по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Артемьева Ольга Аркадьевна
Психология и Психотехника, 2023-4
Артемьева О.А., Шикун А.А. - Субъектный подход в исследовании региональной психологии c. 163-173

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.68933

Аннотация: Авторы статьи обосновывают проблему разработки теоретико-методологических основ историко-психологического исследования развития региональной психологии, обнаруживающего специфику по сравнению с развитием национальной психологии; актуальность и перспективность исследования коллективных форм организации и развития региональной психологии, реализации субъектного подхода в их исследовании. Предметом проведенного теоретического анализа являются методологические основы реализации субъектного подхода в историко-психологическом исследовании региональной психологии. С опорой на теоретико-методологические основы истории психологии, предложенные и обоснованные в работах В.А. Кольцовой, определяются основы реализации субъектного подхода на философско-гносеологическом, общенаучном, специально-научном и конкретно-научном уровнях методологии историко-психологического исследования. Основное внимание уделяется анализу концептуальных положений, представленных в науковедческих работах М.Г. Ярошевского, философских и общепсихологических публикациях С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского, а также социально-психологических работах А.Л. Журавлева. Это позволяет определить возможности исследования коллективного субъекта как активного, самодетерминированного и самоорганизующегося, ограничить сферу применения принципа детерминизма как причинности при объяснении развития региональной психологии. Важным выводом проведенного анализа является утверждение в качестве важнейшего основания исследования динамики коллективных форм организации науки представлений А.Л. Журавлева об уровнях и стадиях коллективного субъекта, реализованное в историко-психологических исследования развития отечественной психологии О.А. Артемьевой. Применение в истории психологии общенаучного принципа системности и конкретно-научных принципов иерархии и единства теории, эксперимента и практики позволяет вскрыть зависимость научного познания от практики его субъекта и изучить развитие региональной психологии как многопланового, многомерного и многоуровневого процесса с учетом его системной детерминации. Научная новизна представленного в статье подхода состоит в теоретически обоснованном обращении к малоразработанной проблеме развития региональной психологии и определении методологических основ ее разработки в русле истории психологии.
Психолог, 2022-6
Артемьева О.А. - Анализ предметных связей сотрудников Психологического института (1913-1937 гг.) c. 57-72

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.38751

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступили предметные связи, отражающие степень сходства тематики исследований, основателя (Г.И. Челпанов), последующих руководителей (К.Н. Корнилов, А.Б. Залкинд, В.Н. Колбановский) и 12 из ведущих сотрудников Психологического института в 1913–1937 г. В контексте решения проблемы коллективных форм развития отечественной психологии проведен сленговый анализ заголовков опубликованных психологических работ ученых. С целью учета смысловых значений количественный анализ заголовков дополнен результатами качественного анализа тематики и типа публикаций, наличия переизданий и биографических данных их авторов, а также результатов событийного анализа социальной истории развития отечественной психологии в первой воловине ХХ века. Полученные данные свидетельствуют о силе предметных связей институтских руководителей и конкретных сотрудников, поддерживавших их в реализации исследовательских программ и в разработке актуальных проблем психологической теории и практики; что определило эффективность их совместной научной деятельности в 1910-1930-х гг. Основной тематикой, объединявшей ученых, была общая психология, в меньшей степени – педагогическая психология. Благодаря наличию предметных связей сотрудниками института сделан значительный коллективный вклад в определение теоретико-методологических основ исследования психологии сознания, поведения, и таких психических процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление, речь; в разработку методов психологического исследования: экспериментального, биографического, методов наблюдения, тестирования и др. Решение задач педагогической психологии, как и других практико-ориентированных областей психологии – возрастной, социальной, специальной, психологии труда и т.д. – сотрудниками института опиралось на традицию организации экспериментальных исследований, заложенную при создании института Г.И. Челпановым и определившую содержание предметных связей его ведущих ученых в последующие десятилетия.
Психология и Психотехника, 2022-2
Артемьева О.А. - История психологии в решении проблемы развития и организации отечественной психологии c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.37620

Аннотация: Предметом научного анализа автора являются теоретико-методологические основы современного историко-психологического исследования развития и организации отечественной психологической науки. В статье обосновывается роль истории психологии в развитии психологического знания и практики, определении места психологии в жизни современного человека и общества. Дается краткая характеристика ее познавательной, рефлексивной, аксиологической, социальной, организационно-научной, интегративной и прогностической функций, функции стимулирования поступательного развития психологической науки. С опорой на взгляды В.А. Кольцовой определяется объект и предмет истории психологии. В качестве основного направления реализации историко-психологического поиска автор предлагает системное междисциплинарное исследование личностного, социального, предметно-логического и процессуального аспектов психологического познания. Представляет предварительные результаты комплексного исследования организации работы первых научных коллективов советских психологов, проведенного под ее руководством с использованием методов количественного и качественного анализа биографий научных руководителей и сотрудников, данных об их научной деятельности и библиографического анализа списков работ. Возможности анализа деятельности научных коллективов для реконструкции истории советской психологии автор связывает с социалистической ориентацией научной политики и внедрением коллективных способов организации деятельности в этот период. Данные проведенного историко-психологического исследования позволяют сделать выводы, актуальные для организации психологической науки в современной России. В частности, о важности поддерживающей научной политики, учета исследователями социального заказа в отношении психологии; практической направленности и преемственности в разработке научно-исследовательской программы, зависимости реализации методологических установок ведущего ученого от наличия исследовательского коллектива; о значении наличия возможностей реализации исследовательского потенциала ученых в условиях коллективной работы, а также организаторских, умственных, творческих, педагогических и морально-этических способностей руководителя научного коллектива.
Психология и Психотехника, 2021-4
Артемьева О.А., Дубровская Л.Д. - Научные коллективы Г. И. Челпанова: историко-психологическое исследование c. 72-89

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.4.36900

Аннотация: В контексте проблемы институционализации русской и советской психологии в первой половине ХХ века проведено исследование особенностей организации коллективной научной работы под руководством Г. И. Челпанова. С целью определения состава и характеристик созданных им научных коллективов проведен биографический и библиографический анализ письменных документов личного характера; материалов, характеризующих служебную деятельность ученых и их объединений; историко-психологических работ, посвященных жизни и научной деятельности Г. И. Челпанова. Выделены три научно-образовательных базы оформления научных коллективов под его руководством: Психологическая семинария при кафедре философии Императорского Университета св. Владимира в г. Киеве (1897–1907), Психологический семинарий при Императорском Московском университете (1907–1912) и Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (1912–1923); определены члены коллективов. Новизна проведенного исследования состоит в представлении Г. И. Челпанова в качестве одного из первых отечественных организаторов психологической науки и образования, деятельно оценивших значение коллективной работы на этапе становления психологии как большой науки в первой половине ХХ века. Авторы статьи прослеживают преемственность состава коллективов и тематики докладов и исследований, проводившихся сотрудниками под руководством Г. И. Челпанова, согласно разработанному им плану, прежде всего, в русле общей психологии. Показывается, что в ходе выполнения общественно-значимой деятельности в коллективной форме решались задачи подготовки квалифицированных философов и психологов и, позднее, реализации исследовательской программы по разработке общих теоретико-методологических основ эмпирического исследования психики. Подчеркивается значение реализованного руководителем индивидуального подхода в работе с научными сотрудниками для развития их творческих способностей.
Психология и Психотехника, 2021-3
Артемьева О.А., Карапетова А.В. - Научные коллективы как основа психологической школы В.М. Бехтерева c. 74-89

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.36169

Аннотация: В русле изучения организации деятельности ведущих коллективов отечественных психологов дана характеристика научных коллективов, работавших под руководством В.М. Бехтерева в русле психологии. С целью определения организационной базы, состава и результатов деятельности коллективов проведен целеописательный биографический анализ и анализ продуктов научной деятельности ученого и его сотрудников. Показано, что психологическое направление научной школы В.М. Бехтерева оформилось на основе коллективов, возникших под его руководством на различных научно-образовательных базах: Казанского университета, Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, Психоневрологического института и Института по изучению мозга. Новизна реализованного подхода состоит в реконструкции становления рефлексологии как самостоятельного психологического направления научной деятельности В.М. Бехтерева с позиций социально-психологической теории коллектива. Для организации коллективной работы было характерно наличие индивидуальных «веток» исследований у членов коллективов, что обеспечивало раскрытие творческого потенциала каждого ученого и вклад в разработку общего предмета исследования; а также обобщающая, сплачивающая роль руководителя. Личность В.М. Бехтерева, объединявшая десятки талантливых исследователей на протяжении 40 лет, была основным фактором формирования отдельных коллективов и целой научной школы. Существенной характеристикой психологической «научной школы-исследовательского коллектива», представленной рядом научных коллективов, была экспериментально-, практико- и социально-ориентированная научно-исследовательская программа исследования человека. Также можно говорить о приоритете научной школы В.М. Бехтерева в разработке и реализации объективного и комплексного подходов к изучению психологических феноменов. Благодаря этим особенностям организации научной деятельности созданная научно-исследовательская база и кадры психологов определили формирование ленинградской школы советской психологии не только в работах В.Н. Мясищева, Н.М. Щелованова, А.В. Ярмоленко, М.Я. Басова, Б.Г. Ананьева, но и многих других отечественных психологов.
Психология и Психотехника, 2020-4
Артемьева О.А., Синёва О.В. - В поисках научного коллектива Л. С. Выготского c. 89-102

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34639

Аннотация: Хотя Л. С. Выготский занимает центральное место в истории отечественной психологии в силу уникального вклада в развитие научной мысли и организацию работы новых научных центров, собственно научный коллектив под руководством Л.С Выготского в данной статье впервые выступает в качестве предмета самостоятельного научного исследования. Обсуждаются результаты целеописательного биографического анализа, материалом которого стали историко-психологические источники, опубликованные свидетельства очевидцев–современников Л. С. Выготского, зафиксированные в форме официальных и неофициальных документов: воспоминания, данные бесед и интервью, научные автобиографии, стенограммы выступлений, биографические статьи, а также изданные архивные материалы. Новизна реализованного исследовательского подхода состоит в обращении к научной деятельности Л.С Выготского и его научной школы с позиций теории коллектива. Выявлено, что, в силу работы в разных учреждениях, различия целей научной деятельности, группа ученых под руководством Л. С. Выготского не может быть определена как коллектив. Лидер советской психологии и дефектологии возглавлял несколько связанных научных коллективов: с 1924 г. их основной базой был Институт экспериментальной психологии, с 1929 г. – Экспериментальный дефектологический институт и Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, с 1932 г. – Всесоюзный институт экспериментальной медицины. Для организации эффективной научной работы коллективов существенное значение имели творческие, педагогические и организаторские способности Л. С. Выготского. Ученый реализовал демократический стиль руководства, основанный на единстве руководства, познания и общения. Возглавляемая Л. С. Выготским научная школа – исследовательский коллектив была объединена прогрессирующей экспериментально и практико-ориентированной научно-исследовательской программой, чувствительной к общественным потребностям в построении теории и системы психологической помощи в СССР.
Психолог, 2018-5
Артемьева О.А. - Призрак изоляционизма в российской психологии первой половины ХХ века: социальные и методологические установки ученых c. 14-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27221

Аннотация: Статья посвящена проблеме изоляционизма русской и советской психологии. Представляются основные теоретические подходы к ее решению в отечественной и западной психологии. Предлагается и реализуется социально-психологический подход, предполагающий анализ регуляторов научной деятельности психологов в связи социальным контекстом развития науки. Предметом исследования выступают социальные и методологические установки отечественных психологов в первой половине ХХ века. Основной метод исследования – историко-научная реконструкция развития психологии. Материалом качественного анализа стали официальные партийные документы, биографические, библиографические, архивные данные о деятельности ведущих российских психологов. С опорой на авторскую концепцию социально-психологической детерминации развития психологии, определяются особенности социализации и научной профессионализации как основных механизмов, ответственных за формирование социальных и методологических установок русских дореволюционных и советских психологов. Выявляются причины и закономерности реализации изоляционистских установок в развитии советской психологии. Делается вывод о том, что изоляционистская установка была не имманентна отечественной психологии, а навязана извне, партийным руководством страны. Будучи непродуктивным социально-психологическим феноменом, она все же определила формирование позитивной методологической установки на самобытный марксистский подход, работу по построению объективной психологии деятельности, ориентированной на практику.
Психология и Психотехника, 2018-3
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Международная научная коммуникация в развитии научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX века c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.3.26312

Аннотация: Статья посвящена проблеме интернационализма и изоляционизма отечественной психологии первой половины XX века. Объектом проведенного исследования является интернациональные тенденции развития отечественной практико-ориентированной психологии, а предметом – международная научная коммуникация как условие развития основных научно-практических течений отечественной психологии изучаемого периода. Предлагается оригинальный подход к решению проблемы в контексте идеи о саморазвивающемся коллективном субъекте научного познания, вовлеченном в систему международных научных коммуникаций. Реализуется метод историко-психологической реконструкции. Представлены результаты анализа данных о международном сотрудничестве в ходе организационного оформления научно-практических течений, а также об официальных и неформальных контактах ведущих представителей советской педологии, психотехники и психоанализа с зарубежными учеными. Новизна проведенного исследования состоит в раскрытии специфики и роли общесоциального и научно-социального условий в осуществлении межнациональной научной коммуникации отечественных психологов: определяется значение не только общественной потребности (в повышении производительности труда, воспитании нового человека, теоретического и идейного оправдания социальных преобразований, признания и укрепления политических позиций советского государства за рубежом), но и научной политики в отношении научно-практических течений психологии. Делаются выводы о тесной связи международной научной коммуникации, советской научной политики и процессов институционализации отечественных научно-практических течений в 1920-х гг.
Психолог, 2017-6
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Социальная детерминация развития научно-практических течений советской психологии в первой половине ХХ века: результаты исследования c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.21612

Аннотация: Обосновывается проблема социальной детерминации развития практической психологии в России. Предлагается ее историко-научное решение на материале истории развития основных течений отечественной практической психологии в первой половине XX столетия. Дается краткая характеристика основных современных подходов к определению условий, предпосылок, факторов и результатов социальной детерминации развития педологического, психоаналитического и психотехнического течений в 1920-х–начале 1930-х гг. Представляются результаты эмпирического исследования детерминации развития и кризиса течений в первой половине XX столетия с применением таких методов историко-психологического исследования, как анализ продуктов научной деятельности, биографический и библиографический анализ, методы историко-психологической реконструкции и разработки периодизации исторического процесса. Выделяются основные социальные условия развития научно-практических течений: 1) советская научная политика; 2) общественная потребность в практико-ориентированных исследованиях, проявившаяся в производственной, идеологической, социальной и административной сферах. Впервые раскрывается основной механизм социальной детерминации развития научно-практических течений советской психологии – институционализация. Определяются специфические черты советской научной политики в отношении практической психологии: ее амбивалентный характер и значение для процессов деинституционализации (упразднение научно-исследовательских центров, ликвидация специализированных печатных органов и т.п.). Предлагается периодизация развития научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX столетия с учетом социального контекста.
Психология и Психотехника, 2015-6
Артемьева О.А., Курбатова М.В. - Монотеизм с позиций психоанализа

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.6.14905

Аннотация: В статье представлены основы психоаналитического подхода к исследованию образа Бога в монотеизме: они реализуют его антропоцентрическую, гуманистическую трактовку. По мнению З. Фрейда и К.Г. Юнга, образ Бога в иудаизме и христианстве, с одной стороны, наделяется чертами человеческой личности и обязанностями родителя, с другой – представляет некий идеал развития человека, предполагающий интеграцию всех субстанций личности в целостную систему. Иначе говоря, идея и образ Бога либо выводится из личного опыта человека и группы, либо рассматривается как средство развития личности. Хотя нивелирование сакрального содержания образа Бога приводит к упрощению изучаемого феномена, представления о его психологическом значении и потенциале видятся ценными для теории и практики психоаналитической помощи невротической личности нашего времени. Проводится анализ книг З. Фрейда «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Моисей и монотеизм», работ К.Г. Юнга «Ответ Иову», «Психология и религия» и др. Реконструируются взгляды авторов на психологические корни и значение религии – как конструкта психики, защищающей себя от травмирующего воздействия окружающей реальности, или содержания коллективного бессознательного, способствующего индивидуации. Соответственно в качестве условия преодоления неврозов, с одной стороны, рассматривается отречение от религии, а с другой – обращение к религиозному опыту как источнику жизни, смысла и красоты.
Психолог, 2014-2
Артемьева О.А. - Советская психотехника: социальная биография научно-практического течения c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12015

Аннотация: История отечественной психологии 1920-1930-х гг. представляет редкий науковедческий материал. В это время под действием уникальных социальных условий наблюдался рост и ликвидация целого ряда научно-практических течений – психоанализа, педологии, психотехники. Обращение к истории развития каждого из этих течений позволяет вскрыть существенные закономерности социальной детерминации науки. В представляемой работе на основе анализа историко-научных, в том числе архивных, материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются трагические судьбы ее лидеров И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна. Выделяются этапы социальной биографии психотехнического течения как субъекта научной деятельности. Дается характеристика социальных условий его становления и ликвидации в советской России. В качестве результата социальной детерминации развития течения прослеживается смена методологических установок советских психотехников. При реконструкции «социальной биографии» советской психотехники анализировались основные публикации и личные документы ее научных лидеров, результаты историко-психологических исследований и официальные документы, регулировавшие деятельность советских психотехников в 1920–1930 гг. Проведенная работа позволила сделать вывод о зависимости развития научно-практического течения от таких социальных условий, как экономические, идеологические и политические. Особое внимание уделяется амбивалентному характеру влияния советской научной политики: с одной стороны, репрессии в отношении ученых-практиков приводили к подавлению исследовательской инициативы и ослаблению научно-технического потенциала страны, с другой – советская научная политика способствовала объединению научного сообщества на основе общих методологических принципов.
Психолог, 2013-3
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Теоретические основы изучения проблемы соотношения прикладной и практической психологии c. 249-270

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.599

Аннотация: В статье раскрывается проблема соотношения фундаментальной, прикладной и практической отраслей психологии. На основе анализа обобщающих работ В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, О.Г. Носковой, Т. Лихи, Р. Смита и других отечественных и зарубежных историков психологии делается экскурс в историю становления и развития прикладных и практических течений в психологии, прежде всего педологии и психотехники. Для анализа историко-научных и методологических закономерностей привлекается динамическая модель отношений теоретической психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии, предложенная Л.С. Выготским. Рассмотрение более поздних периодов выстраивания взаимоотношений отечественной фундаментальной психологии и психологической практики опирается на позиции А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.Г. Лидерса, И.Н. Карицкого. Раскрываются возможности разграничения прикладной и практической отраслей деятельности психолога-практика при помощи понятия ролевого кольца, предложенного Ю.М. Жуковым. В итоге в качестве важного основания классификации рассматриваемых направлений определяется структура взаимоотношений объекта и субъекта психологической деятельности; внутри практической психологии разводятся психология прикладная и собственно практическая. Обращение к истории развития практической и прикладной отраслей психологии в первой половине XX столетия позволяет сформулировать гипотезу о единстве основных закономерностей их развития. Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-2419.2012.6.
Психология и Психотехника, 2013-2
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Прикладная психология и психологическая практика: к истории и теории вопроса

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.2.7287

Аннотация: В связи с интеграционными процессами, происходящими в современной психологии, обосновывается актуальность проблемы соотношения фундаментальной, прикладной и практической отраслей психологии. В историко-научном контексте определяются основные направления ее решения проблемы. Рассматривается динамическая модель отношений теоретической психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии в работах Л.С. Выготского. Анализ более поздних периодов выстраивания взаимоотношений отечественной фундаментальной психологии и психологической практики опирается на позиции А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.Г. Лидерса, И.Н. Карицкого. Представлена попытка более детального разграничения прикладной и практической отраслей деятельности психолога-практика при помощи понятия ролевого кольца, предложенного Ю.М. Жуковым. В итоге в качестве важного основания классификации рассматриваемых направлений определяется структура взаимоотношений объекта и субъекта психологической деятельности; внутри практической психологии разводятся психология прикладная и собственно практическая. Обращение к истории развития практической и прикладной отраслей психологии в первой половине XX столетия позволяет сформулировать гипотезу о единстве основных закономерностей их развития.
Психология и Психотехника, 2011-5
Артемьева О.А. - Социальная биография советской психотехники
Аннотация: На основе анализа историко-научных материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются судьбы ее субъектов, этапы и условия становления и ликвидации научно-практического направления в советской России. Определяются особенности динамики методологических установок советских психотехников. Обосновывается зависимость развития прикладной отрасли науки от социальных условий: экономических, идеологических и политических. Отдельное внимание уделяется результатам государственного контроля над развитием фундаментальной и особенно прикладной науки; делается вывод о преобладании негативных последствий, связанных с ограничивающим характером научной политики в условиях тоталитарного режима.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.