по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Соколова Алла Николаевна
Культура и искусство, 2021-11
Соколова А.Н. - Виртуальная экскурсия по выставке черкесского костюма Мадины Хацуковой c. 69-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.11.36854

Аннотация: Исследуется творчество Мадины Алисаговны Хацуковой, известного кабардинского модельера, чьи костюмы носят гвардейцы охраны короля Иордании, артисты Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, известные государственные деятели Чечни, популярные певцы и музыканты, многочисленные молодые девушки в дни свадебных торжеств. Создана попытка представить творчество Мадины Хацуковой панорамно, с учетом всех интересов мастера. Показаны различные виды деятельности модельера – от ручной вышивки, плетения басонных изделий до создания выкроек и научных исследований по дешифровке узоров на музейных образцах старинных костюмов. Поводом для написания статьи стала персональная выставка национальных костюмов Мадины Хацуковой под названием «Тыгъэм игуащ» - «Княгиня солнца», которая состоялась в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в Майкопе в сентябре-октябре 2021 года. Новизна исследования состоит в первом комплексном представлении творчества Мадины Хацуковой, достаточно широко известному на Северном Кавказе и малоизвестного российскому читателю и поклоннику современного этнического костюма. Сознательно ограничив себя рамками традиции в крое и комплектации, Мадина экспериментирует с видами тканей, их сочетаниями и цветовыми решениями. Национальный костюм для адыга – не только и не столько знак прошлого, сколько символ культурного возрождения, этномаркирующий знак и этнически идентификационный символ. Своими изделиями Мадина Хацукова способствует высокой символической нагрузке традиционного костюма, формирует эмпатию к нему не только адыгов (черкесов), но и весь многонациональный народ России.
Культура и искусство, 2021-9
Соколова А.Н. - Содержание понятия «этническая живопись»: к постановке проблемы c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.9.36273

Аннотация: Рассматривается понятие «этническая живопись», анализируются отечественные и западные источники, в которых оно используется, показаны неоднозначные подходы в его определении. Установлено избегание использования понятия «этническая живопись» в отечественной науке в силу неопределенности и неоднозначности его содержания. Наиболее используемые в этой сфере остаются понятия «национальное искусство», «этнокультурные проявления», «территориально-этнический характер живописи», «национальные черты» и «национальное своеобразие художественных школ». В западной литературе понятие «этническая живопись» может относиться как к народному творчеству, так и профессиональному искусству. Рассматривается соотношение понятий «национальная культура» и «этническая культура». Материалом исследования является живописное искусство черкесов (адыгов) России и Турции. Используя методы компаративистики, сравнительной типологии и искусствоведческий анализ исследуется творчество современных художников-черкесов Турции и России, выявляются специфические и универсальные характеристики их творчества. Автором предложено считать «этнической живописью» произведения профессиональных художников, отвечающих определенным характеристикам. Выдвигаются основные признаки и функции пластического искусства, позволяющие определять его понятием «этническое». К ним относятся 1) фигуративные характеристики (визуализация мифологических и эпических героев и сюжетов, обрядовой и бытовой культуры); 2) трансляция этнических ментальных характеристик и ценностей; 3) конструирование этнической идентичности и солидарности средствами живописи; 4) приобщение к живописному искусству не только элиты, но и широких слоев общества; 5) использование государственного инструментария для распространения и популяризации живописного искусства через образование и просвещение; 6) понимание этнического искусства как важной составляющей национального искусства; 7) развитие этнического искусства через различные контаминации (этнокультурное содержание и модернистская форма или техника; модерновое содержание в традиционном жанре или форме).
Философия и культура, 2021-3
Соколова А.Н. - Визуализация музыки, музыкантов и музыкальных инструментов в художественном творчестве мастеров Адыгеи c. 1-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35413

Аннотация: Рассматривается живопись и графика художников Адыгеи, в сюжетах и образах которых изображаются музыкальные инструменты, музыканты и определенным образом визуализируется сама музыка. Выдвигается идея о том, что все наследие этого рода условно можно разделить на три группы. В первую входят произведения, воспринимаемые в качестве исторических документов, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных видов музыкальных орудий, способов игры на них, танцев, танцевальных позиций, движений и т.п. Сюда же входят живописные полотна с этнографически точным воспроизведением прошлой или настоящей реальности, через которую «слышится» музыка и «видится» движение. Вторая группа – это портреты известных музыкантов, оставивших заметный след в истории региональной культуры. Третья группа произведений, связанных с музыкой, музыкальными инструментами, танцем, – это произведения, в которых визуализируется нечто скрытое за привычной поверхностью вещей. В каждой группе существуют особая техника и способы визуализации музыки и музыкальных инструментов. Новизна исследования заключается в представлении художественных полотен мастеров Адыгеи, находящихся в фондах Северокавказского филиала Государственного музея Востока (г. Майкоп) и практически неизвестных широкому зрителю; в постановке темы, нацеленной на исследовании способов визуализации музыки, музыкальных инструментов и музыкантов в живописи и графике; в предложенной негомогенной классификации живописного наследия, связанного с музыкой, музыкальными инструментами и музыкантами, которая может быть имплицирована к любой другой региональной культуре; в определении роли этого вида культурного наследия для будущего поколения. Утверждается, что живопись и графика, экспонируемая в музеях, представляется не столько прошлым, сколько настоящим, включенным в культурную и эмоционально-психологическую жизнь современности.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-6
Соколова А.Н. - Оперный эксперимент или образец нового жанра? c. 22-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.40322

Аннотация: Рассматривается одна из пяти опер, представленных в 2019 году в рамках фестиваля «Архстояние», проходившем в деревне Никола-Ленивец Калужской области. На территории арт-парка в естественной среде среди полян, деревьев, пригорков, водоемов художники выстраивают арт-объекты, в пределах которых молодые композиторы показывают свои сочинения. Артем Пысь, недавний выпускник Московскоцй консерватории, представил полуторачасовую оперу «Тео / TEO / THEO». В статье анализируется идея, концепция сочинения, проводится анализ музыкального текста, ставится вопрос о будущем оперы как музыкального жанра. В работе использован метод целостного анализа, включающий краткую характеристику творчества молодого композитора, структурно-композиционный и содержательный разбор музыкального текста. Новизна исследования заключается в первой и единственной на сегодняшний день рефлексии на один из проектов Лаборатории современной музыки, в представлении неординарного сочинения, имеющего немало оснований стать в авангарде художественных достижений нашей страны. На основании исследования делается предположение об открытии нового направления в оперном искусстве, связанного как с сюжетными поворотами (главный герой оперы - виртуальный Тео / TEO / THEO), так и с постмодернистским "смешением" музыкальных жанров, оперных штампов и звуковых экспериментов, в том числе, связанных с человеческим голосом.
Культура и искусство, 2018-5
Соколова А.Н. - Приоткрывая тайны тюркской музыки РЕЦЕНЗИЯ на монографию Сауле Утегалиевой «Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика» (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). – М.: Композитор, 2013. – 529 с. c. 87-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26199

Аннотация: Рецензируется монография советско-казахстанского автора, доктора искусствоведения Сауле Утегалиевой «Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика» (на материале инструментальных традиций Центральной Азии), изданная в Москве в издательстве "Композитор". Подчеркивается значимость исследования, проводимого в течение тридцати лет, охватывающего огромный пласт инструментальных культур тюрков Центральной Азии и вскрывающего глубинные характеристики инструментальных звучаний. Автор монографии изнутри культуры объясняет смысловые и ценностные значения тюркских звуко-тембров, указывает на единство тюркского звукомира как по горизонтали (в отношении разных тюрков), по вертикали (в связи с использованием одних и тех же принципов звукоизвлечений для различных музыкальных инструментов) и по диагонали (в конструировании музыкальной формы инструментальных сочинений). Для написания рецензии использован метод критического анализа и применение принципов герменевтики в интерпретации причин порождения тех или иных авторских идей. Книга, вышедшая в Москве в 2013 году, до сих пор не была представлена широкому читателю в России. Рецензия может не только привлечь внимание к серьезной работе Сауле Утегалиевой, но и обозначить наиболее проблемные зоны современной инструментоведческой науки. Кроме того, в свете новой культурной политики в Казахстане и перехода казахского языка на латиницу перспектива российско-казахстанских научных связей не радужна. Возможно, что труд С. Утегалиевой - одно из последних фундаментальных исследований на русском языке в области исследования традиционной музыки.
Философия и культура, 2018-4
Соколова А.Н., Хватова С.И. - Актуальные вопросы изучения богослужебных практик и культовых искусств c. 62-71

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.4.25041

Аннотация: Доказывается необходимость объединения усилий ученых различных специальностей в деле изучения богослужебных практик и культовых искусств различных конфессий. Основным вызовом подобного целеполагания служит факт неразрывной связи социальной и конфессиональной жизни общества, наличия универсальных проблем в вопросах существования богослужебных канонов, способах их обновления, возможностях и статусе культовых искусств, включенных в обрядовые действия. Указывается на актуальность решения художественных проблем в связи с бурным строительством храмов,появления новых форм ритуальных практик. Описывая различные подходы и методы, необходимые для познания номинированной гуманитарной сферы, авторы указывают на определенные преимущества в получении новых знаний при условии синхронного и комплексного изучения богослужебных практик и культовых искусств различных конфессий и при сравнительно-типологическом подходе в изучении сакрального и светского искусств. Новизна исследования заключается в декларировании новой области гуманитарного исследования – иероартологии (от греч. ιερός, «священный»; art (англ) искусство; логия — (греч. logos слово; понятие, учение) т.е. изучении искусства, включенного в богослужебные практики, формирующее и содействующее «священности» и «святости» этих практик. Новая исследовательская область позволит раскрыть общее и специфическое в использовании канонических текстов в религиозных и светских искусствах; преодолеть неравномерности в изучении богослужебных практик различных конфессий; инициировать исследования современного богослужебного канона и культовых искусств буддистов, иудеев, мусульман, которые сегодня изучены фрагментарно; получить новые знания об авторах, работающих в сфере культового искусства или обращающихся к нему, как к частному средству в контексте светского.
Политика и Общество, 2017-10
Соколова А.Н. - Предупреждения и преодоления конфликтов в культуре курдов Адыгеи: прошлое и настоящее c. 105-113

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.10.24501

Аннотация: Объектом исследования является культура курдских переселенцев, составляющих на сегодняшний день более 13 % населения Красногвардейского района Республики Адыгея. Предмет исследования – предупреждение и преодоление конфликтов, практикующиеся в этногруппе, как одна из адаптивных форм «кочующего народа» и одновременно как способ самозащиты, обретения относительной социальной стабильности в принимающем сообществе. На основе «культурного портрета» курдов Адыгеи рассматриваются формы предупреждения, преодоления или решения этногрупповых конфликтов, которые, по мнению автора, определены традиционной культурой. Следование ей, сохранение ее канонов делает жизнь группы упорядоченной и предсказуемой. В создании культурного портрета курдов Адыгеи использованы параметры измерения культуры, предложенные Г.Хофстеде. Для понимания культурных особенностей этногруппы использованы исторический, сравнительно-типологический методы и метод включенного наблюдения. Новизна исследования состоит в научно-достоверном описании современного состояния этногруппы курдов Адыгеи, сравнительном анализе архитепических и современных социокультурных образов, по-новому окрашивающих этническую картину мира. Выводы связаны с построением двух прогностических сценариев развития этногруппы. В первом из них констатируется увеличение числа учащихся-курдов, обучающихся в старших классах, появление специалистов с высшим образованием, удовлетворительное владение русским языком, стратегия на внутриобщинное и межнациональное преодоление конфликтов. Второй возможный сценарий определяется диаспорным положением этногруппы, готовностью переезда в Курдистан в случае официального образования такого государства. Представляется, что конфликтов было бы гораздо меньше в случае сознательной работы по объяснению культурных ценностей, символов и поведенческих кодов всех национальных культур, входящих в состав Республики Адыгея.
Человек и культура, 2017-6
Соколова А.Н., Хотко Б.С. - Формы проявления сакрального мышления в культуре современных абхазов c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21629

Аннотация: Понятие «сакральное мышление»рассматривается в контексте терминологических проблем современной науки и как явление социокультурной практики современных абхазов. Предмет исследования - сакральное мышление в дискурсе отечественной и зарубежной науки. Авторы выдвигают гипотезу существования своеобразного "сакрального гена", как онтологического признака и знака сформированности ценностно-нормативных социальных ориентиров любого человеческого сообщества. Проведенный анализ позволил выделить две составляющие «сакрального мышления» абхазов: религиозную и социокультурную, ориентированные на сохранность этноса и его адаптацию к любым историческим метаморфозам. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа понятий "сакральное" и "сакральное мышление", используемые в современной научной практике, а также метод обобщения эмпирических данных, актуализирующих сакральное мышление. Научная новизна исследования заключается в утверждении целесообразности использования понятия «сакральное мышление» в современном научном дискурсе в силу его соотносимости с научным предметом. Следовательно, понятие «сакральное мышление» выступает рабочим термином, объясняющим и уточняющим изучаемое явление (действие). В то же время настоящий материал можно воспринимать как призыв к активному сотрудничеству специалистов из разных «дисциплинарных полей» в поисках так называемого «сакрального гена», участвующего в формировании и конструировании любой культуры.
Культура и искусство, 2017-4
Соколова А.Н. - Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Рецензия на книгу Заура Тутова «Мелодии моей судьбы». – М., 2016. – 224 с. c. 142-148

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.22321

Аннотация: Предмет исследования - книга Заура Тутова "Мелодии моей судьбы", выпущенная в авторской редакции в Москве в 2016 г. Имеющая 7 разделов (Детство, отрочество, юность; Становление; Надежды на перестройку; Тревожные девяностые; Работа в Правительстве КБР; Друзья по жизни и творчеству; Послесловие), книга дополнена десятками фотографий, перепечаткой интервью и выступлений знаменитого певца, отзывами людей, знакомыми с ним, интернет-ссылками на сайты, на которых можно слушать музыку в его исполнении. В рецензии использован метод аналитического препарирования авторского текста сквозь призму его творческой и общественно-государственной работы. Дается оценка его отношения к друзьям и коллегам по цеху, характеризуется гражданская позиция артиста, его отношение к званиям и наградам, роль певца в развитии советской и российской эстрадной музыки. Один из первых откликов на книгу З. Тутова может вызвать интерес к изданию и одновременно заставит читателя размышлять об истории российской эстрады, которая не ограничивается малым числом имен, постоянно "мелькающим" на голубых экранах. Книга З. Тутова - это исповедь его души, показатель судьбы обычного сельского паренька, поднявшегося на музыкальный Олимп в силу своего таланта и трудолюбия. Одновременно книга раскрывает характер мужчины-адыга, гордого, справедливого, для которого этнические ценности стоят на первом плане, но и сильны патриотические настроения. Он адыг и гражданин России, и этим гордится как артист и как человек.
Культура и искусство, 2016-6
Соколова А.Н. - Трансформация жанровой модели традиционной танцевальной музыки западных адыгов (черкесов)

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21243

Аннотация: Объектом исследования является танцевальная культура западных адыгов (черкесов), проживающих на территории современной Адыгеи. Предметом исследования становятся танцевальные жанры в совокупности музыкально-инструментальной, сюжетно-образной и пластической составляющих. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как причины деформации старой системы танцевальных жанров, причины, условия и каналы проникновения в танцевальную культуру "забытых" или иноэтнических жанров, порождение новых смыслов в реконструированных жанрах. Особое внимание уделяется проблеме художественных ценностей в вопросе репродукции и порождении новых художественных продуктов. В работе использованы методы сравнительно-типологического и системного анализа, а также эмпирические методы включенного наблюдения и неформального интервью с носителями культуры. Научная новизна исследования состоит как в самой постановке вопроса, связанного с попыткой выведения жанро-стилевой модели танцевальной музыки западных адыгов, так и в анализе причин и условий социокультурных изменений, обусловивших сложение новой системы. Основными выводами проведенного исследования является констатация обновления жанровой модели танцевальной музыки западных адыгов за счет освоения забытого, заимствования и переработки иноэтнического художественного наследия. При этом в культуре «приживается» то, что воспринимается как преемственность и наследование, что в значительной степени понятно современному обществу, соответствует его духовным потенциям и выражает его коллективное бессознательное.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.