по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шигурова Татьяна Алексеевна
Человек и культура, 2023-3
Шигурова Т.А. - Накосник пулокерь как компонент мокшанского национального костюма: к проблеме генезиса и этнокультурных смыслов c. 69-88

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40553

Аннотация: Данная статья представляет опыт исследования уникального накосника мокшанских женщин пулокерь, бытовавшего с VIII по XVIII вв. в традиционном женском костюме в качестве этнического символа народа. Рассмотрены важнейшие аспекты характеристики накосника, связанные с определением причины появления этого артефакта, выявлением общего отношения к волосам в традиционной культуре, в частности в героическом эпосе мордовского народа «Масторава», где отражены события средневековой истории этноса; характер эпохи, обусловивший появление в народном костюме новых элементов. В исследовании были использованы как общенаучные методы, так и системный, культурно-антропологический подходы. Выявлена роль кризисного фактора в культуре мордовских племен VIII-IX вв. I тыс. н.э., проявившегося в активизации деятельности человека, направленной на адаптацию в условиях стремительных изменений и межкультурных контактов. Установлено, что следствием творческого труда женщин, вынужденно ограниченного пространством семьи и дома (возможно, в связи с появлением малой семьи), стало развитие социально-экономических и культурных процессов, связанных с обрядовой сферой, что потребовало сегрегации социальной группы замужней женщины и нового элемента головного убора, который подчеркивал статус хозяйки дома. Новизна исследования определяется выводами о ценностях культуры, воплощенных в материализации целей коллективной деятельности в виде искусственно созданной формы украшения, а также в обосновании значительного влияния тюркских народов на развитие культуры в рассматриваемый период времени.
Человек и культура, 2022-4
Шигурова Т.А. - Чересплечные украшения в локальном варианте мокшанского женского костюма. c. 21-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38641

Аннотация: Статья восполняет недостающие в науке знания о чересплечном элементе кавлалкс (подмышки) традиционного женского костюма середины ХIХ века сел Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда Пензенской губернии, представляет полное описание его конструктивной и декоративной специфики и названий деталей украшения в сравнении с подобными элементами в мордовском костюме и в сопоставлении с соответствиями в костюмах народов Среднего Поволжья. В качестве основных источников исследуются материалы архива Русского географического общества (далее – ВОО «РГО»). Были использованы наряду с общенаучными методами также системный, сравнительно-исторический и искусствоведческий подходы. Новизна работы обусловлена изучением ранее не упоминаемого исследователями оригинального украшения локального варианта мокшанской одежды. Установлено, что бытование чересплечного украшения до середины ХIХ века отражает сложные этногенетические процессы в Окско-Сурском междуречье ХVI – XVIII вв. Технико-технологические и художественно-стилистические особенности элемента мокшанского женского костюма обнаруживают близость с украшением ожа-нучка, сохранившимся до ХХ века в эрзянском женском костюме Темниковского уезда Тамбовской губернии. Научный вклад определяется обогащением классификации украшений мордовского костюма уникальным вариантом декора лямочного типа, известного только мордовскому народу.
Культура и искусство, 2021-7
Шигурова Т.А. - Несъёмные металлические украшения в костюме мордовской женщины в этно-культурологическом освещении c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.7.36111

Аннотация: В статье предпринимается попытка проследить истоки использования несъёмных металлических украшений в традиционной одежде мордовского народа, охарактеризовать роль металлических изделий в культуре. С точки зрения популярности в современной моде парчёвых, сверкающих тканей актуальным представляется обращение к отечественной традиции расшивания костюма блестящими на солнце металлическими подвесками, бисером, бусинами, к анализу особенности эрзянской и мокшанской вышивки ХIХ – начала ХХ в., заключающейся в простых, но очень эффективных приёмах декорирования женского костюма. Актуальность работы определяется и отсутствием специальных работ, посвященных несъёмным металлическим деталям декора мордовской одежды, необходимостью выявления особенностей соотношения природных и искусственных материалов, используемых в вышивке; их связей со сложившимися нормами и эстетическими предпочтениями мордовского народа. Объектом исследования является традиционный мордовский костюм, предметом – специфика включения мелких металлических изделий (подвесок, бисера, бусин) в вышивку элементов праздничной и ритуальной одежды ХIХ – начала ХХ в. Цель работы – анализ традиции использования в вышивке металлических деталей, постижение смыслов данного материала в народной культуре. Новизна исследования заключается в обращении к анализу новых археологических и этнографических источников, архивных материалов по истории культуры и искусства мордовского края. Выводы и наблюдения основываются на применении как общенаучных, так и системного, сравнительно-исторического и искусствоведческого методов. В результате исследования установлено, что уже с эпохи Средневековья существовали традиции декорирования ткани одежды мордовского костюма несъёмными металлическими украшениями. Выделены и охарактеризованы разнообразные приёмы использования блёсток в мокшанской и эрзянской вышивке ХIХ – начала ХХ в., свидетельствующие о сложности этногенеза мордовского народа.
Человек и культура, 2021-4
Шигурова Т.А. - Женский костюм мордвы-мокши Инсарского уезда Пензенской губернии середины ХIХ века: локальные особенности c. 91-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.4.36337

Аннотация: В статье показано своеобразие локального варианта традиционной одежды мокшанских женщин, проживавших в середине ХIХ в. в селах Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда Пезенской губернии. Характерные черты женского костюма рассматриваемого периода отражены в письменных источниках Русского географического общества (далее – ВОО «РГО»). Актуальность исследования определяется отсутствием специальных работ по данной теме, а также попыткой реконструкции элементов одежды, бытовавшей в середине ХIХ в. – первом временном периоде, используемом для картографирования материальной культуры мордовского народа. Объектом исследования является традиционный женский костюм мордовского народа, предметом – локальные особенности женского костюма мордвы-мокши Инсарского уезда Пензенской губернии середины ХIХ века, характеризуемые сочетанием кроя рубахи, оригинальной манеры ее ношения с комбинацией поясных украшений-подвесок и набедренных полотенец. Цель работы – анализ локальных особенностей женской одежды мордвы-мокши середины ХIХ в. и тех изменений, которые произошли с ней в ХIХ – начале ХХ века. Новизна работы состоит в использовании до сих пор не опубликованных рукописных материалов ВОО «РГО», которые могут быть полезны для реконструкции исторического костюма мокшанских женщин исследуемой территории. В статье использованы методы интерпретации письменного источника, сравнения, сопоставления данных, анализа содержания, синтеза знаний, а также сравнительно-исторический метода. В результате исследования установлено, что в ХIХ в. традиционный женский костюм населения исследуемой местности был уникальным явлением материальной культуры, отражающим сложные процессы этногенеза мордовского народа, трудолюбие женщины, результаты ее творчества, национальный эстетический канон. Охарактеризована манера ношения женской рубахи с напуском. Сочетание базовых элементов локального комплекса (рубахи и нижней поясной одежды) представляло женщинам возможность носить рубаху коротко, что не стесняло их во время движения и физической работы.
Genesis: исторические исследования, 2019-2
Шигурова Т.А. - М. Т. Маркелов: к юбилею ученого c. 88-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.2.28920

Аннотация: Объектом изучения является научная деятельность известного финно-угроведа, ученого-этнографа М. Т. Маркелова (1899–1937гг.), насильственно прерванная в годы культа личности. Предмет исследования – малоизученный томский период жизни и творчества мордовского ученого. Цель работы – ввести в научный оборот новые материалы из фондов МРОКМ им. И.Д. Воронина, что позволяет в полной мере осмыслить теоретико-практическую значимость деятельности М. Т. Маркелова для современного этапа развития финно-угроведения. Результаты могут быть использованы при подготовке курсов источниковедения, музееведения, истории культуры финно-угорских народов. В работе реализованы принципы как общенаучных методов (анализ, синтез, описательный метод, метод классификации), так и междисциплинарных методик источниковедения и музееведения. Установлено, что М. Т. Маркелов стоял у истоков мордовской этнографической науки. Сила неунывающего характера позволила ученому до конца жизни оставаться социально-активным, жизнерадостным человеком, увлеченным исследователем: находясь под надзором, он продолжал научную деятельность в должности доцента Томского государственного университета, выполнял обязанности директора этнолого-археологического музея, читал курсы лекций «История народов СССР», «Этнография СССР» и др., собирал материалы по теме «История колонизации Сибири», писал диссертацию. Исследование материалов личного архива М. Т. Маркелова свидетельствует об их высокой источниковедческой ценности; вскрывает новые факты творческой, научной и педагогической деятельности ученого в ссылке. Обращается внимание на роль Е. В. Дервиз и Н. Я. Симонович-Ефимовой в жизни М. Т. Маркелова.
Культура и искусство, 2018-12
Шигурова Т.А. - Народная одежда в жизни общества. c. 62-67

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.12.28482

Аннотация: Предметом исследования статьи является функционирование традиционного мордовского костюма в повседневной культуре этноса. Рассматриваются этапы приближения костюма не только к телу, но и к душе человека, постепенное формирование дополнительного значения, обогащение функций, выполняемых в культуре. В качестве основного источника работы использованы материалы Русского географического общества, а также устного народного творчества мордовского народа. Изучение традиционной одежды мордвы че¬рез призму ее социального бытования концентрирует внимание на человеке – создателе и носителе костюма, позволяет рассмотреть его отношение к одежде и отдельным элементам. В работе использованы общенаучные методы на базе информационно-семиотического подхода к анализу культурного феномена, что дает возможность наблюдать, как элементы традиционного костюма получают смысловое наполнение уже в процессе их создания. Новизна исследования заключается в определении традиционного костюма мордвы как результата творческой активности мастерицы, преобразуемой в предмете благодаря внимательному наблюдению и оценке общества. Сложные социокультурные процессы отражены в ментальности народа, в пословицах и поговорках, сохранивших представления о наиболее ценных свойствах человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.