по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Казакова Елена Валерьевна
Психология и Психотехника, 2021-4
Казакова Е.В., Толмачева Е.Н., Соколова Л.В. - Взаимосвязь психологического компонента школьной адаптации с социально-экономическими факторами риска раннего развития c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36645

Аннотация: Авторами рассмотрены основные проблемы неблагоприятного влияния социально-экономических факторов риска на психологическую составляющую школьной адаптации первоклассников, что и определило предмет настоящего исследования. Целью явилось выявление взаимосвязи характеристик психологического компонента школьной адаптации младшего школьника и различных социально-экономических факторов риска в его раннем развитии. В исследовании приняли участие 284 первоклассника (126 девочек и 158 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Методический инструментарий исследования объединил следующие методики: «Дом – дерево – человек» Дж. Бука, «Домики» А. О. Ореховой, «Лица» Н. В. Лукьянченко, Т. Л. Ядрышникова, «Лесенка» В. Г. Щур, социальный паспорт семьи. Корреляционный анализ показал что, больше всего подвержены влиянию социально-экономических факторов риска раннего развития показатели психологического компонента школьной адаптации, такие как уровень самооценки, эмоциональная адаптация, депрессивные состояния, эмоциональный фон, защищенность ребенка. Установлены взаимосвязи характеристик психологического компонента школьной адаптации первоклассников с уровнем образования родителей и с семейной атмосферой. Социально-экономические факторы риска в дошкольной жизни ребенка в большей степени взаимосвязаны с эмоциональным состоянием ребенка, определяя его эмоциональное благополучие и успешность школьной адаптации. Своевременное выявление этих факторов поможет предотвратить те трудности, которые могут возникнуть при систематическом обучении в школе.
Психолог, 2020-5
Толмачева Е.Н., Казакова Е.В., Соколова Л.В. - Психологический компонент школьной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа c. 33-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33806

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал психологический компонент школьной адаптации у первоклассников общеобразовательной и санаторной школы-интернат. Были выявлены и описаны характеристики психологического компонента школьной адаптации, проведен их сравнительный анализ. Целью явилось выявление особенностей психологического компонента школьной адаптации младших школьников в современных образовательных организациях разного типа. В исследовании приняли участие 110 первоклассников в возрасте 7-8 лет (56 девочек и 54 мальчика). Выборка выровнена по полу, возрасту и школам. Методический инструментарий исследования объединил следующие проективные методики: «Домики» А. О. Ореховой; «Лица» Н. В. Лукьянченко, Т. Л. Ядрышникова; «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бука с симптомокомплексами Беляускайте. Методом описательной статистики выявлено, что большинство первоклассников санаторной школы-интернат проявляют отрицательные эмоции, незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности и депрессивности; в то время как большинство детей общеобразовательной школы испытывают эмоциональную дезадаптацию, эмоциональное напряжение к овладению школьными предметами. Методом сравнительного анализа по U-манна-Уитни определено, что у учащихся санаторной школы-интернат достоверно реже встречается эмоциональная напряженность к школьной деятельности; эмоциональная дезадаптация чаще встречается у учащихся общеобразовательной школы, в отличие от санаторной. Материалы исследования используются в образовательном процессе учителями, психологами, администрацией школ для определения индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; в цикле научно-практических семинаров для педагогов школы и родителей школьников.
Психолог, 2020-3
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Прохорова И.Ф. - Эмоциональный опыт детства как предпосылка оптимизма и социальной активности в старческом возрасте c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32722

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал эмоциональный опыт детства людей старческого возраста, то есть поколения «детей войны». Ставилась цель изучения их эмоциональных переживаний, связанных с периодом военного детства, как предпосылки их жизненного оптимизма и социальной активности в старческом возрасте. Анализ основан на материалах биографических нарративов, собранных за период с 2012 по 2019 год. В составе выборки 34 мужчины в возрасте от 75 до 85 лет и 57 женщин в возрасте от 75 до 90 лет. Средством сбора данных выступил метод нестандартизированного биографического интервью. Полученные нарративы обрабатывались посредством контент-анализа (для формализации переменных «оптимизм», «пессимизм» и «социальная активность») и составления плотных структурированных описаний эмоционального опыта военного детства, которые обобщались на основе выделенных номинаций в двух контрастных группах – социально активных оптимистов и социально малоактивных пессимистов. Было выявлено, что позитивный эмоциональный опыт детей войны способствовал становлению их оптимистического мировосприятия и субъектной жизненной позиции, которые у многих сохранились до старческого возраста и проявляются в их социальной активности и сотрудничестве с окружающим миром, в то время как негативный эмоциональный опыт создал основу для утверждения пессимистического мировосприятия, ограничивающих убеждений, способствовал формированию несубъектной (инфантильной) жизненной позиции, которые в старческом возрасте проявляются в слабой социальной активности, беспомощности и претензиях к миру. Обозначены 7 содержательных характеристик позитивного и 6 негативного эмоционального опыта детства этого поколения, которые можно рассматривать как предпосылки оптимизмапессимизма и социальной активностипассивности в старческом возрасте.
Психология и Психотехника, 2020-2
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Мартиросова Н.В., Дроздова А.А. - Субъектные качества личности как маркеры удовлетворённости трудом сотрудников органов внутренних дел c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.2.32467

Аннотация: Предметом настоящего исследования стали субъектные качества личности как маркеры удовлетворённости трудом сотрудников двух подразделений ОВД, различающихся по степени личной свободы на службе: участковых уполномоченных полиции и сотрудников отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и осуждённых. Нас интересовало, насколько субъектность сотрудников востребована на службе в ОВД. Целью стало выявление группы субъектных качеств, которые могут рассматриваться как маркеры удовлетворенности трудом сотрудников и использоваться при профессиональном отборе и в профилактической работе с сотрудниками организации. В исследовании приняли участие 98 сотрудников двух подразделений ОВД: 49 участковых уполномоченных и 49 сотрудников отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и осуждённых. Общий методический пакет включил: опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, опросник «Дисциплинированность» В. П. Прядеина и Н. В. Воротниковой, методика «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; опросник «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина; самооценка удовлетворённости объективными и субъективными аспектами труда. Методом множественного регрессионного анализа установлены наиболее информативные субъектные маркеры общей удовлетворённости трудом сотрудников, которыми стали: у участковых уполномоченных полиции - мотивация достижения, внутренняя дисциплина и интернальность в сфере семейных отношений; у сотрудников отдела охраны и ковоирования – гибкость при решении задач, потребность формировать и поддерживать дружественные, стабильные межличностные отношения и отсутствие выраженной потребности в разнообразии и переменах. Эти маркеры будут востребованы при отборе кандидатов на службу в подразделения ОВД, поскольку обладают достаточно высокой способностью прогнозировать вероятную удовлетворённость трудом сотрудников.
Педагогика и просвещение, 2020-2
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Коноплева В.А. - Развитие субъектных качеств у подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних c. 15-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32541

Аннотация: Проблемы подростков, которые состоят на профилактических учётах, часто связаны со слабостью их субъектности. Предметом настоящего исследования является выявление субъектных качеств, которые наиболее слабы у подростков, состоящих на внутришкольном учёте и учёте в ПДН, разработка и научное обоснование программы их развития. Мы предположили, что разработанная нами программа может служить действенным средством повышения субъектности подростков, состоящих на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 99 подростков, из которых 50 состоят на профилактических учётах. Для измерения субъектных качеств личности использовались психодиагностические опросники: «Уровень развития субъектности личности» М. А. Щукиной; «КОСКОМ» В. Н. Куницыной; «Диагностика особенностей самоорганизации» Н. Г. Милорадовой и А. Д. Ишкова; шкалы «Ответственность» и «Самоуважение» из модифицированного варианта личностного опросника Г. Айзенка – Г. Уилсона. Сравнение состоящих на учёте подростков с социально благополучными выявило их субъектные качества, которые нуждаются в развитии: опосредствованность, активность, автономность, креативность, ответственность, самоуважение и самоценность, характеристики самоорганизации в деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль), качества социальной и коммуникативной компетентности. Для апробации программы применён экспериментальный план с контрольной группой и замером до и после воздействия. Получено статистическое подтверждение действенности всех шести разделов программы: 1) самопознание; 2) социальная компетентность; 3) самоорганизация; 4) осознание себя в контексте деятельности, выбор целей, решений и снятие противоречий; 5) моральное сознание как способность осуществлять моральный выбор; 6) осознание себя в контексте жизни, развитие осознанности и ответственности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.