по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ширинкина Елена Викторовна
Теоретическая и прикладная экономика, 2023-4
Ширинкина Е.В., Волкорез А.А. - Классификация рисков в системе риск-менеджмента инновационного развития регионов России c. 59-72

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.4.68755

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что риск-менеджмент эффективного инновационного развития – задача, поставленная перед каждым регионом Российской Федерации, в современных условиях приобретает особое значение. С одной стороны, это связано с требованиями мирового рынка, на котором инновация является признанным инструментом повышения конкурентоспособности, решения социально-экономических проблем общества. С другой стороны, это необходимо в связи с возрастающими перекосами ключевых показателей регионального инновационного развития страны, что требует принятия мер по сохранению устойчивого развития высокоинновационных территорий и интенсификации отстающих с учетом отраслевой и иной специфики их функционирования. Предметом исследование явлется механизм риск-менеджмента на основе выявления и классификации рисков и возможностей восточных регионов России в обеспечении эффективного инновационного развития. Новизна исследования заключается в том, что авторами представлены ключевые направления совершенствования механизма риск-менеджмента инновационным пространством регионов России с учетом дифференциации регионального экономического пространства в направлении установления качественной и устойчивой системы взаимодействия между объектами и субъектами инновационного пространства на основе выделенных приоритетов. Ввиду того, что риск-менеджмент инновационного развития являются объектом исследования в отечественных диссертационных работах более 25 лет, возник вопрос: какие риски выделялись, и рекомендации по их решению предлагались авторами на протяжении этого периода. Насколько изменился (и изменился ли) набор анализируемых анализируемых рисков и вызовов. Каким образом изменилось содержание предлагаемых для активизации инновационного развития подходов и методов риск-менеджмента. Для ответа на поставленные вопросы проанализировано более 60 докторских диссертационных работ, защищенные за последние 25 лет, посвященные риск-менеджменту инновационными процессами в регионах.
Современное образование, 2023-1
Ширинкина Е.В. - Роль корпоративных университетов в современном мире c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.1.30091

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, корпоративные университеты сегодня переживают эру трансформации. Несмотря на бурный рост в последние 20 лет популяции корпоративных университетов по всему миру, в том числе в России, их глобальные и региональные ассоциации молоды и логично делают акцент на развитии форматов обмена опытом их участников и в меньшей степени – других инструментов институционализации профессионального сообщества. Предметом настоящего исследования является выявление и обзор основных факторов, влияющих на трансформацию роли корпоративных университетов в современном мире, и ключевых глобальных тенденций в корпоративном обучении на сегодняшний день Научная новизна исследования заключается в определении факторов, влияющих на тренды корпоративного обучения, их приоритизация и структурированное описание выявленных факторов и тенденций. Практическая значимость данного исследования заключается в определении роли корпоративного университета в современном мире, что позволит компаниям сформировать драйверы всех преобразований: бизнеса, операций, технологий и людей.
Конфликтология / nota bene, 2022-4
Ширинкина Е.В. - Развитие инноваций в условиях кризиса: стратегии изменений c. 72-79

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.4.38370

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что для многих компаний кризис стал катализатором трансформации. Однако не всякое изменение – результат подлинно стратегического выбора. В этой связи автором исследуются стратегии трансформации в условиях кризиса, что и является предметом исследования. Автором обосновывается, что в условиях кризиса данные трансформации коснутся и офлайн-сервисов. Предлагается модель стратегирования, которая заключается в своеобразной перезагрузке компаний. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям в условиях кризиса иначе выстраивать приоритеты, снизить лояльность к привычным брендам, сформировать новые требования к клиентскому опыту в физической среде.   Научная новизна исследования заключается в обосновании новой модели-матрицы конкурентоспособности, которая поможет по-новому взглянуть на аллокацию ресурсов. Она основана на следующем утверждении: то, в чем компании успешны сегодня, далеко не обязательно будет востребовано завтра. Оси матрицы показывают степень конкурентоспособности бизнеса сегодня и рыночный потенциал в будущем. Компаниям важно предугадать эти изменившиеся ожидания и обратить их в свои преимущества. Скажем, в ретейле и ресторанном секторе фокус будет смещаться с удовлетворения базовой потребности на организацию досуга для потребителя, поэтому нужно будет искать способы сделать этот опыт уникальным и особенно запоминающимся.
Современное образование, 2022-1
Ширинкина Е.В. - Методы интеллектуального анализа данных и образовательной аналитики c. 51-67

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.1.37582

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что по теме в контексте интеллектуального анализа образовательных данных в настоящее время больше вопросов, чем конкретных ответов: как это делается, для чего и каким образом мы это можем использовать, какие метрики включать в выборку и как строить прогнозы. Несомненно, в ближайшие годы произойдет переход от обсуждений к практическому внедрению учебной аналитики в образовательные процессы. Цель исследования - систематизировать методы интеллектуального анализа образовательных данных в контексте отличия учебной аналитики от педагогической диагностики и других способов сбора данных. Результаты исследования позволят выстроить стратегию обучения и совместить цели обучающей программы с эффективностью образовательного процесса и ожидаемыми результатами со стороны обучающихся.    В этой связи автором рассмотрены виды учебной аналитики. Научная новизна исследования заключается в систематизации сфер исследовательских интересов, связанных с интеллектуальным анализом данных в образовании и учебной аналитикой. Обосновано, что учебная аналитика в совокупности с интеллектуальным анализом образовательных данных дает возможность разработать точные модели, характеризующие поведение обучающихся, их свойства, слабые и сильные места контента и взаимодействия с ним, командную и групповую динамику. Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные методы позволят оценить текущее состояние обучающей системы или программы, прогнозировать желаемые результаты и составить дорожную карту планируемых изменений. Педагогическим дизайнерам и методистам представленные методы станут фундаментом для оптимизации программы. Обучающиеся благодаря представленным методам получают наиболее релевантный, вовлекающий и осмысленный образовательный опыт.
Современное образование, 2021-4
Ширинкина Е.В. - Развитие культуры непрерывного образования c. 29-37

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.4.36747

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи со значительным объемом некорректных заимствований из публикации: Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы. Аналитический отчет / Авторский коллектив: Баранов И.Н., Коршунов И.А., Литвинов А.C., Юрченков В.И. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2021 — 78 с. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/17035/. Дата ретракции 05.03.2022 г.
Предметом исследования являются основные модели переподготовки, к которым прибегают представители со стороны бизнеса, высшего образования и государства. Объектом исследования является процесс непрерывного образования в России, как ответ на вызовы нового мира работы. В этой статье рассматривается контекст появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире, а также реализуемые сегодня модели переобучения. Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные в ходе проведенного в сентябре 2021 г. собственного количественного исследования в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение и развитие персонала. Аналитическое исследование базируется на данных VI Международной конференции «Больше чем обучение: переподготовка для нового мира работы», которую проводит СберУниверситет совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) при участии благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Автором ведется научно-практический поиск ответа на вопрос, почему профессиональная переподготовка стала острым вопросом для организаций. Рассмотрен перечень циклических и внезапных трендов, воздействующих на организации, их стратегии и модели ведения бизнеса, формы работы. Определено, как меняются профессии и навыки, необходимые специалистам будущего. Практическая значимость исследования заключается в том, что представлены новые модели переподготовки в организации, что позволит компаниям определить новые навыковые наборы, закрытие которых возможно благодаря системе непрерывного образования как новой парадигмы в условиях новой реальности
Современное образование, 2021-3
Ширинкина Е.В. - Обучение цифровым навыкам: аналитика лучших практик c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.34028

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие наблюдается интересный феномен: технологии Четвертой промышленной революции базируются на цифровизации не только продуктов и процессов, но и поведения людей на работе и вне ее. Мы рассматриваем цифровые навыки как «третью корзину», не менее значимую, чем «корзины» профессиональных и «мягких» навыков. В этой связи в данном исследовании проведен анализ опыта фактов и кейсов, представленных десятками российских и международных образовательных учреждений, для определения лучших практик цифрового обучения. Атором представлены основные детерминантами цифровой грамотности. Основными выводами данного исследования являются следующие: 1. Определено, что цифровое образование строится на иных принципах, кардинально иным инструментарием, и ставит себе новые цели, поэтому сфокусированы подходы, которые взрывают традиционные университетские методы. 2. Представлено исследование IBM «Facing The Storm», которое показало, что масштабная нехватка цифровых навыков у персонала - это буря, которая зреет на горизонте. 3. Представлено исследование института BFR (Big Fast Results), которое отражает механизм внедрения образовательных и управленческих процессов в парадигме цифровой грамотности. 4. Представленное исследование, охватывающее большой охват эмпирических данных, позволит всем участникам образовательного процесса сформировать цифровую среду для обучения, что даст мощный импульс развитию столь важных сегодня «мягких» навыков.
Теоретическая и прикладная экономика, 2021-2
Ширинкина Е.В. - Оценка факторов, влияющих на формирование регионального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8647.2021.2.32673

Аннотация: Актуальность темы. На современном этапе в Российской Федерации повышается роль финансовых отношений по формированию и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации. Формирование и реализация бюджетной политики Российской Федерации определяет экономическую, финансовую основу функционирования субъекта и жизнедеятельности общества в целом, что актуализирует тему данного исследования. Целью исследования является оценка факторов, влияющих на формирование регионального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Предметом исследования являются доходы и расходы бюджета Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят другим региональным бюджетам выбирать пути по повышению обеспеченности бюджетов     Информационную базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных авторов, учебно-методические издания статьи, материалы научных конференций по проблемам формирования региональных бюджетов; законодательные и нормативные акты РФ, инструктивно-методические материалы всех уровней, справочные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. В исследовании применены следующие методы: классификация, обобщение, анализ, синтез. В процессе исследования при решении теоретических и прикладных задач использовались общенаучные и конкретные методы исследования, такие как метод системного анализа, статистического анализа количественных данных. Основными выводами проведенного исследования является выявление факторов, влияющих на региональный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Вкладом автора является оценка специфики формирования бюджета Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и предложены пути минимизации бюджетных рисков, направленные на решение проблем регионального бюджета. Разработанные пути совершенствования бюджетной обеспеченности позволят обеспечить на инновационное развитие и совершенствование бюджетно-налоговых отношений региональных бюджетов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработаны положения, расширяющие и развивающие теорию региональной экономики. Основные выводы могут быть применены в теоретическом обосновании стратегических задач управления региональными бюджетами
Политика и Общество, 2021-2
Ширинкина Е.В. - Трансформация мирового рынка труда в условиях четвертой промышленной революции c. 8-28

DOI:
10.7256/2454-0684.2021.2.36764

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что текущий мировой рынок труда находится под воздействием IV промышленной революции (Индустрия 4.0). Цель исследования – оценить влияние циклических и внезапных трендов, воздействующих на рынок труда и, как следствие, на формы организации труда и трудовые функции работников. В этой связи автором рассмотрены академические теории в контексте концептуализации влияния Индустрии 4.0 на рынок труда и трудовые функции, определены долгосрочные тренды трансформации рынка профессий. Эмпирической базой исследования является информация, подготовленная на основе открытых статистических данных Росстата и Министерства науки и высшего образования РФ, а также ресурсов аналитических изданий и научных публикаций, в том числе материалов международных организаций, ведущих консалтинговых компаний, глобальных ассоциаций, ведущих образовательных учреждений и других активных участников мировой образовательной среды и экспертов рынка труда. В исследовании рассмотрен перечень трендов, воздействующих на организации, их стратегии и модели ведения бизнеса; описано влияние трендов на трансформацию текущих профессий и появление новых; выявлена потребность в навыковых наборах, необходимых для соответствия этим профессиям Научная новизна исследования заключается в обосновании концепции, смещенного в пользу высококвалифицированной рабочей силы (skills-biased technical change, SBTC) и теории вытеснения рутинного труда (routine-biased technological change, RBTC). Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям в условиях новых технологических вызовов соединить потребности бизнеса с фундаментальной подготовкой специалиста для его движения по новой карьерной траектории.
Современное образование, 2020-1
Ширинкина Е.В., Кельчевская Н.Р. - Система “Настройка образовательных структур” (“Tuning of educational structures”) при формировании единого образовательного пространства c. 33-52

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.1.31911

Аннотация: Предметом исследования является система образовательных структур в высшем образовании. Объектом исследования является опыт европейских стран при формировании единого образовательного пространства, приводится сравнительная характеристика европейских и российских образовательных структур. Это позволяет сформулировать противоречия в образовательной инфраструктуре системы высшего российского образования. Статья по типу является аналитико-проблемной. Актуальность исследования обусловлена тем, что вхождение России в Европейское образовательное пространство обусловило ряд противоречий в части того, что каждая из европейских стран имела свою «систему координат» в системе высшего образования, тогда как рынок труда является единым для всех. В статье анализируется опыт европейских стран при формировании единого образовательного пространства, приводится сравнительная характеристика европейских и российских образовательных структур. Основными выводами приведенного исследования является формирование матрицы взаимосвязи элементов образовательного процесса. Особым вкладом автора в исследование данной темы является применение системного подхода к построению образовательных структур в системе высшего образования. Новизной исследования заключается в построении системы “Настройка образовательных структур” (“Tuning of educational structures”), как реализация методологических принципов европейского образования в российских вузах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.