по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Безруков Андрей Николаевич
Litera, 2023-9
Безруков А.Н. - Альтернат художественной стилизации в поэтических набросках Венедикта Ерофеева c. 28-43

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.9.43639

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является художественная стилизация, которая методологически рассматривается в пределах рецептивной эстетики и компаративистики. Указанный принцип литературной маркировки проанализирован на материале лирических экспериментов Венедикта Ерофеева. «Антология поэтов Ремстройтреста», которая становится иллюстративной базой исследования, в массе критических источников не подвергалась подобной оценке. В статье дается сравнительно-сопоставительный анализ поэтических набросков Венедикта Ерофеева с классическими текстами литературы XIX – ХХ веков. Актуальность данной работы заключается в непосредственном объяснении становления особой манеры письма и поэтики текстов Венедикта Ерофеева. Материал продуктивно использовать для дальнейшей верификации смысловых констант произведений указанного автора. Научная новизна статьи определяется тем, что в работе впервые «Антология поэтов Ремстройтреста» рассмотрена в границах альтерната художественной стилизации. Литературный эксперимент, реализуемый в «Антологии…», осуществлен на всех основных уровнях художественного целого: это язык, жанр, форма, стиль, манера, смысловая цельность. Воплощая авторский замысел, Венедикт Ерофеев отделяет себя от буквального личностного «Я». Он как бы не хочет говорить своим собственным голосом, качественнее и лучше произнести оценочный вариант, по Ерофееву, чужими голосами, приняв некую речевую маску. Подобная форма реализует фрактал двойного кодирования, динамику эстетической игры, манипуляцию сознанием читателя. Художественная стилизация также претворяет установку на подражание и частичное узнавание предтекстов. Смысловые пределы в ходе такой вариации не искажаются, в рамках постмодернистской поэтики они достигают статуса ризомы.
Филология: научные исследования, 2023-5
Безруков А.Н. - Объективация смысловых констант в прецедентном тексте («Моя маленькая лениниана» Венедикта Ерофеева) c. 50-60

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.5.39691

Аннотация: Творчество Венедикта Ерофеева в должной степени изучено, интерпретировано, однако, еще есть ряд текстов, которые практически не исследовались в массе критических источников. Одним из прецедентных конструктов, оригинальным и самодостаточным произведением является «Моя маленькая лениниана» (1988). Следовательно, целесообразность изучения указанного текста мотивирована, востребована и актуальна. В статье осуществлена попытка целостного восприятия «Моей маленькой ленинианы» Вен. Ерофеева с позиций выявления в данном произведении примет прецедентного конструкта. Цитатный характер, на наш взгляд, говорит о стремлении автора не только формально соединить текстовые номинации из сочинений, писем, дневников В.И. Ленина, но достичь эффекта имманентной объективации нового смысла. Основной предмет анализа работы – конструктивные особенности «Моей маленькой ленинианы» Вен. Ерофеева, дешифровка механизма художественного письма, оценка смысловых граней произведения. Прецедентный текст Вен. Ерофеева становится точкой конкретизации основных культурно-исторических догматов, при этом динамика смысловых констант подвижна с течением исторического времени.        Новизна работы заключается в том, что «Моя маленькая лениниана» Венедикта Ерофеева рассматривается как прецедентный текст, сформированный из цитатных конструктов, однако, обладающий иными смысловыми гранями отличными от первоисточника. Симуляция игры, симуляция пространственных и временных ориентиров, симуляция достоверной правды под воздействием уже кем-то сказанного нивелирует образ автора, он фактурно становится скриптором, создавая некий палимпсест. Субъектная организация ерофеевского палимпсеста выстроена так, что переход от временного начала, пространственной точки, цитаты вслед за «автором» осуществляется к более сильным и имманентным пропозициям. Венедикт Ерофеев пророчески обозначил в своей «Маленькой лениниане» контуры изменений конца ХХ века на фактурном, прецедентном материале конца XIX – начала ХХ столетия.
Филология: научные исследования, 2020-10
Безруков А.Н. - Метакритика художественной манеры письма: Венедикт Ерофеев о Владимире Маяковском c. 65-74

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.10.32003

Аннотация: Венедикт Ерофеев является знаковой и сложной фигурой русской литературы второй половины ХХ века. Ерофеев один из первых, кто смог иначе, по-новому выразить свое отношение к реалиям жизни, предложить новый тип оценки бытия. Объектом исследования данной работы является вступительное сочинение Венедикта Ерофеева, которое было написано в 1961 году при поступлении во Владимирский государственный педагогический институт. Основной предмет анализа – объективация метакритической оценки Венедиктом Ерофеевым поэмы Владимира Маяковского «Хорошо!». Методология исследования находится на грани концептуальной оценки текста, герменевтического толкования сочинения, структурного и компаративного подходов. Объединяет намеченный круг методов базис рецептивной критики, которая, на наш взгляд, взята Венедиктом Ерофеевым как принцип дешифровки поэмного конструкта Маяковского. Новизна и актуальность работы заключается в том, что вступительное сочинение Вен. Ерофеева еще не было детально изучено и прокомментировано в критической массе научных источников. Письменная работа Вен. Ерофеева имеет явно гуманитарный, особо филологический оттенок. Автор создает текст по достаточно неординарной исследовательской схеме: от эмоционально чувственной фиксации переживаний Владимира Маяковского до верификации положений синтеза личного и общественного порядка в поэме «Хорошо!». Метакритика стиля, художественной манеры Маяковского в сочинении Венедикта Ерофеева дается не только с позиций точечной оценки текста поэта-футуриста, но и с воззрений интенсивного редуцирования потенциально заложенного смысла.
Litera, 2018-2
Безруков А.Н. - Эсхатология прозы Виктора Пелевина c. 208-215

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.2.26494

Аннотация: Предметом специального исследования данной статьи является эсхатологический характер текстов одного из видных представителей русского постмодернизма – Виктора Пелевина. Анализ малой прозы осуществлен с позиций герменевтики и рецептивной эстетики. В текстах Виктора Пелевина наличествует достаточно большое количество примет, схожих с обязательным стандартом представлений о конце жизни, финале судьбы персонажа/образа, находящегося на грани перехода от буквального существования в наличной действительности к новой форме бытования. Для автора жизнь на грани есть способ манифестировать экзистенцию в новый оборот восприятия. Данный подход к оценке прозы В. Пелевина еще не был предпринят в современной литературной критике. Методология работы базируется на критериях сравнительно-сопоставительного, структурного анализа, принципах компаративистики и рецептивной эстетики. Особое внимание в статье уделяется способам организации художественного пространства и времени, приемам объективации линии жизни, верификации условного эпистемологического финала. Актуальность вопроса объясняется тем, что принципы эсхатологической поэтики являются ключом к пониманию крупных повествовательных форм указанного автора. В работе сделан вывод, что эстетический эффект малой прозы заключается в постоянном приращении коннотативных рядов, в отсылках к мировой классической литературе, трансформации сюжетных ходов, эпистемологическом стандарте образов, верификации значений. Стиль малой прозы Виктора Пелевина сочетает в себе постмодернистские правила организации художественного текста и классическую эсхатологическую традицию.
Филология: научные исследования, 2017-4
Безруков А.Н. - «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева как синтез интермедиальных кодов c. 106-115

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24164

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва – Петушки». Анализ текста поэмы осуществлен с позиций интермедиальной поэтики. Авторский постмодернистский конструкт обладает достаточным количеством музыкальных включений (реминисценций, аллюзий, намеков, парафраз, цитаций), наличие которых создает множественные варианты прочтений и толкований текста. Актуальность обозначенной темы заключается в синтезе эстетических номинаций, формирующих текстовый массив. Совмещение поэмы Вен. Ерофеева с рядом классических музыкальных произведений определяет новизну исследования. Методология работы базируется на фундаментальных принципах сравнительно-сопоставительного, структурного анализа, типологической компаративистики и рецептивной эстетики. Особое внимание в статье уделяется функциям интермедиальности в «Москве – Петушках», так как они сориентированы на стабилизацию сюжета и дисперсию смысловой планки. Диффузия реальности достигается эффектом наращения аллюзий, реминисценций, парафраз из музыкальных произведений. Сделан вывод о том, что «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева является знаковым явлением, претворяющим рождение новых принципов восприятия действительности. Следовательно, эстетика поэмы есть синтез буквально языкового, литературного и дискурсивно-интермедиального.
Litera, 2017-2
Безруков А.Н. - Иерархия художественного дискурса c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.22840

Аннотация: Предметом специального исследования является взаимозависимость языка и речи, языка и мышления, языка и вариативных типов дискурса, оценка и анализ практики дискурсивного письма. Объект исследования – конкретизация гносеологических магистралей, участвующих в объективации как смысла наличного текста, далее дискурса, так и декодировании художественной действительности, в которой контекстуально находится читатель. Автор подробно рассматривает иерархию дискурса, структуру значения в практике дискурсивного художественного письма, складывающуюся сцеплением комбинаций диаметральных смысловых точек в условиях трансформационных диспозиций. Такие аспекты темы как управление читательским сознанием, систематизация художественных форм, имманентные варианты, внутритекстовые отношения, смысловая разверстка, структурация и рецепция концепта, как единицы ментально-фреймовой схемы, регистры дискурсивной практики методологически дополняют работу и раскрывают указанную тему наиболее объемно. Особое внимание в работе уделено анализу дискурсивной парадигмы, которая окончательно незавершенна, стремится к бесконечности пределов и, что принципиально важно, регулируется социально-исторической детерминацией, индивидуально-личностными приоритетами. Наиболее точным, на наш взгляд, в условиях господства компилятивной научной методологии является когнитивный подход. Интерпретация в русле указанного метода близка онтологической коррекции значения, установления множественности коннотаций. Следовательно, алгоритмы когнитивной рецепции художественного дискурса реверсивно вскрывают возможные пути декодирования смыслового объема. Новизна исследования заключается том, что в ней впервые художественный дискурс воспринимается формой связности номинативных корпусных образований со стороны автора и сферой постоянной актуализации смысловых значений со стороны читателя. Это позволяет сделать вывод о том, что художественный дискурс есть иерархически нормированный процесс. Дискурс, в отличие от текста, ситуативно реализует потенциал функциональной раскладки языка. Именно коммуникация проектно манифестирует модель особой взаимозависимости автора и читателя, реципиента и лица, продуцирующего текст. Иерархия дискурса есть небуквальное его сложение, но взаимосвязь парадигмальных языковых форм, функционально существующих в сознании реципиента-читателя. Концептуальная модификация частей сорганизует матричный вид когнитивной модели оценки реальной действительности. Основным выводом проведенного исследования является то, что художественный дискурс необходимо воспринимать кульминационной фазой конкретизации эстетической мысли, манерой изложения, маркером сознания, способом оценки действительного, того, что для автора, реципиента является аксиологически-верным, нормативно-правильным на том или ином историческом этапе развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.