по
Полицейская и следственная деятельность
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Карпухин Дмитрий Вячеславович
Полицейская и следственная деятельность, 2020-4
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Правовые основания отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации в контексте конституционного судопроизводства c. 53-68

DOI:
10.25136/2409-7810.2020.4.34603

Аннотация: Меры административного принуждения получили широкое распространение в финансовом сегменте экономических отношений. Одно из наиболее часто применяемых административно-принудительного характера в банковской сфере является отзыв лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации. Правовой механизм применения указанной меры административного принуждения действует три десятилетия, однако анализ ее реализации применительно к конкретным кредитным организациям, показывает ряд принципиальных проблем, связанных с уяснением характера, роли и места данной меры административно-принудительного характера в системе административного принуждения. Найти ключ к пониманию решения данных проблем позволяет анализ проблемы отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, изложенный в актах Конституционного Суда.   Научная новизна исследования заключается в анализе правовых проблем применения мер административного принуждения в банковской системе. В работе обращается внимание на различную функциональность мер административного принуждения применяемых в банковской системе, а также обращается внимание на такой вопрос как отзыв лицензии у кредитной организации. Данная мера является разновидностью административного принуждения, при чем сочетает элементы предупреждения, пресечения и наказание кредитной организации. В работе отмечено, что отзыв лицензии является одной из самых серьезных мер административно-правового воздействия к кредитной организации в этой связи очень важно соблюдать конституционные принципы применения данной меры.
Полицейская и следственная деятельность, 2019-4
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Применение сроков давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности c. 42-48

DOI:
10.25136/2409-7810.2019.4.31331

Аннотация: Проблемы соблюдения сроков производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности носят актуальный характер. Одной и специфических черт применения административных наказаний за совершение административных правонарушений является многообразие специальных сроков давности привлечения к административной ответственности. Особое внимание в статье обращается на то, что в правоприменительной деятельности уполномоченных органов государственной власти и судебных инстанций, рассматривающих данные составы административных правонарушений, обозначилась тревожная тенденция применения по одним и тем же статьям Особенной части КоАП РФ различных сроков давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений. В ходе подготовки статьи использованы: системный метод, позволивший выработать целостную характеристику административно-правового регулирования процессуальных сроков; структурно-функциональный метод, на основе которого раскрывается существо основных элементов механизма реализации административной ответственности; отдельные компоненты социологической методологии, в основном предназначенные для выработки и обоснования оценки современного состояния административно-правовой практики соблюдения процессуальных сроков. Цель настоящей статьи заключается в исследовании причин развития данной негативной правоприменительной практики связанной с нарушением процессуальных сроков. На основе анализа судебной практике в статье формулируются предложения по совершенствованию действующих норм КоАП РФ для нейтрализации развития негативной тенденции нарушения процессуальных сроков в производстве по делам о административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности.
NB: Административное право и практика администрирования, 2019-3
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Саидов З.А. - К вопросу о применении мер административного принуждения к микрофинансовым организациям c. 20-27

DOI:
10.7256/2306-9945.2019.3.29587

Аннотация: Предметом статьи являются действующие нормы ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подзаконных нормативных актов, издаваемых Банком России, которые регламентируют основания и применения мер административного принуждения к микрофинансовым организациям. Кроме того, исследуются нормы, содержащие обязательные критерии деятельности микрофинансовых организаций (МФО) содержащиеся в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и в нормативных актах Банка России и рассматриваются правовые последствия, связанные с возложением мер административного принуждения на микрофинансовые организации, нарушившие пруденциальные предписания. Методологическую основу статьи составила совокупность различных методов, применяемых в научном познании. В процессе исследования применялись: общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, дедукция, моделирование); классические правовые методы (формально-логический, интерпретационный методы) которые использовались при анализе конкретного содержания правовых предписаний; компаративистский метод, который применялся при сопоставлении различных мер административного принуждения, применяемых к микрофинансовым организациям. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что КоАП РФ одержит правовые предписания, налагающие на микрофинансовую организацию как юридическое лицо административную ответственность за нарушение обязательных экономических нормативов, что объективно создает правовую почву для объективного вменения, противоречащего принципу презумпции невиновности. В то же время в качестве административно-пресекательной меры в виде исключения из реестра микрофинасовых организаций налагается за нарушение порядка представления отчетной документации, которые было бы логичнее ввести в Особенную часть КоАП РФ в качестве административного деликта.
Административное и муниципальное право, 2019-3
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Саидов З.А. - Проблемы модификации административно-деликтного права: фактор цифровых технологий c. 20-27

DOI:
10.7256/2454-0595.2019.3.29626

Аннотация: Предметом статьи являются действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и которые устанавливают новые составы административных правонарушений, средством выявления которых выступают технические средства, либо, способом совершения которых является информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что активное внедрение цифровых технологий обусловливает процесс модернизации административно-деликтного права и введение как новых составов административных правонарушений, устанавливающих административную ответственность за деяния, совершенные посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», так и введение новых частей в уже имеющиеся составы административных деликтов, которые по сути, усиливают административную ответственность за содеянное. Методологическую основу статьи составили методы, применяемые в научных исследованиях. В процессе исследования применялись метод системного анализа, формально-логический метод. Основным вкладом, который сделан авторами является комплексный, ретроспективный научно-методологический анализ тенденций, связанных с трансформацией административно-деликтного права, вследствие активного внедрения цифровых технологий; выявление типологических черт указанных тенденций, которые размывают фундаментальных принцип презумпции невиновности прописанный в КоАП. Новизна статьи заключается в комплексном исследовании ряда новых административных деликтов, объектами которых выступают отношения в сфере использования Интернета. Рассмотрены составы, в которым использование Интернета является неотъемлемым элементом непосредственного объекта правонарушения и административные составы правонарушений, в которых информационно-телекоммуникационная сеть Интернет выступает как дополнительный квалифицирующий признак противоправного деяния
Административное и муниципальное право, 2018-11
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Попова Н.Ф. - Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.11.28228

Аннотация: Предметом статьи являются правовые нормы, содержащиеся в Конституции Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», устанавливающие базовые исходные начала разграничения предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также механизмы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ с целью определение перспектив совершенствования приёмов юридической техники структурирования исходных положений, зафиксированных в рассматриваемом законодательстве. Методологическую основу статьи составили формально-логический, интерпретационный, логический, компаративистский методы исследования. Формально-юридический, логический и интерпретационный методы использовались при анализе конкретного содержания правовых предписаний, касающихся вопросов структурирования принципов разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Новизна статьи заключается в предложенной авторами формулировки принципов, вытекающих из положений и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в формулировании конкретных предложений по совершенствованию указанного Федерального закона для четкого разграничения принципов от правовых механизмов, связанных с детальным регулированием порядка формирования и деятельности органов государственной власти субъекта РФ.
Административное и муниципальное право, 2018-3
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Остроушко А.В., Меркушова О.В. - Проблемы правового совершенствования защиты детей от склонения к совершению самоубийств c. 10-26

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.3.26282

Аннотация: Предметом статьи являются действующие предписания Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Указанные законы определяют вид вредной информации для детей, формулируют механизм применения принудительных мер за ее распространение.Правовые акты Министерства и образования и науки Российской Федерации содержат меры рекомендательного характера для родителей образовательных учреждений, призванных предотвратить распространение вредной информации среди несовершеннолетних. Именно данные проблемы составляют предмет статьи Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В исследования применялись:теоретический, общефилософские методы (диалектика, анализ, синтез, аналогия, дедукция); традиционно правовые методы (формально-логический метод который использован при анализе содержания норм. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что законодательство в сфере противодействия суициду в Интернете выражающиеся в назначении уголовных наказаний за склонение к суициду, значительно опережают меры родительского и школьного контроля, которые выступают индикаторами развития гражданского общества. Основным вкладом, который сделаны авторами, является научно-методологическое и правовое исследование механизмов государственного и общественного контроля с целью выработки единого алгоритма взаимодействия уполномоченных властных структур и общественных институций по противодействию суицидальным угрозам, исходящим из интернета. Новизна статьи заключается комплексном обращении к проблематике подросткового суицида посредством анализа мер правового воздействия и начинающими развиваться институтами общественного контроля со стороны родителей и школ для выработки единого концептуального документа, интегрирующего все формы контроля для обеспечения безопасности детей в Интернете.
Полицейская и следственная деятельность, 2018-2
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Остроушко А.В., Воробьева Ю.Ю., Пономорева М.А. - Правовые аспекты противодействия вредоносному воздействию на психику детей в сети Интернет c. 35-55

DOI:
10.25136/2409-7810.2018.2.26818

Аннотация: В статье рассмотрено состояние правового и образовательного пространства Российской Федерации с позиции обеспечения защиты детей от пропаганды суицида в Интернете. Объектом исследования являются отношения по защите детей от информации вредной для их жизни и здоровья, это является главной задачей государства, следует обратить внимание что соответствующая работа является частью обеспечения информационной безопасности нашей страны. Анализ суицидальных алгоритмов, распространяющихся через сети Интернет, для выработки эффективных правовых и общественных мер противодействия их вредоносному воздействию. Исследование, проведенное авторами, базируется на результатах анализа нормативно-правовых актах, научных трудов в области права, социологии и образования. Статистической обработке подвергнут значительный объем данных, характеризующих степень влияния суицидальной вредоносной информации, распространяемой через Интернет на детей. В ходе анкетирования по специальной программе нами было опрошено 179 респондентов. В возрастной категории 18-20 лет – 19,7%, 21-30 лет 35,5%, 31-40 лет 28,9% и старше 40 лет 15,9%. Среди разных профессий респондентов можно отметить, что 56,6% это юристы и 9,2% педагоги. В представленном исследовании комплексно рассмотрена роль права и институтов общественного контроля для предотвращения рисков распространения суицидальных угроз в отношении несовершеннолетних. Выводы: сформулированы рекомендации по совершенствованию мер правового и организационного воздействия и общественного контроля для противодействия суицидальным угрозам, распространяемым через Интернет.
NB: Административное право и практика администрирования, 2018-2
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Остроушко А.В., Меркушова О.В., Воронкевич А.Б. - Опосредованное правовое регулирование как фактор роста экономики (на примере банковского сектора и рынка долевого строительства жилья) c. 1-8

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.2.26937

Аннотация: Предметом статьи являются действующие правовые акты, регламентирующие банковский сектор экономики и рынок долевого строительства жилья с целью оценки эффективности опосредованных административно-правовых форм воздействия (лицензирования, регистрации) на данные сегменты экономики. Исследование осуществляется с целью выявления перспективных направлений совершенствования законодательства, регламентирующего формы воздействия государства на экономику. Новизна статьи заключается в научно-методологическом обосновании преимуществ форм опосредованного воздействия на различные сектора экономики (на примере банковского сектора и рынка долевого строительства жилья). Для получения достоверных результатов в своем исследовании авторами использованы методы анализа информации, содержащейся в официальных источниках. Кроме этого были проанализированы данные представленные независимых финансовых порталов и медиаресурсов финансовой отрасли России, русского сегмента сети Интернет. Для выявления степени эффективности реализуемого государственно-правового воздействия на экономические отношения нами были специально разработаны критерии оценки прямых и опосредованных форм государственного воздействия. Результаты получены на основании метода сравнительного анализа данных в двух сегментах российской экономики – банковской сфере и в строительстве жилья. Основной вывод, который сделан авторами заключается в том, что в настоящее время наиболее эффективными являются опосредованные формы государственно-правового воздействия на экономику. Анализ показал, что, в последние годы в законодательстве наблюдается тенденция усиления прямых форм государственного контроля. Такое воздействие приводит к негативным результатам в экономике, а именно: растут монополистические тенденции; рынок вынуждены покидать представители среднего и малого бизнеса; повышается число субъектов, не способных платить высокие налоги и административные штрафы. .
Административное и муниципальное право, 2017-12
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Правовые акты финансового контроля: в налоговой; бюджетной и банковской системах c. 48-61

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.12.24849

Аннотация: Предметом статьи являются предписания Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О Счетной палате РФ» и др. устанавливающие порядок реализации, оформления, оспаривания контрольных мероприятий в финансовой сфере. Действующие предписания устанавливают принципиально отличные подходы к оспариванию ненормативных актов, фиксирующих принципиально отличные подходы к оспариванию процессуальных документов, опосредующих финансовый контроль в финансово-бюджетной и налоговой сферах. Кроме того, проанализированы Постановления Конституционного Суда, касающиеся вопросов толкования актов проверок, в качестве правоприменительных актов. Правовые акты, регламентирующие финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере, в принципе не формируют института обжалования ненормативных актов. Однако на практике арбитражные суды отказываются принимать жалобы на акты налоговых проверок, трактуя последние как не относящиеся к ненормативным актам, поскольку, по их мнению, они не порождают правовых последствий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись: теоретический, общефилософские методы; правовые методы (формально-логический, интерпретационный методы); компаративистский. Новизна статьи заключается в сравнительно-правовом анализе правовых предписаний, регламентирующих реализацию контрольных мероприятий в процессе осуществления финансового контроля уполномоченными субъектами в бюджетной, банковской и налоговой сферах; констатации существенных отличий в объёме прав и обязанностей должностных лиц объектов контроля; предложениях по формально-юридическому признанию актов налоговых проверок, актов проверок и актов ревизий в финансово-бюджетной сфере, актов проверок в банковской сфере, содержащих данные о составе правонарушения в качестве правоприменительных актов и унификации процессуальных норм, связанных с формированием института обжалования результатов финансового контроля.
Административное и муниципальное право, 2017-11
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Обжалование ненормативных актов финансового контроля: сравнительно-правовой анализ бюджетной и налоговой сферы c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.11.24660

Аннотация: Предметом статьи являются действующие предписания Налогового кодекса, Федеральный закона "О Счетной палате РФ", Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», Приказа Казначейства РФ «Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия"», Стандарта внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия», утверждённых Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ, устанавливающие порядок реализации, процессуального оформления и оспаривания контрольных мероприятий в финансово-бюджетной и налоговой сферах. Правовые акты, регламентирующие финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере, в принципе не формируют института обжалования ненормативных актов. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись: теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование); традиционно правовые методы. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в финансово-бюджетной сфере финансового контроля в отличии от налоговой сфере не сформирован институт обжалования ненормативных актов. Указанное обстоятельство обусловлено тем, что субъекты, осуществляющие финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере принимают стандарты, регламентирующие процесс осуществления финансового контроля и финансового аудита. Институт обжалования ненормативных актов сформулирован в - Налоговом кодексе закреплен необходимый уровень защиты должностных лиц контрольных объектов. Следовательно, необходимо принятие Федерального закона «О финансовом контроле», в котором необходимо зафиксировать институт обжалования результатов финансового контроля, гарантирующий должностным лицам объектов контроля защиту их прав при проведении контрольных мероприятий.
Административное и муниципальное право, 2017-10
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Вина юридического лица в нарушениях в финансовой сфере: формально-юридический и правоприменительный ракурсы проблемы c. 49-65

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.10.24396

Аннотация: Предметом статьи являются действующие нормы Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», устанавливающие понятие и содержание вины юридического лица в налоговых, административных, бюджетных, банковских правонарушениях, а также интерпретационных актов судебных инстанций, излагающих толкование нормативных предписаний о вине в административных, налоговых, бюджетных и банковских нарушениях. Кодифицированные акты, регламентирующие бюджетные и налоговые сегменты финансовой сферы, устанавливают три принципиально отличные друг от друг нормативно-правовые модели вины, что влечёт за собой принципиально отличные постановки вопроса о доказательственной базе признания виновности юридического лица в совершении инкриминируемых проступков. Некодифицированный акт – ФЗ ««О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», по сути, формулирует дефиницию банковского нарушения и содержит обширный перечень административных санкций за нарушение требований банковского законодательства. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись: теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование); традиционно правовые методы (формально-логический, интерпретационный методы, которые использовались при анализе конкретного содержания норм, фиксирующих понятие и содержание вины в административных, налоговых и бюджетных, банковских проступках); компаративистский (сравнительный), метод, который применялся при сопоставлении нормативных предписаний, регламентирующих понятие и содержание вины в налоговых, административных и бюджетных проступках. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что кодифицированные акты в финансовой сфере – НК РФ, КоАП РФ и БК РФ воплощают в себе три концепции понимания вины (субъективной, объективной и смежной) юридического лица в совершении проступков, которые были сформулированы исследователями на научно-теоретическом уровне. Хронологический ряд принятия исследуемых кодексов обозначил тенденцию отхода от субъективной концепции вины в пользу объективного вменения. Кроме того, между нормами Кодекса об административных правонарушениях и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» наблюдается конкуренция правовых норм, в вопросах регламентации юридической ответственности Банком России на кредитные организации в соответствии с предписаниями КоАП РФ и Закона о Банке России. Основным вкладом, который сделаны авторами, является научно-методологическое соотнесения состоявшихся на научно-методологическом уровне субъективной и объективной концепций вины юридического лица в совершении проступков в финансовой сфере с реальными нормативными моделями вины, содержащимися в НК РФ, КоАП РФ, БК РФ, а также нормативным и казуальным толкованием, сформировавшимся в материалах судебной практики. Новизна статьи заключается в сравнительно-правовом анализе нормативно-правовых конструкций вины юридического лица в совершении проступков финансовой сфере на уровне кодифицированных актов и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и констатации «смежной» конструкции вины юридического лица, содержащейся в КоАП РФ, тяготеющей к объективному вменению.
Административное и муниципальное право, 2017-4
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Самозанятость граждан: проблемы становления механизма правового регулирования административного принуждения в сфере обеспечения самозанятости c. 38-46

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.4.22933

Аннотация: Предметом статьи являются действующие нормы различных правовых актов, которые регламентируют самозанятость граждан. Кроме того, исследуются научные подходы к проблематике самозанятости граждан, сформировавшиеся в отечественной юридической науке. Специфической правовой чертой дефиниции «самозанятость граждан», является значительное количество упоминаний рассматриваемой категории в правовых актах на фоне практически отсутствия чётко структурированного определения. Анализируются также административные и уголовные составы правонарушений, налагаемые на самозанятых граждан, незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность и пути их совершенствования. Методологическую основу статьи составила совокупность различных методов, применяемых в научном познании. В процессе исследования применялись: теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование); традиционно правовые методы (формально-логический, интерпретационный методы, которые использовались при анализе конкретного содержания правовых предписаний); компаративистский (сравнительный), метод, который применялся при сопоставлении научных точек зрения на предмет исследования. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что необходимо незамедлительно, до истечения двух-трёхлетнего срока освобождения самозанятых граждан от административного преследования принять комплекс административно-правовых норм, направленных на формирование дефиниции «самозанятый гражданин»; административно-правового механизма регулирования самозанятости; мер административного принуждения, направленных на обеспечение вывода из теневого сектора экономики в легальное поле самозанятых граждан. Основным вкладом, который сделан автором, является исследование потенциально возможных направлений развития института административного принуждения в сфере самозанятости граждан. Отмечена необходимость генерирования административно-предупредительных, административно-восстановительных и административно-пресекательных мер, направленных на легализацию самозанятых граждан, посредством постановки на учёт и выплаты причитающихся государству налогов. Новизна статьи заключается в обращении к проблеме анализ генезиса научных точек зрения на сущность дефиниции «самозанятость граждан», а также формирования механизма административно-правового регулирования в сфере самозанятости граждан и института административного принуждения в указанном сегменте отношений. Предложен комплекс мер административного принуждения в сфере самозанятости граждан с целью обеспечения баланса интересов между государством и указанной категорией граждан.
NB: Административное право и практика администрирования, 2017-2
Куракин А.В., Карпухин Д.В. - Пруденциальный компонент банковского надзора c. 10-19

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.2.22992

Аннотация: Предметом статьи являются действующие нормы ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и подзаконных нормативных актов, издаваемых Банком России, которые регламентируют пруденциальное регулирование в банковской сфере. Кроме того, исследуются теоретико-методологические подходы к проблематике пруденциального регулирования, сформировавшиеся в отечественной юридической науке. Специфической правовой особенностью данных норм является их технико-правовой характер, опосредующие экономические показатели деятельности кредитных организаций. Анализируются также меры принуждения, налагаемые на кредитные организации за нарушение пруденциальных предписаний, которые составляют активно формирующийся институт пруденциального надзора как составляющей компоненты банковского надзора. Методологическую основу статьи составила совокупность различных методов, применяемых в научном познании. В процессе исследования применялись: теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, моделирование); традиционно правовые методы (формально-логический, интерпретационный методы, которые использовались при анализе конкретного содержания правовых предписаний); компаративистский (сравнительный), метод, который применялся при сопоставлении общеправовых категорий и доктринальных точек зрения на предмет исследования. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что между ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и подзаконными актами, регламентирующими функционирование кредитных организаций , есть коллизия, выражающаяся в принципиальных отличиях нормативной трактовки содержания пруденциальных норм. Её суть заключается в том, что на уровне федерального закона к числу пруденциальных норм отнесены экономические показатели деятельности кредитных организаций, а на уровне подзаконных актов к ним отнесены нормы, устанавливающие ответственность за нарушение порядка предоставления отчётности кредитными организациями. Основным вкладом, который сделан автором, является исследование доктринальных подходов к пруденциальной составляющей банковского надзора и анализ нормативно-правового регулирования экономических показателей банковской деятельности на уровне подзаконных актов, издаваемых ЦБ РФ. Отмечена необходимость исключений формальных нарушений, посягающих на порядок предоставления отчётности кредитными организациями из числа пруденциальных норм и их отнесение к КоАП РФ. Новизна статьи заключается в обращении к проблеме формирования института пруденциального надзора в банковской сфере; а также разграничения технико-правовых норм, устанавливающих экономические нормативы функционирования кредитных организаций от формальных нарушений, посягающих на установленный порядок предоставления отчётности кредитными организациями в рамках банковского надзора.
Административное и муниципальное право, 2015-11
Лапина М.А., Карпухин Д.В., Трунцевский Ю.В. - Административная преюдиция как способ декриминализации уголовных преступлений и разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений в современный период

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.15521

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с декриминализацией преступлений. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ обозначенной проблемы. В последние годы в научном сообществе возродился интерес к институту административной преюдиции в уголовном и административно-деликтном праве. В научной среде имеются как сторонники развития данного института, так и противники данной точки зрения. Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что административная преюдиция получает своё развитие и находит отражение в составах преступлений, сформулированных в Особенной части Уголовного кодекса РФ. Авторы статьи делают выводы об административной преюдиции как средстве декриминализации ряда составов экономических преступлений путем их инкорпорирования в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Важно принципиально изменить идеологический вектор оценки административной преюдиции как сугубо карательного института на средство декриминализации уголовных преступлений в экономической деятельности. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Автор делает вывод о необходимости уменьшения количества видов санкций, увеличения норм поощрительного характера и в уголовном, и в административно-деликтном законодательстве.
Полицейская деятельность, 2015-6
Лапина М.А., Карпухин Д.В., Бученков Г.А. - К вопросу о роли и значении судебной практики для квалификации административных правонарушений малозначительными

DOI:
10.7256/2454-0692.2015.6.16594

Аннотация: Предметом статьи действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, регламентирующих понятие малозначительности административного правонарушения, а также материалы судебной практики Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и нижестоящих судебных инстанций, содержащие нормативные и казуальные толкования квалификации малозначительных административных правонарушений. В настоящее время, содержащиеся в санкциях норм глав 14, 15 КоАП РФ, административные наказания за правонарушения в сфере экономики и финансов в виде административного штрафа, дисквалификации, административного приостановления деятельности являются весьма существенными с точки зрения негативных имущественных последствий для субъектов административной ответственности – физических и юридических лиц, а также лиц, обладающих должностным статусом. В то же время в КоАП РФ отсутствуют чёткие основания признания правонарушений малозначительными, что обусловливает проблемы и неоднозначные подходы со стороны судебных инстанций. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что необходимо законодательное закрепление критериев малозначительности административного правонарушения в КоАП РФ и определения перечня составов административных правонарушений, на которые не должны распространяться критерии малозначительности. Основным вкладом, который сделан авторами является исследование материалов судебной практики и выявление неоднозначности трактовок малозначительности по отношению как к формальным, так и материальным составам административных правонарушений. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию критериев, регламентирующих малозначительность правонарушений.
Полицейская деятельность, 2015-5
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Санкции за административные правонарушения в сфере экономики и финансов: анализ законодательства и пути совершенствования.

DOI:
10.7256/2454-0692.2015.5.16569

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы применения административных санкций, содержащихся в КоАП РФ, является широкий круг потенциальных субъектов, на которых может быть наложено наказание в виде штрафа. При этом отсутствуют чёткие формально-правовые критерии, на основании которых размер штрафа может быть уменьшен или заменён иной, в том числе более мягкой, административной санкцией; субъекты административной ответственности (юридические лица и индивидуальные предприниматели), могут быть в равном объеме подвергнуты наказанию в виде штрафа, вне зависимости от их материального положения. Указанные проблемы приводят к тому, что цель применения штрафа как административного наказания смещается от превентивной составляющей к ярко выраженному карательному началу и объективно препятствует развитию предпринимательства в Российской Федерации. Анализу путей решения указанных проблем посвящена данная статья. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере финансов необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового регулирования финансовой деятельности государства. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования финансовой безопасности. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования в сфере финансов, а также создание правовых и организационных гарантий законности в сфере финансов.
Административное и муниципальное право, 2015-2
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Структурирование административных правонарушений в области рынка ценных бумаг в Российском законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12903

Аннотация: Рубеж XX – XXI вв. ознаменовался активным развитием рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Принятие большого количества нормативных актов в указанной сфере правоотношений обусловило возникновение проблем, связанных со структурированием составов административных правонарушений; определения мер государственного принуждения за проступки в области рынка ценных бумаг; порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях. Целью настоящей статьи является рассмотрения указанного комплекса проблем и формулировка предложений по совершенствованию административной юрисдикции в сфере рынка ценных бумаг. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Анализ административных правонарушений в области рынка ценных бумаг, содержащихся в КоАП РФ, показывает, что в отличие от правонарушений в области финансов, налогов и сборов, административные правонарушения в указанной области, по сути, содержатся в одном кодифицированном нормативном правовом акте – КоАП РФ. Последний вариант представляется наиболее оптимальным и его необходимо взять за основу при реформировании административно-юрисдикционного законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
Административное и муниципальное право, 2015-1
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Конструкция составов правонарушений и меры государственного принуждения в административном и бюджетном законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.12904

Аннотация: Развитие административного законодательства привело к формированию самостоятельных отраслей российского законодательства - финансового, налогового, бюджетного, таможенного, в связи с чем, в кодифицированные нормативные акты - Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс (часть 1) РФ были введены составы правонарушений, за совершение которых налагались соответствующие санкции. Целью настоящей статьи является сравнительно-правовой анализ норм, устанавливающих юридическую ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере, содержащихся в КоАП РФ и БК РФ и формулирование конкретных предложений по упорядочиванию мер государственного принуждения, сформулированных в действующем законодательстве. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Авторы настоящей статьи полностью разделяют сформировавшуюся в отечественной науке административного права точку зрения на административно-правовую природу бюджетных мер принуждения, которые применяются «финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля» (ст. 306.2 ч. 1 БК РФ). В связи с изложенным, представляется актуальным обращение к проблеме соотношений понятий мер административного и бюджетного принуждения. Меры последнего зафиксированы в части 2 статьи 306.2 Бюджетного Кодекса РФ.
Административное и муниципальное право, 2014-4
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Проблемы разграничения гражданско-правовых и публично-правовых рисков в юриспруденции

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.4.11436

Аннотация: Проблематика гражданско-правовых рисков в отечественной цивилистике активно разрабатывается на протяжении нескольких десятилетий. Совершенно иначе обстоит дело с публично-правовыми рисками. Только в последние годы стали появляться первые публикации, посвященные проблемам рисков в конституционных, таможенных, экологических, административных сферах публично-правовых отношений. Задачу настоящей статьи авторы видят в анализе схожих и принципиальных отличий правовых рисков в зависимости от гражданско-правовой и административной прирОбъективная теория не связывает психическое отношение лиц к совершаемым действиям, и интерпретируют риск как потенциальную возможность наступления случаев, влекущих имущественные потери. Для сторонников указанной точки зрения риск – это постоянная опасность возникновения неблагоприятных последствий оды их происхождения Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). В статье обращается внимание на различные аспекты риска. Субъективная теория риска рассматривает риск с психологических, субъективных позиций. Субъект правоотношений допускает возможность наступления неблагоприятных последствий в результате своей деятельности. Однако если он не предпринимает действий (заключение договора, вождение транспортного средства), с которыми закон связывает неблагоприятные последствия, то риска нет. Объективная теория не связывает психическое отношение лиц к совершаемым действиям, и интерпретируют риск как потенциальную возможность наступления случаев, влекущих имущественные потери. Для сторонников указанной точки зрения риск – это постоянная опасность возникновения неблагоприятных последствий
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.