по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Миронов Арсений Станиславович
Культура и искусство, 2020-3
Миронов А.С. - Авторские «былины» Л.Н.Толстого как фактор искаженной рецепции эпоса в российском эпосоведении, педагогике, искусстве конца XIX - начала XX вв. c. 23-37

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.3.32371

Аннотация: В статье предпринята попытка выявить смысловые и ценностные отличия авторских былин, написанных Л.Н.Толстым для педагогического проекта “Азбука”, от аутентичных эпических песен русского народа, а также проследить влияние толстовской интерпретации на рецепцию эпоса в российском образованном обществе конца XIX столетия. Подменяя эпического Николу титаническим «мужичком-пахарьком» Микулой, Толстой корректирует исходный смысл былины противопоставлением Святогора и Микулы Селяниновича, отражающим социально-классовый конфликт аристократии и народа. Стихотворный рассказ Л.Н. Толстого о Вольге и Микуле презентует толстовский идеал мирного пахаря, не противящегося злу кормильца, на труде и смирении которого держится общество. Этот идеал продвигает прежде неизвестные русскому эпическому сознанию ценности: сакрализацию земледельческого труда, уклонение от воинской жизни и управления государством, а также исключительную ценность крестьянского происхождения. Толстовский образ «мужичка-пахарька» был воспринят в хрестоматиях Ф.Буслаева и А.Галахова, в трудах В.Авенариуса, в творчестве М.Врубеля, К.Бальмонта, Н.Рериха.
Филология: научные исследования, 2020-1
Миронов А.С. - «Невеликие» герои: об одной особенности русского эпического концепта богатырства c. 72-82

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.1.32176

Аннотация: Предметом исследования является концепт богатырства как элемент русского эпического сознания. В центре внимания автора - особенности былинного понимания богатырской силы, исключающего, в частности, трактовку эпическим певцом "своего" персонажа как великана. Между тем, распространенное в науке представление о некоторых героях русского эпоса (Святогор, Микула Селянинович, Илья Муромец) как о великанах вызвано их идеализацией, сближением былины со сказкой и мифом – а также готовностью распространить на былины те законы поэтики, которые считаются универсальными с позиций этнографической теории, и стремлением ученых мифологической школы различить в эпических героях персонажей древних религиозных систем. На основании анализа былинных записей автор показывает, что богатыри не являются великанами, напротив, в былинах духовная природа богатырской силы подчеркивается тем, что герои выглядят как совершенно обычные люди. Особое внимание в статье уделяется коррекции рецептивного стереотипа, связанного с восприятием былинного образа Святогора, которое во многом вызвано искаженной трактовкой этого образа иллюстраторами былин в XIX веке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.