по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ерзин Александр Игоревич
Национальная безопасность / nota bene, 2016-2
Ерзин А.И., Алистратова Е.Ю. - Проблема подростковой преступности в сети Интернет в аспекте изучения свойств личности киберагрессора

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.15867

Аннотация: Освещается проблема противоправного поведения в Интернет-пространстве. Рост преступности лиц подросткового и юношеского возраста наблюдается не только среди маргинальных слоев общества, но и, что вызывает наибольшие опасения, среди психически условно здорового населения. В статье рассматриваются психологические причины одного из основных проявлений противоправного поведения в Сети – преднамеренной киберагрессии. Авторами представлена классификация форм киберагрессии. Дан вероятностный психологический портрет киберпреступника, выделены ведущие мотивы совершения антисоциальных поступков лицами подросткового возраста в социальных сетях. Исследовано 40 подростков, состоящих из двух подгрупп. В первую подгруппу вошло 20 человек, проходящих реабилитацию в наркологическом диспансере г. Оренбурга, имеющих неоднократные приводы в полицию в связи с делинкветными действиями. Вторую погруппу составили 20 условно здоровых лиц без явных признаков социальной дезадаптации. Кросс-секционный дизайн исследования предполагал одномоментное структурированное интервью и заполнение подростками опросников, направленных на изучение личностных свойств и акцентуаций характера. В результате была выявлена взаимосвязь между опытом в роли виртуального агрессора и следующими свойствами личности: демонстративностью, педантичностью, агрессивностью и возбудимостью. Показано, что условно здоровые подростки, в отличие от лиц с проявлениями девиантности в реальном социальном пространстве, более склонны к преднамеренной виртуальной агрессии. Данное обстоятельство подталкивает к совершенствованию системы правовой регуляции социального взаимодействия пользователей сети Интернет, а также побуждает к разработке мер по профилактике отклоняющегося киберповедения.
Современное образование, 2016-2
Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. - Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) c. 65-83

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.15968

Аннотация: Предмет исследования – самоэффективность, проактивность и жизнестойкость как ресурсы личности, их роль в учебной деятельности студентов. Представлен краткий обзор современных исследований каждого из обозначенных психологических конструктов в психологии образования. Отмечается, что в комплексе проактивность, жизнестойкость и самоэффективность образуют психологическую основу самодетерминации. Их развитие приобретает большое практическое значение для психологического сопровождения субъектов образовательного процесса. Игнорирование этого аспекта обучения, по мнению автора, сулит потенциальную угрозу психологической безопасности учащихся. Было обследовано 67 студентов в возрасте 19-20 лет. Дизайн исследования – кросс-секциональный. Применялись шкала общей самоэффективности, шкала академического контроля и академической самоэффективности, методика «Проактивное поведение», тест жизнестойкости. Результаты исследования показали, что у студентов наблюдается умеренный уровень развития самоэффективности, проактивности и жизнестойкости. Общая самоэффективность положительно влияет на вовлеченность студентов в процесс обучения и их склонность к научно-исследовательской деятельности. От академического контроля и академической самоэффективности зависят показатели успеваемости. Установлено, что отдельные компоненты проактивности (саморефлексия и метамотивация) и жизнестойкости (вовлеченность и контроль) оказывают позитивное влияние на академические достижения и интересы студентов. С помощью структурного моделирования и конфирматорного факторного анализа были разработаны модели влияния вышеперечисленных ресурсов личности на успеваемость и академические интересы. Данные эмпирические модели могут быть использованы для апробирования программы психолого-педагогической интервенции, основанной на рассматриваемых психологических конструктах.
Психология и Психотехника, 2015-5
Ерзин А.И., Антохин Е.Ю. - Апробация методики диагностики проактивности в клинических выборках

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.13777

Аннотация: В статье представлены результаты апробации нового психодиагностического инструмента, направленного на определение уровня проактивности и анализ ее личностных компонентов (саморефлексии и самоуправления, прогнозирования и антиципации, спонтанности, внутреннего локуса контроля, метамотивации). Автором проактивность определяется как качество зрелой личности, которой свойственны высокая самодетерминация, принятие ответственности, способность делать осознанный выбор моделей поведения, а также прогнозирование жизненных событий. Создание новой методики продиктовано отсутствием в отечественной психодиагностике тестов, прицельно ориентированных на изучение проактивности как личностной черты. Первичная апробация методики осуществлялась на выборке, состоящей из 187 человек. В нее вошла группа условно здоровых лиц, группа больных шизофренией, группа наркозависимых, находящихся на различных этапах лечения. Эмпирическая валидность теста оценивалась с помощью методики «Проактивное совладающее поведение» Э. Грингласс, Р. Шварцера и С. Тауберта. С помощью авторской методики были выявлены достоверные различия по ряду параметров проактивности между подвыборками исследования. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что психически здоровым, адаптированным людям свойственны высокие показатели проактивности, в то время как при шизофрении и наркотической зависимости это качество личности проявляется в меньшей степени. Математико-статистический анализ выявил высокую однородность методики и пригодность пунктов опросника, тесно взаимосвязанных с интегральным показателем проактивности. Основные психометрические показатели методики, таким образом, позволяют судить о ее высокой надежности, валидности и внутренней гомогенности. Ограничения настоящего исследования, обусловленные малым объемом выборки, игнорированием гендерного и кросс-культурного аспекта, а также отсутствием респондентов, страдающих иными психическими и психосоматическими заболеваниями, в будущем могут быть сняты проведением дополнительных уточняющих исследованиях. Результаты данной работы могут представлять ценность для клинических психологов, разрабатывающих проблему нарушения целенаправленности поведения, спонтанности, целеполагания и антиципации при психической патологии.
Психолог, 2015-5
Ерзин А.И., Геращенко Н.А. - Образ благополучной старости в представлении студентов c. 76-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16173

Аннотация: Предметом исследования является структура представлений лиц юношеского возраста о благополучной старости. Авторы отмечают, что, не смотря на длительный период изучения благополучного старения в психологии, поведенческих науках и медицине, на сегодняшний день мало концепций, которые всесторонне описывают этот феномен. Назревает время пересмотра прежних критериев психологического благополучия пожилого человека. В добавлении ко всему, рассматриваемый авторами конструкт незаслуженно обделен вниманием со стороны отечественных психологов. Уточнить структуру образа благополучного старения можно лишь посредством создания и апробации новых психодиагностических инструментов. Отсутствие в отечественной психодиагностике методик подобного рода побудило авторов разработать собственный опросник. В статье представлены результаты первого этапа разработки и апробации опросника, направленного на диагностику образа благополучной старости у молодых людей. В исследовании приняли участие 100 человек – студенты медицинского ВУЗа. С помощью статистических методов анализа данных осуществлялась оценка основных психометрических показателей новой методики. Анализ показал, что текст опросника характеризуется высокой согласованностью и однородностью (α-Кронбаха = 0,908). Было выделено 6 субшкал, описывающих образ старости: «Здоровье», «Финансовое благополучие», «Социальное взаимодействие», «Временная перспектива», «Работа и хобби», «Личностный рост и позитивные эмоции». Все субшкалы коррелируют между собой, а также с интегральным показателем. Структурное моделирование позволило установить, что для опрошенных студентов высоко значимыми являются такие компоненты благополучного старения, как работа и хобби, социальное взаимодействие и здоровье. Наименьшую ценность для них представляет финансовое благополучие. Факторный анализ позволил выявить 6 дополнительных факторов, к которым относятся активность и оптимизм, самоуважение и самодостаточность, поиск возможностей, самообразование и качество жизни, целеустремленность и удовольствие от общения. Раскрытие факторной структуры образа благополучного старения проливает свет на представления молодых людей о том, как они будут себя вести и что для них будет ценным в пожилом возрасте. Следующим этапом будет проверка ретестовой надежности и нормализация методики в различных выборках. В целом, полученные результаты свидетельствуют о надежности опросника и указывают на перспективы его дальнейшей стандартизации.
Психология и Психотехника, 2014-6
Ерзин А.И. - Личностные предикторы проактивности у больных параноидной шизофренией

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.11998

Аннотация: Автор рассматривает проактивность как устойчивую характеристику зрелой личности, в норме проявляющуюся в самодетерминированном поведении, в готовности активно воздействовать на условия среды и обстоятельства жизни, в способности прогнозировать определенные события, ставить личностно-значимые цели и стремиться к их достижению. Изучены личностные детерминанты проактивного (самодетерминированного) поведения у лиц, страдающих параноидной шизофренией. Уточнено, что определяющими снижение проактивности и ее деструктивизацию у обследованных больных являются такие факторы как дезадаптивные установки в сфере межличностного общения, дефицитарность смысложизненных ориентаций (удовлетворенность лишь текущими событиями, редуцированная способность ставить долгосрочные цели, отсутствие ощущения контроля над собственной жизнью, низкие показатели интернальности). Показана роль бредовой симптоматики в искажении паттернов проактивного поведения при шизофрении, актуализирующего тенденции к избеганию социальных контактов и аутизации. Большинство из перечисленных особенностей коррелирует с низкими показателями проактивности, которые, в свою очередь, негативно влияют на уровень социального функционирования больных. Выявленные нарушения автор предлагает рассматривать в качестве мишеней психокоррекционного и психотерапевтического процесса, направленного на восстановление социальных и когнитивных функций у больных шизофренией.
Психолог, 2014-1
Ерзин А.И. - Проблема проактивности в психологии здоровья c. 94-124

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11536

Аннотация: Современные тенденции в исследованиях в сфере психологии здоровья красноречиво свидетельствуют об упрочении позиций позитивной психологии в области изучения факторов психопрофилактики и психогигиены. Одним из таких личностных факторов, по мнению автора, выступает проактивность как основа самодетерминированного поведения.В статье представлен анализ современного состояния проблемы проактивности в психологических исследованиях. Выделены ведущие критерии и параметры проактивного поведения, через призму которых автор предлагает рассматривать психологическое здоровье и его связь с эффективным функционированием личности. Представлена авторская модель проактивности в нормативном аспекте, включающая в себя мотивационный блок, блок анализа и поведенческий блок. Дана краткая характеристика структурным компонентам проактивного поведения, которые, по мнению автора, включают в себя жизнестойкость, самоэффективность, метапотребности, внутренний локус контроля, диспозиционный оптимизм, ценностные и смысложизненные ориентации личности. Показана роль проактивности в совладании со стрессом, в преодолении психологических последствий соматических заболеваний. Отражена взаимосвязь проактивного поведения и качества жизни в пожилом возрасте. Автор отмечает интенсивное проникновение идей позитивной психологии в психологию клиническую и видит перспективу дальнейших исследований функционирования личности в тесной связи с изучением личностных предикторов проактивности.
Психология и Психотехника, 2013-9
Ерзин А.И. - Проактивные личностные ресурсы у больных с острым нарушением мозгового кровообращения, находящихся на восстановительном лечении

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9233

Аннотация: В ходе исследования изучены личностные особенности проактивного поведения у больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) по ишемическому типу. Установлено, что ведущими личностными предикторами, ответственными за формирование проактивных паттернов, у обследованных пациентов выступают социально-детерминированные потребности (метапотребности) и свобода принятия решений. Наименее развитыми компонентами проактивности у больных с ОНМК являются способность к рефлексии и прогнозу последствий своего поведения, что, вероятно, обусловлено снижением когнитивных процессов. Наиболее часто в обследованной выборке встречаются такие проактивные копинг-стратегии, как проактивное, рефлексивное и превентивное совладание. Проактивная агрессия как намеренное жестокое поведение у обследованных пациентов проявляется значительно реже, чем реактивная агрессия. В ходе исследования было установлено, проактивные компоненты личности, проявляющиеся в стремлении больных к достижению значимых целей, могут быть использованы как личностный ресурс, влияющий на успешность восстановительной терапии.
Психолог, 2013-3
Ерзин А.И. - Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов c. 326-337

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.640

Аннотация: В статье представлен краткий обзор литературы по теме проактивной и реактивной агрессии. Согласно проведенному анализу, в современной психологии четко прослеживается тенденция изучать феномен агрессивного поведения с позиции реактивности, то есть агрессия в данном случае понимается лишь как ответная реакция на провоцирующие воздействия извне. Автор подчеркивает важность и необходимость введения проактивного компонента в теорию и практику исследования агрессии. В статье представлены данные эмпирического исследования проактивной агрессии у студентов. Согласно полученным результатам, для юношей характерен более высокий уровень проактивной агрессии, в то время как для девушек – реактивной. Также для мужской группы обследованных характерны такие формы агрессивного поведения, как физическая агрессия и негативизм, а для женской выборки – вербальная агрессия, раздражение и обида. Проективное исследование личности студентов выявило повышенную склонность к открытым агрессивным действиям у юношей. Приведены рекомендации по коррекционной работе с выявленными психологическими особенностями в обеих группах обследованных студентов.
Психолог, 2013-1
Ерзин А.И. - О проактивном совладающем поведении c. 89-100

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.274

Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-методологические основания феномена проактивного копинг-поведения. По мнению автора, в современной психологической науке больший акцент в исследованиях данной области делается на изучение традиционных копинг-стратегий, являющихся реактивными (адаптивными), то есть направленными на совладание с актуальными стрессовыми событиями. В то же время в отечественной психологии недостаточно данных о функционировании и роли в адаптации другого типа совладающего поведения – проактивного копинга. В статье проведен сравнительный анализ основных типов копинг-стратегий. Проанализированы функции и ключевые компоненты проактивного совладающего поведения. Представлена модель проактивного копинга. Автор полагает, что одной из тенденций развития современной отечественной психологической науки в ближайшее десятилетние станет именно исследование личностных ресурсов проактивного совладающего поведения.
Психология и Психотехника, 2012-12
Ерзин А.И. - Психологические особенности деструктивного поведения у больных шизофренией
Аннотация: Статья посвящена исследованию психологических особенностей, обуславливающих деструктивное поведение при параноидной шизофрении. Как показало следование, в Эго-структуре личности больных преобладают такие Эго-функции, как дефицитарная агрессия, деструктивная тревога, внешнее Эго-отграничение и нарциссизм. Анализ форм агрессивного поведения (по Buss и Durkey) показал, что в обследованной группе больных преобладают такие формы агрессии как подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Среди неосознаваемых тенденций и потребностей личности у больных шизофренией на первый план выходят такие потребности, как агрессия, самооправдание, избегание опасности, избегание неудач, понимание, отвержение. Выявленные особенности нуждаются в последующей психокорекционной и профилактической работе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"