по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Желтикова Инга Владиславовна
Философская мысль, 2023-8
Желтикова И.В. - Концептуализация понятий «образ будущего» и «образ города» и их взаимный эвристический потенциал c. 41-51

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.8.43743

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вариантов значения научных категорий «образ будущего» и «образ города». Предметом исследования выступает процесс формирования понятийной определенности этих устойчивых словосочетаний. В качестве ведущего его метода выступает герменевтический анализ, направленный на выявление значений, в которых используются анализируемые словосочетания. Сравнительный анализ позволяет установить эвристический потенциал понятий «образ будущего» и «образ города», используемых в одном исследовании. В статье автор рассматривает появление анализируемых понятий во второй половине 20 века, их функционирование в различных научных контекстах. Особое внимание уделяется их эвристическому потенциалу в рамках социальной философии. Научная новизна исследования заключается в различении четырех значений понятия «образ города» - как «образа реального города», в котором на основании личных впечатлений формируется обобщенное представление, фиксирующее своеобразие конкретного городского пространства, «художественного образа города», запечатленного в живописи, литературе, кинематографе, музыке, «стереотипного образа города» как обобщенно-нормативного представления об известном, исторически значимом городе, и «философского образа города» как умозрительной модели человеческого поселения, основные параметры которой социально обусловлены. Основные выводы поведенного исследования касаются возможности рассмотрения образа города в качестве элемента образа будущего, запечатлевающего представления о социуме, его структуре, экономике, политике, духовных практиках, социальных ожиданиях. Автор статьи предлагает рассматривать изучение образа города как один из методов изучения образов будущего.
Философская мысль, 2022-11
Желтикова И.В., Брызгалов А.Л. - Проблема формирования образов прошлого и образов будущего как элементов темпоральной картины мира c. 73-94

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.11.39207

Аннотация: В представленной статье авторы обращаются к исследованию темпоральной картины мира, существующей в сознании отдельного человека и надындивидуальном сознании социума. Представления о прошлом и будущем являются частью настоящего и их изучение способствует пониманию процессов, происходящих здесь и сейчас, причин и смыслов, стоящих за актуальными событиями. Предметом рассмотрения являются образы прошлого и образы будущего как совокупности представлений, репрезентирующих прошлое и будущее в настоящем. Целью исследования выступает рассмотрение процесса появления образов прошлого и образов будущего как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.    Вопрос о том, что по существу представляют собой образы прошлого и образы будущего, каковы принципы их появления и функционирования до сих пор остается открытым. Авторы статьи предлагают свой вариант ответа на вопрос о генезисе этих темпоральных образов. Он заключается в утверждении доминирования коллективных образов прошлого над индивидуальными. В определенный временной период в культуре присутствует один коллективный образ прошлого, сформированный идеологией и социальным консенсусом на базе исторического нарратива профессиональных историков, опирающихся на реальные следы прошлого и множество индивидуальных образов, интерпретирующих это смысловое ядро. В процессе формирования образов будущего приоритетное положение занимают индивидуальные образы, отражающие личную оценку доминирующих тенденций настоящего, которые найдут свое воплощение в будущем. Индивидуальные образы будущего путем координации отдельных представлений складываются в варианты коллективного видения перспективы. Поэтому в определенный момент времени в обществе функционирует не один а несколько коллективных образов будущего.
Культура и искусство, 2020-11
Желтикова И.В. - Варианты возможного будущего в современном российском кинематографе c. 36-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.34473

Аннотация: Предметом этого исследования выступают десять отечественных фантастических фильмов, вышедших в прокат с 2013 до 2020 года. Целью этой статьи является изучение сценариев в видении будущего, представленных современным российским кинематографом. В статье дается обзор подходов к изучению визуальных образов. На их основе предлагается новая стратегия исследования кинообразов будущего, предполагающая различение в кинофильме трех групп элементов: когнитивных, визуальных и эмоционально-модальных и четырех тематических составляющих, соответствующих сферам жизни общества. В результате применения этой методики были выделены четыре основные темы, присутствующие в кинематографической репрезентации будущего – космос, вооруженные конфликты, индустрия развлечений и кардинальные изменения человеческой личности. Определено, что визуальная репрезентация будущего представлена четырьмя группами образов – универсальными образами, образами настоящего, образами прошлого, и образами, незнакомыми зрителю и репрезентирующими то небывалое, чем привлекательно будущее.     Приходится признать, что в большинстве фильмов будущее оценивается как недолжное, несправедливое, неправильное, вызывает нравственное несогласие. Изображаемое будущее – это не тот мир, в котором бы хотелось оказаться. В большинстве своем российские фильмы посвящены российскому же будущему, удаленность которого не превышает 50 лет. Такой подход повышает вовлеченность зрителей в изображаемые события и сообщает им общий пессимистический настрой на завтрашний день, присутствующий не только в сюжете, но и в визуальном ряде большинства картин. Целостные образы будущего, функционирующие в определенной культуре, могут быть выделены на основании сопоставления различных источников, и кинематограф, является всего лишь одним из таких источников. Поэтому делать выводы о восприятии будущего нашими современниками только на основании его одного, конечно, нельзя. Однако кинофильмы являются ценным источником информации по визуализации будущего и передаче общих настроений, с ним связанных.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.