по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Старостина Татьяна Алексеевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-2
Старостина Т.А. - О структуре и драматургии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.40333

Аннотация: Статья посвящена структуре и драматургии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля). В работе отмечается богословское обоснование структуры Триптиха. Предметом исследования является звуковысотная организация и тембровая драматургия всей композиции, обоснованная богослужебной концепцией о. Матфея. По мнению автора, в I части Триптиха, господствуют модально окрашенная тональность в сочетании с высокой звучностью хора. II часть зиждется на классической функциональной тональности и мощном хоровом полнозвучии. III часть выдержана в стиле обиходного многоголосия. При анализе тональных структур используется функциональный метод. Автор учитывает концепцию «всеступенности» П. И. Чайковского, развитую А. Н. Мясоедовым. При рассмотрении многоголосия обиходного типа отмечается его типологическое родство с нормами композиции эпохи позднего Возрождения, изученными представителями научной школы Ю. Н. Холопова. Тембровый аспект Триптиха освещается в соответствии с концепцией Н. Г. Денисова, разработанной в рамках структурно-типологического метода. Привлекается также метод графического отображения многоголосия, введенный в фольклористическую научную практику Е. Э. Линёвой. Научная новизна статьи определяется несколькими факторами.Впервые рассматриваются: звуковысотная и тембровая стороны Рождественского Триптиха; к церковно-певческому материалу впервые применяется аналитическая методика Ю. Н. Холопова; музыкальная логика архимандрита Матфея представлена как явление, опосредованное его богословскими убеждениями. Автор приходит к выводу о том, что архимандрит Матфей создавал Рождественский Праздничный Триптих не только как приношение 2000-летию Рождества Христова, но как возможность произнести свое пастырское слово об этом ключевом событии в Священной истории.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-1
Старостина Т.А. - К проблеме методики анализа мелодического строения уставных напевов в Рождественском Праздничном Триптихе архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.32028

Аннотация: Статья посвящена проблеме анализа мелодики богослужебных напевов Русской Православной Церкви. Объектом исследования являются мелодии, входящие в круг песнопений Рождественского цикла и использованные архимандритом Матфеем (Мормылем) в Рождественском Праздничном Триптихе. Рассматривается терминология, принятая в медиевистике, фольклористике и общем музыкознании для анализа одноголосных тексто-музыкальных образований. Автор считает целесообразным использовать термин «строка» применительно к наименьшим законченным мелодическим структурам, замкнутым каденциями. Для фрагментов менее строки вводится термин «микромодель», предложенный Ю.Н.Холоповым. В качестве основного исследовательского метода используется функциональный метод, введенный в музыкальную науку Риманом и затем закрепившийся в музыкально-теоретической школе Московской консерватории. Также применяются элементы структурно-типологического метода, развитого в отечественной этномузыкологии и применимого в области музыкальной медиевистики. Частично используется также метод редукции Х. Шенкера, апробированный в музыкально-теоретической концепции Ю. Н. Холопова. Множественность методологического аспекта является одним из показателей научной новизны настоящей статьи. В заключение автором делаются выводы, суть которых сводится к нескольким позициям. Во-первых, мелодическое строение уставных напевов основывается на принципе сочленения микромоделей. Во-вторых, суть мелодических микромоделей сводится к утверждению местной или центральной ладовой опоры. В-третьих, сцепления мелодических микромоделей не исключают наличия значимой звуковысотной опоры и тяготения к терцовой координации. Все это свидетельствует об аккумулировании в напевах как архаичных, так и сравнительно поздних стилистических компонентов. Мелодика Рождественского Праздничного Триптиха в ее связи с звуковысотной организацией анализируется в отечественном музыкознании впервые.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020-1
Старостина Т.А. - К проблеме методики анализа мелодического строения уставных напевов в Рождественском Праздничном Триптихе архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.40332

Аннотация: Статья посвящена проблеме анализа мелодики богослужебных напевов Русской Православной Церкви. Объектом исследования являются мелодии, входящие в круг песнопений Рождественского цикла и использованные архимандритом Матфеем (Мормылем) в Рождественском Праздничном Триптихе. Рассматривается терминология, принятая в медиевистике, фольклористике и общем музыкознании для анализа одноголосных тексто-музыкальных образований. Автор считает целесообразным использовать термин «строка» применительно к наименьшим законченным мелодическим структурам, замкнутым каденциями. Для фрагментов менее строки вводится термин «микромодель», предложенный Ю.Н.Холоповым. В качестве основного исследовательского метода используется функциональный метод, введенный в музыкальную науку Риманом и затем закрепившийся в музыкально-теоретической школе Московской консерватории. Также применяются элементы структурно-типологического метода, развитого в отечественной этномузыкологии и применимого в области музыкальной медиевистики. Частично используется также метод редукции Х. Шенкера, апробированный в музыкально-теоретической концепции Ю. Н. Холопова. Множественность методологического аспекта является одним из показателей научной новизны настоящей статьи. В заключение автором делаются выводы, суть которых сводится к нескольким позициям. Во-первых, мелодическое строение уставных напевов основывается на принципе сочленения микромоделей. Во-вторых, суть мелодических микромоделей сводится к утверждению местной или центральной ладовой опоры. В-третьих, сцепления мелодических микромоделей не исключают наличия значимой звуковысотной опоры и тяготения к терцовой координации. Все это свидетельствует об аккумулировании в напевах как архаичных, так и сравнительно поздних стилистических компонентов. Мелодика Рождественского Праздничного Триптиха в ее связи с звуковысотной организацией анализируется в отечественном музыкознании впервые.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.