по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Вязинкин Алексей Юрьевич
Социодинамика, 2020-7
Вязинкин А.Ю. - Проблема нравственного освобождения личности в философии русского народничества c. 104-111

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33461

Аннотация: Предметом исследования является проблема нравственного освобождения личности в идейном наследии русского народничества. В социальной философии русского народничества эта проблема является составной частью теории комплексного освобождения личности (нравственного, социально-экономического, политического). В статье акцентируется внимание на концепции "разумного эгоизма" и принципе целостности человеческой натуры (единство материального и нравственного) Н. Г. Чернышевского, на значении субъективного метода в социальных науках в формировании антропологического ("нравственного") идеала П. Л. Лаврова, а также на теории солидарных отношений, как на ключевых концептах этицизма социальной философии русского народничества.   Научная новизна состоит в рассмотрении проблемы нравственного освобождения в контексте теории комплексного освобождения личности, разработанной русскими народниками на основе социально-философских идей Просвещения. Проблема автономной (суверенной) личности в социальной философии русского народничества рассматривается в контексте «освобождения личности», среди которых акцент делается на антропологическом идеале «нравственной личности». Н. Г. Чернышевский, развивая теорию «разумного эгоизма» пришел к выводу о том, что автономия личности достигается благодаря социальной солидарности. П. Л. Лавров, продолжив внутреннюю логику народнической мысли о развитии солидарных отношений в обществе, по существу, пренебрег автономией личности. Попытка решения проблемы соотношения нравственной свободы и нравственного требования, предъявляемого к идеальной личности, в философии русского народничества привела к формированию основ солидаризма.
Урбанистика, 2020-3
Вязинкин А.Ю., Двухжилова И.В. - Проблема виртуальных реконструкций «мест памяти» в свете пространственного культурного поворота c. 1-8

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.3.32423

Аннотация: В статье рассматривается проблема историко-культурной значимости виртуальных реконструкций памятных мест и создания цифровых музеев в контексте пространственного поворота в науках о культуре. "Места памяти" рассматриваются не только как объекты виртуальной реконструкции, но и как источники социальных конструктов и социальных практик, как элементы исторического капитала города. В этом смысле проекты цифровых музеев могу рассматриваться как программа создания коммеморативной среды, которая в свою очередь способствует формированию и развитию в обществе чувства солидарности. Междисциплинарный подход в решении проблемы реализуется посредством использования методологии исторических и культурологических исследований с учетом, так называемого, пространственного поворота в науках о культуре, а также технологий виртуального проектирования и математического моделирования. Интенсификации формирования коммеморативной среды и гражданской идентичности способствует обращение в любых формах (в том числе в виртуальном пространстве) к "местам памяти", как к знаковым пунктам социальной памяти и традиции, ключевым компонентам исторического капитала города. Проекты виртуальной реконструкции (создание цифрового музея) памятных мест при помощи программной платформы с открытым кодом OpenSimulator следует воспринимать как «дополненную реальность» исторического капитала города.
Политика и Общество, 2020-2
Вязинкин А.Ю. - Феномен американского палеоконсерватизма в российской историографии c. 50-56

DOI:
10.7256/2454-0684.2020.2.33395

Аннотация: В статье рассматривается состояние проблемы феномена американского палеоконсерватизма в российской историографии, дается аналитический обзор научных публикаций по проблемам эволюции американского консерватизма конца XX в., затрагивающим вопросы идейного становления и политического влияния палеоконсерватизма в США. Палеоконсерватизм представляет собой нетривиальный вариант современного американского консерватизма, противостоящий мейнстримным формам консерватизма (например, неоконсерватизму), но опирающийся на фундаментальные американские принципы, как идейный защитник традиции и свободы. Проблема палеоконсерватизма в отечественной историографии рассматривается представителями различных научных направлений: историками-американистами, политологами, специалистами в области юриспруденции и т. д.   Однако на сегодняшний день в российской науке феномен американского палеоконсерватизма изучен фрагментарно. Проблемы идейной генеалогии, исторического развития и идеологической эволюции американского палеоконсерватизма остаются малоизученными. Не исследованы политические труды и взгляды ключевых теоретиков представителей палеоконсерватизма – П. Готфрида, Т. Браймлоу, С. Фрэнсиса и т. д. Тем не менее, политический потенциал палеоконсервативной идеологии, сочетающей в себе сочетание принципов сохранения традиции и незыблемости свободы, в современном мире очевиден. Востребованность политических идей американских палеоконсерваторов и палеоконсервативного дискурса за пределами США указывает на необходимость дальнейшего исследования этого идеологического и политического феномена.
Социодинамика, 2019-10
Вязинкин А.Ю. - Социально-экономическое освобождение человека и проблема суверенной личности в философии русского народничества c. 21-27

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.10.30783

Аннотация: Предметом исследования является проблема социально-экономического освобождения личности, в контексте концепции суверенного субъекта. В социальной философии русского народничества эта проблема решается через создание своеобразной «философии труда», определяющей основные положения и критерии социально-экономической независимости человека. Эта «философия труда» является органичным компонентом социально-философского наследия русского народничества и призвана решить проблему как общественного, так и антропологического идеала. С целью более детального рассмотрения проблемы, изучено восприятие идейного наследия народничества в связи заявленной проблемой в неонароднической среде. Методология исследования включает в себя следующие методы: междисциплинарный, системного анализа, компаративистский, соотношение исторического и логического. Новизна исследования состоит в историко-философском рассмотрении социально-философской проблемы в философско-антропологическом ракурсе, наиболее адекватном применительно к идейному наследию русского народничества. Проблема суверенной личности рассматривается через критерии «освобождения личности», среди которых акцент делается на социально-экономический фактор. Исходя из ряда аналитических тезисов, сформулированных в статье, делается вывод о том, что общественный и антропологический идеалы русского народничества необходимо рассматривать в контексте концепции суверенной личности, субъекта, чья независимость достигается на основе критериев социально-экономической автономии.
Философская мысль, 2019-5
Вязинкин А.Ю. - Феномен «русского нигилизма» в идейном наследии А. И. Герцена c. 37-48

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.5.30228

Аннотация: Предметом исследования является проблема «русского нигилизма», разработанная в философском творчестве русского мыслителя А. И. Герцена. Помещенный в более широкий контекст революционно-демократической мысли и философии народничества, феномен «русского нигилизма» требует глубокого генеалогического анализа. Результаты этого историко-философского анализа свидетельствуют о том, что феномен имеет не столько социально-философскую значимость, сколько философско-антропологическую, поскольку его ядром является представление о типе «нигилиста». Вопрос о генеалогии нигилистического типа вызвал заочную полемику между Д. И. Писаревым и Герценом, которая стала одним из ключевых источников интерпретаций «русского нигилизма» как общественного и духовно-культурного явления русской цивилизации. Методология исследования включает в себя следующие методы: междисциплинарный, системного анализа, компаративистский, соотношение исторического и логического. Новизна исследования состоит в рассмотрении мировоззрения русского мыслителя через призму его эстетического толкования нигилизма. Русский нигилизм рассматривается как полигенетический феномен отечественной культуры, а сам Герцен как один из идейных предшественников вдохновителей «русского нигилизма». Герцен соединил основную проблему русской философии – освобождение человека – с идеей крайнего индивидуализма (суверенной личности) и либертинажа. Исходя из ряда аналитических тезисов, сформулированных в статье, мировоззрение Герцена конца 1840-х – начала 1850-х гг. характеризуется как «эстетический нигилизм».
Архитектура и дизайн, 2019-2
Вязинкин А.Ю., Двухжилова И.В. - Консервативный подход к эстетике архитектуры: философия Роджера Скрутона c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.32686

Аннотация: Предметом исследования является консервативный подход к эстетике архитектуры в философии британского мыслителя, эстетика и теоретика консерватизма Роджера Скрутона. Культурная ситуация постиндустриального общества - консюмеризм, коммодификация культуры - требует новых подходов в искусствоведении, способных утвердить в социальной жизни охранительные тенденции. Скрутон предлагает альтернативный подход к искусству, представляющий собой не столько возврат к традиционным ценностям, сколько обновление культурной ситуации. Такая ситуация подразумевает существование искусства как транслятора традиционных ценностей, укрепляющих социальные связи. Методология исследования обусловлена его междисциплинарной спецификой и включает в себя характерные подходы и методы культурологии, искусствоведения, а также метод соотношения исторического и логического. Данная статья - первое в отечественной научной литературе изучение эстетики архитектуры Скрутона в контексте его консервативной философии, что и представляет новизну научной работы, и определяет новые горизонты исследований, как в области эстетики архитектуры, так и в области философии современного британского консерватизма. Исследователи приходя к выводу о том, что обращение Скрутона к теме эстетического опыта расширяет проблематику вопроса от сугубой эстетики - к единству этики, теории солидарности, аксиологии традиционной культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.