по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тихонова Вера Борисовна
Genesis: исторические исследования, 2021-9
Тихонова В.Б. - К вопросу о понятии чести в ментальности русских помещиков XVII в. c. 89-120

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.9.36320

Аннотация: Основываясь на междисциплинарном подходе, учитывающем различные точки зрения, автор выявляет представления о чести, присутствовавшие в ментальности русских помещиков XVII в. Эти представления рассматриваются как в контексте отечественного менталитета XVII в. в целом, так и в рамках всего привилегированного сословия. В статье проанализированы различные значения чести, характерные для России XVII в.: родовая, чиновная, корпоративная, духовное значение чести, а также предположения относительно присутствия личной чести. Вероятные ментальные представления о чести уездных помещиков XVII в. рассматриваются в социальном, правовом, духовном, моральном, военно-профессиональном аспектах. Автор соглашается с концепциями, относящими честь к основным понятиям отечественного менталитета XVII в. Фиксируется присутствие ряда значений чести: при сохранении в московском обществе средневекового идеала чести как благочестия, не вызывает сомнений огромная роль чести чина, хотя мысль о полном доминировании последнего в ментальности XVII в. выглядит преувеличением. Для всего привилегированного слоя русского общества огромным было значение "отечества", а для провинциальных помещиков не менее важна была честь, связанная с личной выслугой. Вероятно присутствие в русском обществе XVII в. представлений о личной чести. По мнению автора, идея синкретизма чести, высказанная учеными применительно к Средневековью, верна и для московского периода. Честь дворян и детей боярских на уровнях родовом, корпоративном и личном выступала достоянием, к которому применялся "накопительный" принцип. Пристального внимания заслуживает неприятие дуэлей русскими привилегированными чинами XVII в., отстаивавшими честь, исключительно законным образом. Особое напряжение представлениям о чести уездных помещиков придавали близость к низам общества и массовая бедность, актуализировавшие стремление удержаться в привилегированной среде. Этому стремлению сопутствовала неустанная борьба за сохранение чести: отеческой, чиновной, корпоративной, личной.
Genesis: исторические исследования, 2019-12
Тихонова В.Б. - Подъячий Посольского приказа Г. К. Котошихин: интеллигент, русский европеец, западник? c. 200-212

DOI:
10.25136/2409-868X.2019.12.31808

Аннотация: В центре внимания данной работы – ментальность подъячего Посольского приказа, Г. К. Котошихина. Основываясь на междисциплинарном подходе, автор обобщает и анализирует исследования, посвященные Котошихину и его эпохе. К основным задачам данной работы относится, во-первых, выявление отразившиеся в произведении Котошихина ментальных черт представителя русской приказной бюрократии XVII в. Во-вторых, попытка определить насколько справедливо относить Г. К. Котошихина к числу русских европейцев, интеллигентов XVII в. или ранних отечественных западников. Основываясь на известных исследованиях, автор выявляет ряд важнейших, инвариантных ментальных установок "классического" западничества. При том, что ряд личностных характеристик Котошихина не соответствует ни «европейскости», ни, тем более, с интеллигентности, сопоставление ментальных особенностей беглого подъячего с мировоззренческими установками отечественного западничества XIX в. дало положительный результат. На соответствие «эталону» автором проверяются следующие установки: высокая оценка европейских достижений, стремление к западному образованию, развитие секулярного и личностного сознания – в его европейском варианте, толерантность к «чужому», критический настрой в отношении к отечественной традиции. Большинство характерных для западничества ментальных установок в большей или меньшей степени присутствуют у Г. К. Котошихина, в особенности уважение к европейской образованности, толерантность, а также критический настрой по отношению к отечественной духовной традиции. Вероятно, Котошихина можно причислить к категории ранних русских «западников», которые не выдержали «искушения» европейской культурой и оказались в её духовном плену.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.