по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ляшенко Татьяна Михайловна
Филология: научные исследования, 2023-3
Ляшенко Т.М. - Архетипические черты образов Ольги и Татьяны в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» c. 25-33

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.3.39950

Аннотация: Объектом исследования являются женские образы в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В качестве предмета исследования выступают архетипические черты образов Татьяны и Ольги. Автор, опираясь на труды К.Г. Юнга и Т. Четуинда, даёт характеристику архетипов Невесты и Сестры, весьма широко представленных в фольклорных и литературных текстах. В романе в стихах "Евгений Онегин" Татьяна и Ольга несут в себе преимущественно черты архетипа Невесты, что обусловлено особенностями развития сюжета. Однако признаки архетипа Сестры, отмечающиеся в этих образах, позволяют понять специфику взаимоотношений героев более глубоко.   Новизна исследования состоит в том, что архетипический подход впервые применён к анализу женских образов в творческом наследии А.С. Пушкина. Автор приходит к выводу, что архетипические черты персонажей романа в стихах «Евгений Онегин» сообщают тексту особую психологическую достоверность, убедительность, реалистичность. Анализ этих черт позволяет заключить, что в картине мира поэта женщина-невеста обладает колоссальным влиянием, распоряжается судьбой своего избранника. Образ невесты в сознании Пушкина, по-видимому, был в тот период тесно связан с темами мужского самоопределения, поиска экзистенциальных путей, осмысления прошлого и формирования личностной зрелости.
Филология: научные исследования, 2022-2
Ляшенко Т.М. - Классификация женских архетипических образов в художественном тексте c. 54-65

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.2.37489

Аннотация: В статье даётся краткий обзор существующих классификаций женских архетипических образов. Автор предлагает собственную классификацию, основанную на разработках Тома Четуинда, которые, в свою очередь, опираются на труды К.Г. Юнга и широко применяются в отечественном и зарубежном психоанализе. Терминология близкородственных связей, используемая в классификации, отражает унаследованное от эпохи родоплеменного строя понимание человеческих связей: все члены племени рассматривались как родные, объединённые теми или иными узами, стоящие в том или ином отношении друг к другу. Отмечается, что архетипические образы могут выступать в художественном тексте как с позитивной, так и с негативной (теневой) стороны. Основным выводом, к которому приходит автор статьи, является следующий: предлагаемая классификация представляется наиболее соответствующей целям литературоведческого анализа, поскольку описывает архетипические образы не как набор статических черт, а как динамические отношения внутри сюжета. Новизна авторского подхода обусловлена также введением понятия "точка координатора" (термин И.Н. Калинаускаса), что делает разработанную автором модель применимой преимущественно для анализа особенностей сосуществования «мужского» и «женского» в художественном тексте. Такой подход предполагает, что мужское и женское комплементарны, находятся одновременно в оппозиции и взаимодействии и являются условием существования друг друга: мужское проявляется на фоне женского и наоборот.
Litera, 2020-11
Ляшенко Т.М. - Лексика тематической группы «еда, потребление пищи» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» c. 84-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34150

Аннотация: В качестве предмета исследования в данной статье выступают лексемы тематической группы "еда, потребление пищи" в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". Объектом исследования является функциональная нагрузка данных языковых единиц в тексте. Функционирование пищевых образов в литературе представлено автором статьи в виде системы оппозиций «внешнее (бытийное) – внутреннее (психологическое)» и «статическое – динамическое». В результате предлагается выделять четыре функции: внешнюю статическую (пищевой образ как деталь обстановки), внешнюю динамическую (пищевой образ как сюжетообразующий элемент), внутреннюю статическую (пищевой образ как элемент характеристики персонажа), внутреннюю динамическую (пищевой образ, характеризующий динамику отношений между персонажами). Автор отмечает, что высказываемая в некоторых исследованиях мысль о «малофункциональности» гастрономических образов в художественном тексте, по-видимому, может свидетельствовать лишь о недостаточной изученности этого обширного материала. Еда как литературный образ, а равно и мотив потребления пищи, присутствуя в литературном тексте, обязательно несут смысловую нагрузку. В романе «Господа Головлёвы» слова с «пищевой» семантикой служат для формирования как внешней, бытийной стороны повествования, так и внутренних, психологических аспектов. Образы продуктов питания и мотив потребления пищи в меньшей степени являются характерологическими (раскрывающими характер персонажа) и гораздо чаще используются с целью продемонстрировать существующие между героями отношения.
Litera, 2019-2
Ляшенко Т.М. - О функции личных имён в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» c. 224-235

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29190

Аннотация: В статье рассматривается функционирование личных имён в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Данный вопрос не был исследован в научной литературе с достаточной полнотой и по-прежнему открывает широкий простор для изучения. Предметом исследования являются как мужские, так и женские имена, функционирующие в романе, при этом автор обращает внимание на этимологию антропонимов, а также используемые в антропонимической системе произведения словообразовательные модели. Объектом исследования выступает полифункциональность имён собственных в тексте художественного произведения. Методологическую основу статьи составляют идеи В.В. Виноградова, а также других исследователей, авторов научных разработок общей и частной теории антропонимики. Автор приходит к выводу о том, что имя в романе «Господа Головлёвы» полифункционально. Роль антропонимов не ограничивается исключительно назывной функцией, способствующей идентификации персонажа. Имена отражают отличительные черты героев романа (выполняют характерологическую функцию), подчёркивают отношения, существующие между героями, проясняют авторский замысел, становясь органичным элементом всей сюжетно-композиционной структуры текста, одним из приёмов создания целостного художественного пространства произведения.
Филология: научные исследования, 2018-4
Ляшенко Т.М. - Языковые средства, формирующие мотив женской инициации в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" c. 341-351

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.4.28079

Аннотация: В статье рассматриваются языковые (лексические) средства, с помощью которых в литературном произведении формируется мотив женской инициации. В качестве материала для исследования используются тексты русских народных сказок и произведения русских писателей XIX в. В центре внимания автора - мотив женской инициации в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Изучение языковых средств создания мотива женской инициации в этом романе, впервые осуществлённое в научной литературе, открывает возможности для более глубокого понимания идейного содержания произведения. Методологической базой исследования являются идеи Ю.М. Лотмана и С.З. Агранович по изучению мифопоэтических основ литературного текста. Анализируя лексические средства различных тематических групп, автор приходит к выводу, что мотив инициации в художественном тексте восходит к мифопоэтическим воззрениям народа, отражает базовые коллективные представления о положении женщины в социуме. Одна из важнейших функций данного мотива в творчестве Ф.М. Достоевского – формирование психологической достоверности сюжета, что является основой реалистической прозы.
Филология: научные исследования, 2018-3
Ляшенко Т.М. - Трагедия шута: языковые средства создания образа трикстера в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" c. 306-316

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.27311

Аннотация: Статья посвящена анализу лексических средств, участвующих в формировании образа Степана Головлёва в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". Этот персонаж уверенно можно назвать наиболее детально разработанным трикстером в русской литературе ХIХ века, его влияние на дальнейший литературный процесс не вызывает сомнений. Архетипический образ трикстера представляет собой одну из древнейших мифологем. Анализ образа Степана Головлёва с точки зрения мифопоэтического подхода позволяет углубить понимание идейного и психологического содержания романа. Методологическую основу исследования составляют идеи М.Ю. Лотмана, Е.М. Мелетинского, С.З. Агранович, а также теория архетипов К.Г. Юнга. Научная новизна работы заключается в том, что образ Степана Головлёва впервые в научной литературе анализируется с опорой на мифопоэтический подход. Автор приходит к выводу, что с помощью языковых средств, создающих образ трикстера, Салтыков-Щедрин выводит повествование на уровень широчайших философских обобщений, создавая на страницах своего романа эсхатологическую картину противостояния жизни и смерти.
Филология: научные исследования, 2017-1
Ляшенко Т.М. - Языковые средства создания архетипического образа матери в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» c. 100-112

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.19415

Аннотация: Статья посвящена исследованию языковых средств, служащих для создания архетипических образов в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Этот роман однозначно признаётся произведением большой психологической глубины, однако его психологическое содержание изучено далеко не исчерпывающе. В статье поднимается вопрос о роли архетипических образов, содержащихся в произведении; в частности, подробно рассматривается образ матери, Арины Петровны Головлёвой. Анализ этого образа с точки зрения мифопоэтического подхода позволяет углубить понимание идейного содержания романа. Теоретико-методологическую основу статьи составляют идеи Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, С.З. Агранович по изучению мифопоэтических основ в произведениях различных авторов. Автор опирается также на теорию архетипов К.Г. Юнга, развитую в трудах Э. Нойманна. Научная новизна работы заключается в том, что впервые образ Арины Петровны Головлёвой рассматривается с точки зрения функционирования в нём мифопоэтических составляющих. Автор приходит к выводу, что Салтыкову-Щедрину с помощью лексических средств, создающих архетипический образ, удалось психологически безупречно обосновать сложившиеся в семье Головлёвых отношения: мать в изображении писателя не просто человек со своими заурядными достоинствами и недостатками, но фигура исключительного влияния, «программирующая» судьбы детей.
Педагогика и просвещение, 2016-1
Ляшенко Т.М. - Коммуникативная успешность как характеристика коммуникативного акта

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17688

Аннотация: В статье рассматривается содержание понятия «коммуникативная успешность». Предлагается рассматривать коммуникативную успешность не как характеристику личности, а как характеристику деятельности, а более точно – как характеристику коммуникативного акта. Данная позиция исходит из полевой методологической парадигмы, в которой сущность психических процессов описывается с точки зрения их деятельностной природы. Предметом исследования является коммуникативный акт. Объектом исследования является успешность как характеристика коммуникативного акта. Автор уделяет особое внимание деятельностной природе коммуникативной успешности. Исследование базируется на теории поля Курта Левина, а также на теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым. Коммуникативная успешность впервые рассматривается не как личностное образование, а как характеристика коммуникативного поля. Автор приходит к выводу, что психологическим содержанием понятия «коммуникативная успешность» является ориентация на контакт и на достижение собственно коммуникативных целей, которые заключаются в улучшении качества отношений между коммуникантами.
Филология: научные исследования, 2016-1
Ляшенко Т.М. - Первый этап литературного творчества С.Ф. Шарапова

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.17945

Аннотация: Статья представляет собой краткий обзор литературного творчества Сергея Фёдоровича Шарапова – писателя, публициста, экономиста, общественного деятеля. Как писателя его знают мало: в многочисленных статьях о Шарапове, появившихся в последние десятилетия, его литературное творчество, как правило, упоминается лишь вскользь. В данной статье особое внимание уделяется первому этапу литературного творчества Шарапова, завершившемуся публикацией романа «Кружным путем» - центрального произведения писателя, вершины его творчества. Этот этап любопытен с точки зрения творческой эволюции Шарапова как писателя и мыслителя. Автор статьи использует сравнительно-исторический метод, рассматривая литературные произведения Шарапова во взаимодействии с культурным фоном того времени. Представленный в статье материал даёт возможность расширить представления о литературном процессе конца XIX – начала XX века. В основе статьи лежат архивные материалы. Автор статьи раскрывает самобытность творчества С.Ф. Шарапова, подчёркивает актуальность мировоззренческих установок писателя, которые базируются на традиционных общественных ценностях русского народа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.