по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Травин Илья Александрович
Человек и культура, 2021-2
Травин И.А. - Введение образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.2.35406

Аннотация: Предметом исследования является процесс введения образа северного оленя в бытие и быт древнесаамского населения. С позиции культурной преемственности ставится научная задача поиска культурологических подтверждений проживания древнесаамского народа (носителей южного генетического компонента саамского языка). Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения применительно к культуре и географического места расселения древнесаамского населения (носителей южного генетического компонента саамского языка). Географическим местом введения образа северного оленя в культуру древнесаамского населения определяется территория между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Анализ полученных данных даёт понимание культурологической ситуации в середине I тыс. до н. э. Образ северного оленя вводится как в декоративно-прикладное искусство, так и в культуру (в бытие и быт). Для более широкого рассмотрения вопроса проводится краткий анализ топонимов и климатических процессов того периода. Новизна данного научного исследования состоит в применении синтеза наук к вопросу понимания культурологических процессов, протекающих в среде древнесаамского населения в период его проживания между Верхней Сухоной и Верхней Волгой. Результатом работы является получение данных, конкретизирующих время и место введения образа северного оленя в культуру. Визуальное совпадение декоративных геометрических элементов в саамских узорах и в декоративных орнаментах региона даёт основания предполагать исторически общее основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве изучаемого региона. Из анализа данных логично следует предположение, что процесс введения декоративного образа в культуру саамского народа происходил в изучаемом регионе в конкретизируемое синтезом наук, время. Вывод научной работы состоит в предоставлении культурологических подтверждений проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой и протекающим в это время процессом формирования культуры.
Культура и искусство, 2020-10
Травин И.А. - К вопросу места и времени начала процесса формирования культуры саамского народа на примере культурной преемственности декоративно-прикладного искусства c. 17-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.10.34092

Аннотация: Предметом исследования является культурная преемственность декоративных элементов национального орнамента саамского народа. В свете миграционного прошлого, ставится вопрос о возможности ассимиляции древнесаамским населением элементов орнамента и внедрением их в свою культуру, одновременно с ассимиляцией слов. Особое внимание уделяется примерам явного совпадения элементов. Ставится научная задача поиска подтверждений проживания древнесаамского народа на территории северо-запада Костромской области РФ с позиции культурной преемственности. Методом проведения работы является синтез различных наук. Археологические исследования, вместе с данными исторических записей и исследования в области топонимии, дают факты для сопоставления данных в сфере культуры и декоративно-прикладного искусства. На основе анализа литературы, изображений, выстраивается цепь логических рассуждений. Анализ полученных данных даёт понимание визуального выражения культурного наследия региона и возможное ассимилирование элементов декора народом, покинувшим эту территорию сотни лет назад.   Результатом работы является предоставление доказательств наличия культурной преемственности при ассимиляции древнесаамским населением элементов декоративно-прикладного искусства других народов, определение временных рамок этого действия, и географического ареала. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декоративных узоров различных поколений и народов, вместе с фактом формирования общей базовой культуры народа. Вывод научной работы состоит в том, что получено доказательство наличия декоративных элементов марийского орнамента в саамском орнамента на основе анализа различных наук. Это подтверждает преемственность культурного наследия данного региона на протяжении множества поколений.
Культура и искусство, 2019-10
Травин И.А. - Элементы саамского орнамента в декоре строений северо-запада Костромской области как проявление преемственности в культурном наследии региона c. 1-6

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.30875

Аннотация: Целью работы является поиск элементов саамского орнамента в домовой резьбе северо-запада Костромской области РФ, и исследование их влияния на формирование культурного наследия региона. Предметом исследования являются декоративные деревянные элементы жилых домов региона и орнаменты вышивки и декора, применяемые народом саами на территории современного проживания. Особое внимание уделяется применению декора в настоящее время. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Методом проведения работы является визуальное фиксирование элементов декоративной резьбы, проведение сравнения с элементами орнаментов и украшений различных эпох и народов, распространённых в этом географическом ареале. На основе анализа литературы, изображений, выставленных в музейных экспозициях образцов, изучения археологических данных, выстраивается цепь логических рассуждений. Анализ полученных данных даёт понимание визуального выражения культурного наследия региона и современное применение элементов декора народа, покинувшего эту территорию тысячи лет назад. Результатом работы является предоставление доказательств присутствия элементов декоративных саамских узоров в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области, что доказывает преемственность культурного наследия региона в декоративно-прикладном искусстве. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декоративных узоров различных поколений и народов, проживающих в ограниченном географическом ареале. Вывод научной работы состоит в том, что получено доказательство наличия элементов декора саамского орнамента в современных формах декоративной резьбы северо-запада Костромской области, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона на протяжении множества поколений.
Культура и искусство, 2019-9
Травин И.А. - Преемственность культурного наследия в наблюдаемых элементах домовой резьбы северо-запада Костромской области (Буйский район) c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.9.30353

Аннотация: Целью работы является поиск архаичных элементов в имеющейся в наличии декоративной резьбе на домах Буйского района Костромской области РФ, и исследование их на предмет соответствия критериям преемственности культурного наследия. Предметом исследования являются декоративные элементы, выполненные из дерева, и закреплённые на жилых домах. Учитывая отсылки к семантике язычества, и применения данных элементов декора не только как украшения, но и как оберегающие от нежелательного воздействия на строение и жильцов, элементы, особое внимание уделяется общим и локальным типовым элементам декора деревянного строения. Методом проведения работы является визуальное фиксирование декоративной резьбы, проведение сравнения видимого декора с элементами украшений дохристанской эпохи, распространённых в этом географическом ареале, на основе анализа литературы и изображений. Анализ полученных данных даёт понимание цепи культурного наследия с применением элементов декора на протяжении нескольких сотен и даже тысяч лет. Результатом работы является представление доказательств присутствия в современных узорах декоративной домовой резьбы северо-запада Костромской области декоративных элементов периода бронзового века и неолита, треугольных элементов, характерных для жителей меря, что определяет преемственность культурного наследия в декоративно-прикладном искусстве домовой резьбы с неолита до наших дней. Новизна данного научного исследования состоит в применении метода сравнения декора прошлых поколений и текущего поколения применительно к небольшому географическому ареалу. Вывод научной работы состоит в том, что доказано наличие очень древних элементов декора в современных формах декоративного узора, что подтверждает преемственность культурного наследия данного региона.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.