-графическому моделированию для участников передовой инженерной школы c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.39807

Аннотация: В статье представлен исследовательский взгляд на особенности организации процесса обучения компьютерно-графическому моделированию для участников образовательного процесса в рамках передовой инженерной школы. Показано, что данное направление не является новаторским и у креативных команд вузовских инженерных школ к настоящему времени уже наработан определенный опыт оперативного решения типичных проблем в процессе опережающей подготовки высококвалифицированного специалиста. При этом авторы статьи обращают внимание на обстоятельства, которые существенным образом ограничивают достижение амбициозных целей, преследуемых при реализации пилотных образовательных программ. Заявка участников передовой инженерной школы сократить разрыв между теорией и практикой выглядит особенно декларативной, если учесть, что на формирование даже базовых умений и навыков (пространственное мышление) у многих членов групп элитной инженерной подготовки требуются значительные временные затраты. Доказано, что в настоящее время в российских образовательных организациях высшего образования рассматриваемая проблематика решается традиционными методическими приемами в рамках преподавания учебной дисциплины «Инженерная геометрия и компьютерная графика». Изложенные в статье авторские методики обучения компьютерно-графическому моделированию адресованы педагогам-новаторам и педагогам-исследователям, реально оценивающими свои возможности при разработке и внедрении собственных проектных образовательных продуктов для обучающихся, сделавших осознанный выбор в пользу передовой инженерной школы. Статья написана по результатам апробации ряда авторских педагогических инициатив в образовательном процессе технического вуза (Пермский Политех).
Философская мысль, 2023-3
Дианов С.А., Лесевицкий А.В. - Методологические аспекты процесса цифровизации системы образования в XXI веке c. 84-97

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.3.39857

Аннотация: В статье рассматриваются методологические аспекты цифровизации системы образования в России. В фокусе исследования авторского коллектива философско-антропологическое и социально-педагогическое измерения изучаемого явления XXI века. Показано, что в сфере образования первые шаги к цифровой грамотности всех участников образовательных отношений были сделаны ещё в конце 1990-х гг. В данный период этот процесс назывался «информатизацией» образовательной среды учебных заведений. Переход к внедрению в педагогический процесс широкого спектра информационно-компьютерных технологий состоялся во время реализации первого национального проекта «Образование» (2005 – 2010). В 2010-е годы аналитика больших данных, всеохватное использование искусственного интеллекта и «интернета вещей», апробирование возможностей виртуальной и дополненной реальностей, использование 3-D печати в обучении, – эти и другие новейшие технологии позволили перейти к новому этапу в развитии сферы российского образования. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации побуждает к осмыслению перспектив и существенных рисков, которые привносит в общество потребления процесс цифровизации. Применение философско-антропологического анализа позволило авторам выделить риски следующего характера: риск формирования в образовательной среде индивида с «одномерным сознанием», тенденция деструкции мировоззренческой матрицы личности под воздействием цифровизации, риск деструктивной трансформации роли педагога с последующей заменой последнего на «гаджеты» и программные оболочки с «искусственным интеллектом», риск диктата со стороны «технократов-разработчиков» образовательного контента, риск усугубления здоровья обучающихся вследствие неблагоприятного воздействия цифровых технологий.
Педагогика и просвещение, 2023-2
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.39827

Аннотация: Предметом исследования является динамика изменений, происходящих в архитектуре гуманитарного образования в российских образовательных организациях высшего образования в XXI веке. Статья написана на основе авторского опыта преподавания социально-гуманитарных учебных дисциплин. Показано, что в 2000-е годы в негуманитарных вузах главный акцент делался на обучении и развитии у студентов основ политических, социологических и культурологических знаний. Гуманитарное присутствие в учебных планах специалитета давало возможность достигать промежуточных целей политического просвещения. В последующий же период времени знания о политике и политическом устройстве страны, о гражданском подвиге и патриотизме оказались на периферии профессиональных образовательных маршрутов обучающихся.   Авторы отмечают, что в настоящее время по инициативе Минобрануки России происходит пересмотр ключевых основ гуманитарного образования. Увеличивается количество аудиторных часов на изучение истории России и основных вех всемирной истории, начата работа по внедрению в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы российской государственности». При этом очевидна востребованность в комплексной профильной переподготовке профессорско-преподавательского состава негуманитарных вузов. В статье содержатся конкретные предложения по реализации мер, направленных на политическое просвещение и гражданское воспитание всех участников образовательного процесса в вузе. Особое внимание уделяется подготовке кадров в аспирантуре по политологическому направлению.
Психолог, 2023-2
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре национального исследовательского вуза c. 14-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.2.39896

Аннотация: В статье рассматривается круг вопросов, связанных с факторами мотивации при поступлении в аспирантуру и поведенческими реакциями в процессе обучения по программам научных специальностей в современном национальном исследовательском вузе. На примере реализации программ аспирантуры по политическим наукам в техническом вузе выявлены ключевые мотивы молодых специалистов к продолжению обучения в университете. Определены особенности мотивационно-ценностной сферы аспирантов, осваивающих учебный план подготовки и выполняющих задачи научно-исследовательской работы. Проанализированы причины отчисления из аспирантуры, причины неуспеваемости по образовательной программе, а также мотивы частого ухода в академические отпуска.   В статье приведены аргументы в пользу авторской гипотезы о необходимости развития аспирантуры по гуманитарным и социальным наукам в технических вузах. Политологическое образование способствует не только осознанному выбору профессии инженера или высококвалифицированного специалиста для органов государственной и муниципальной службы. Молодой исследователь получает возможность распознать ценностно-смысловые основания осуществления трудовой деятельности в организации высшего образования. У потенциального преподавателя высшей школы формируются устойчивые представления о педагогической этике, о психологии общения со студентами разных возрастных групп, о недопустимости форм девиантного поведения при выполнении профессиональных задач.
Конфликтология / nota bene, 2023-1
Дианов С.А. - Политологическое образование в образовательной среде передового вуза: ценностно-смысловые основания c. 73-81

DOI:
10.7256/2454-0617.2023.1.39902

Аннотация: Политологическое образование за последние тридцать лет стало важнейшим элементом гуманитарной сферы российского вуза. При этом в научно-педагогическом сообществе продолжается дискуссия о статусе политологического образования в профессиональной подготовке востребованных для страны специалистов, магистров и преподавателей-исследователей. Один из главных вопросов, постулированных в экспертной среде, заключается в определении роли науки о политике в предупреждении возникновения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве вуза на почве «политизации» мировоззренческих позиций участников образовательных отношений. Переход в 2010-2020 годах на компетентностную модель реализации основных профессиональных образовательных программ и внедрение проектных технологий в образовательный процесс привели к серьёзной трансформации архитектуры образования и воспитания в вузе. В статье приведены аргументы в пользу авторской гипотезы о необходимости внедрения в передовых университетах программ политико-правового просвещения для всех участников образовательного процесса. Автор приходит к выводу о том, что апробация таких программ позволит качественно обновить содержание просветительской работы педагогов-новаторов и методологически укрепить культуротворческую компоненту в профессиональном мировоззрении обучающихся. Подчёркивается и воспитательная составляющая. В содержании программ должны быть предусмотрены дидактические материалы, содержащие рекомендации по способам оперативного реагирования на типовые конфликтные ситуации по основаниям несовпадения политических ориентаций в молодёжной среде. Материалы, содержащиеся в статье, адресованы аспирантам, молодым специалистам и научным сотрудникам высшей школы.
Педагогика и просвещение, 2023-1
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Совершенствование системы правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39912

Аннотация: Предметом исследования авторов статьи является проблема совершенствования механизмов правового просвещения и гражданского воспитания студентов в образовательных организациях высшего образования. Обращается внимание на наличие в передовых российских вузах сценариев правового воспитания (программ адаптации личности) обучающихся. При этом признается формальный характер таких программ, их отвлечённость от существующих реалий в образовательной среде университета. Подчёркивается, что в профессиональном педагогическом сообществе ещё в 2000-е годы были постулированы отнюдь не простые вопросы о том, из чего должны складываться показатели результативности правового образования и гражданского воспитания в вузе. Не менее важной темой для обсуждения признаются сложности организационно-регулятивного характера при определении критериев эффективности методик правового просвещения, которые могут быть использованы при оценках результативности труда преподавателей. Авторами статьи были сформулированы проектные предложения, предназначенные для практического применения при реализации в российских вузах стратегий правового просвещения и гражданского воспитания обучающихся, с учётом направленности (профиля) реализуемых основных профессиональных образовательных программ. Результатом исследования стала разработка авторских программ по нормативно-правовому обеспечению образования (профессионального, профильного) для студентов педагогических и технических (инженерных) университетов, а также правоохранительных вузов.
Конфликтология / nota bene, 2022-1
Дианов С.А., Полуянова О.Г., Чегодаев В.П. - Геокультурный брендинг как инструмент решения кризисного состояния социально-экономической сферы сельского поселения c. 63-73

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.1.37740

Аннотация: В настоящей статье геокультурный брендинг территорий рассматривается в контексте теории политического менеджмента, который возможно использовать в решении проблем социально-экономической сферы сельского поселения. В научной литературе брендингу российских сельских поселений уделяется недостаточное внимание. Отдельные сюжеты можно встретить только в публикациях специалистов сферы маркетинга территорий. Согласно авторской точки зрения прогрессивным решением, позволяющим создать в сельском поселении условия устойчивого социально-экономического развития является разработка и реализация стратегии геокультурного брендинга поселения. На примере с. Барда – крупного сельского поселения Пермского края, предложены меры по разработке геокультурной стратегии и бренда. Среди имиджевых ресурсов села отдельно выделены уникальные природные места, ремесленные традиции, национальные орнаменты, мифологемы Тулвинского поречья, а также арт-объекты как органичная часть общественных пространств поселения. В роли «гения места» предложена историческая личность татарского поэта Габдуллы Тукая (начало XX века). Геокультурный бренд «Барда ‒ зеркало пермской земли» разработан исходя из поэтического творчества Г. Тукая. Барда действительно может считаться зеркалом пермской земли. Здесь исторически сложились добрососедские отношения между этническими общностями, в повседневной жизни имела место религиозная терпимость, развивались традиционные виды хозяйства и быта. В качестве методологической основы использована концепция геокультурного брендинга территорий (Д.Н. Замятин).
Человек и культура, 2020-4
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Геокультурный брендинг города: "Верхокамская усадьба". c. 128-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.4.33134

Аннотация: Дается представление о геокультурном потенциале города Верещагино Пермского края, который целесообразно использовать для реализации креативных сценариев развития современной городской среды. Объектом исследования является городской культурный ландшафт, предметом исследования выступает перспективный бренд-образ "Верхокамская усадьба". В 2023 г. город, который в научно-популярных изданиях именуют «западными воротами Урала», отметит 125-летний юбилей. В статье проанализированы типичные для провинциального города проблемы (демографические, коммунальные, социокультурные). В визуальный образ городской среды предлагается ввести перспективную колористическую палитру. Особое внимание уделяется историко-культурным аспектам развития на верещагинской земле феномена подвижничества.       Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что у г. Верещагино есть уникальный шанс стать комфортным для проживания городом, местом притяжения людей, которые через активные подвижнические практики поддерживают и воспроизводят социально-историческую самобытность хозяйственного уклада страны. Данная авторская инициатива основана на теории и методологии геокультурного брендинга городов и территорий (Д.Н. Замятин). В предлагаемом бренд-образе «Верхокамская усадьба» заключены зримые и незримые смыслы творчества и подвижничества, выступающие как ментальные основы в авторском проекте модельной стратегии геокультурного брендинга города Верещагино.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.