по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Трунов Дмитрий Геннадьевич
Психология и Психотехника, 2016-3
Трунов Д.Г. - Представления о сновидениях: религиозная, естественнонаучная и психологическая модели

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.10618

Аннотация: В данной статье представлены основные исторические модели представлений о сновидениях: метафизическая, естественнонаучная и психологическая модели. Метафизическая модель предполагает, что источником сновидения является некий иной мир, а сновидение - есть послание этого мира сновидцу. Естественнонаучная модель сновидений предусматривает, что сновидение является специфическим продуктом спонтанной деятельности спящего мозга, а потому не несет какого-либо жизненно важного смысла сновидящему. Психологическая модель чаще всего рассматривает источником сновидения некую сферу психики, например, "бессознательное", а сновидение выполняет некие важные психологические функции. Сравнение моделей осуществляется по следующим критериям: источник сновидения, функция сновидения, причина сновидения, механизм сновидения, онейропрактики («сновидческие практики»). Выявление трех основных моделей представлений о сновидениях и их критериев позволяет изучать то, как интегрируются данные модели в индивидуальном сознании. Представления о сновидениях, которые имеет каждый отдельный человек, складываются из фрагментов различных моделей, в зависимости от содержания сновидения, своего мировоззрения и других факторов, сновидящий опирается в своем понимании сновидения на свою личную интегративную модель.
Психология и Психотехника, 2013-4
Трунов Д.Г. - Измененное состояние сознания как фактор трансформации идентичности в «ритуалах перехода»

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.4.7951

Аннотация: «Ритуалы перехода», или обряды инициации, — это специальные проце-дуры, существующие в традиционном обществе, в религиозных и социальных практиках, оформляющие перемещение человека из одного статуса (соци-ального, духовного и пр.) в другой, занимающий в иерархической структуре более высокое положению. Другими словами, ритуалы перехода и обряды инициации приводят к трансформации личной и социальной идентичности. Три наиболее важных функциональных компонента инициации (смерть, пе-реход, рождение) отражают своеобразную логику дискретного мышления, в соответствие с которой трансформация идентичности происходит не по-степенно, — это качественный скачек от одной формы самовосприятия (Я-концепции) к другой. Инициатический переход должен обязательно сопро-вождаться измененным состоянием сознания (транс, потеря или прерыва-ние сознания и пр.) В ином случае сохраняется континуальность, непрерыв-ность ощущения «Я». Существуют следующие средства для вызывания ли-минальных («переходных») ощущений: использование психоактивных ве-ществ растительного и животного происхождения, трансовых танцев, го-лодания, дыхательных практик, физических пыток, лишения сна, сенсорной депривации и т.д.
Философия и культура, 2012-9
Трунов Д.Г. - Множественное «Я»: От превращения к маскотворчеству
Аннотация: В статье предпринят опыт рассмотрения философско-антропологических понятий «превращение» и «маска» Элиаса Канетти с позиции экзистенциально-феноменологической концепции множественного «Я» (Д.Г.Трунов). Переход от превращения к маскотворчеству понимается в статье как дискурсивная фиксация множественности и спонтанности продуктивного «Я» в результате которой возникает полиперсональность устойчивого по своей природе эмпирического «Я». Фиксация превращений продуктивного «Я» в многочисленные маски-роли эмпирического «Я» осуществляется при обязательном присутствии Другого, который становится в этом случае контролером превращений и донором социальных определений, которые выступают в качестве своеобразных «фиксаторов» превращений, что является основой для создания социальных масок. В то же время маскотворчество не понимается как диктат Другого над личной свободой, а как необходимое условие социального сосуществования.
Психология и Психотехника, 2012-9
Трунов Д.Г. - Идентичность против сексуальности: четыре мужских комплекса
Аннотация: В представленном эссе рассмотрены примеры мужских персонажей: Отелло, Арбенин, Карандышев, Синяя Борода, Стенька Разин, Персей. Выбор этих персонажей обусловлен тем, что их «случаи» являются иллюстрациями, в которых конфликт между потребностью в мужской идентичности и сексуальным влечением решается в пользу идентичности. Это доказывается тем, что все они убили женщин, которые были для них сексуально привлекательными, а некоторые даже женами и любимыми, только потому, что они наносили ущерб их мужской идентичности. Истории выбранных персонажей рассматриваются как своеобразные «психологические комплексы», как метафоры, или прототипические модели, воспроизводимые в реальных взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, хотя и не обязательно имеющие подобного драматического финала. Мужчины, обремененные данными комплексами, совершают «символическое убийство», состоящее в унижении, оскорблении, игнорировании женщин, несущих угрозу их мужской идентичности, даже если они испытывают к этим женщинам сексуальное влечение. В рассматриваемых ситуациях «пол» как физиологическая категория подчиняется «гендеру» как социокультурному образованию.
Психология и Психотехника, 2012-9
Трунов Д.Г. - Идентичность против сексуальности: четыре мужских комплекса
Аннотация: В представленном эссе рассмотрены примеры мужских персонажей: Отелло, Арбенин, Карандышев, Синяя Борода, Стенька Разин, Персей. Выбор этих персонажей обусловлен тем, что их «случаи» являются иллюстрациями, в которых конфликт между потребностью в мужской идентичности и сексуальным влечением решается в пользу идентичности. Это доказывается тем, что все они убили женщин, которые были для них сексуально привлекательными, а некоторые даже женами и любимыми, только потому, что они наносили ущерб их мужской идентичности. Истории выбранных персонажей рассматриваются как своеобразные «психологические комплексы», как метафоры, или прототипические модели, воспроизводимые в реальных взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, хотя и не обязательно имеющие подобного драматического финала. Мужчины, обремененные данными комплексами, совершают «символическое убийство», состоящее в унижении, оскорблении, игнорировании женщин, несущих угрозу их мужской идентичности, даже если они испытывают к этим женщинам сексуальное влечение. В рассматриваемых ситуациях «пол» как физиологическая категория подчиняется «гендеру» как социокультурному образованию.
Философия и культура, 2012-5
Трунов Д.Г. - Техника феноменологической εποχή
Аннотация: В статье рассматривается практическая реализация феноменологической установки ("редукции", "эпохэ"), описанной Э.Гуссерлем. Сначала описывается сущность феноменологической установки, а затем на практическом примере - ее реализация. Особое внимание уделено языковому выражению феноменологической установки.
Психология и Психотехника, 2011-5
Трунов Д.Г. - Экзистенциальная и психотерапевтическая ценность ручного письма и каллиграфических практик
Аннотация: В статье анализируются различия между двумя способами создания текста: ручное письмо и использование клавиатуры компьютера. Обсуждаются экзистенциальные потери, связанные с переходом от рукописного текста к электронному. Выявляется психотерапевтическая ценность ручного письма. Предлагается использование каллиграфических практик в психотерапевтическом процессе. Приводятся примеры техник каллиграфотерапии как направления арттерапии.
Психология и Психотехника, 2010-7
Трунов Д.Г. - Терапевтическое толкование сновидения: от символа к метафоре
Аннотация: В статье обсуждается отличие символического и метафорического подходов к толкованию сновидений. Символический подход, связанный прежде всего с традициями психоанализа, закрепляет за персонажами и образами сновидений определенные значения. Метафорический подход освобождает материал сновидения от каких-либо изначальных значений, что не мешает, тем не менее, использовать сновидение для анализа реальной жизни сновидца.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.