по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хомяков Сергей Васильевич
Исторический журнал: научные исследования, 2023-6
Хомяков С.В. - Старообрядцы Бурятии в 1920-х И 1950-х гг.: трансформации жизненного уклада c. 79-91

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69182

Аннотация: Предметом исследования в статье является проблема трансформационного видоизменения различных сторон жизни старообрядцев Бурятии в 1920-е и 1950-е гг. Объектом исследования будет старообрядческое население Бурят-Монгольской АССР (с 1958 г. – Бурятской АССР). Исходя из цели сравнительного анализа трансформаций образа жизни старообрядцев в 1920-е и 1950-е гг., в данной статье рассматриваются такие аспекты темы, как: характеристика примеров как негативных, так и позитивных для сохранения идентичности процессов (атеистическая кампания, внедрение коммунистической идеологии, культурная модернизация) в обозначенные временные периоды, а также отношение поколений 1920-х и 1950-х гг. к этим процессам, позволяющее показать эволюцию различных социальных практик. Историко-генетический метод, использующийся для рассмотрения социальной группы в разные временные промежутки, необходим для демонстрации изменений образа жизни старообрядцев в 1920-е и 1950-е гг. Сравнительно-исторический метод был нужен при сравнении вклада советской власти и внутренних движений в среде старообрядчества в процесс упадка религиозной идентичности. Основные выводы проведенного исследования следующие. Атеистическая пропаганда, как и внедренная в среду старообрядцев коммунистическая идеология, являлись главными каналами инкорпорации группы в строящееся с 1920-х гг. единое советское общество. К 1950-м гг., исходя из устойчивого потенциала культурной идентичности староверов (даже при упадке религиозной), данные средства постепенно адаптировались в виде комплекса формальных инструкций и рекомендаций, что в свою очередь привело к трансформации жизненного уклада старообрядцев в контексте взаимного приспособления к реальности (социально-одобряемое поведение). Новизна исследования заключается в том, что в научный оборот вводятся личные воспоминания старообрядцев 1920-х и 1950-х гг. (из с. Надеино, Тарбагатайского района Бурятии), позволяющие сравнить реальное отношение людей к протекавшим процессам с официальной конъюнктурной позицией обозначенного периода.
Genesis: исторические исследования, 2022-12
Хомяков С.В. - Атрибуты идеологии коммунизма в старообрядческой деревне Бурят-Монгольской АССР (рубеж 1920–1930-х гг.) c. 96-108

DOI:
10.25136/2409-868X.2022.12.39379

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает проблема реального функционирования элементов коммунистической идеологии (спустя 10 лет власти большевиков) в условиях сельской местности, значительно отдаленной от столичного пролетарского центра как в территориальном, так и в мировоззренческом отношении. В данном случае – в старообрядческих селах Бурят-Монгольской АССР (БМАССР). Объектом исследования являются главные и вспомогательные институты советской власти в Тарбагатайском, Мухоршибирском, Бичурском аймаках БМАССР (рубеж 1920–1930-х гг). Рассматриваются такие аспекты темы, как: идеологическая жизнеспособность партийных и комсомольских организаций в сельских советах, а также влияние на жизнь старообрядцев советских праздников, шефства рабочих г. Верхнеудинска, работы товарищеских судов в колхозах, выступающих связующими практиками новой по содержанию, но традиционной по форме повседневности. Историко-генетический метод, необходимый для изучения эволюционных изменений явления, использовался при характеристике работы партийных и комсомольских ячеек у семейских в 1925–1935 гг. Историко-сравнительный метод, выделяющий общие и особенные черты различных предметов, был необходим при анализе деятельности сельских партийцев и комсомольцев, а также для описания различия эффектов новых бытовых практик. В качестве основного вывода исследования следует выделить то, что функционирование разнообразных институтов советской власти в старообрядческой среде БМАССР было акцентировано на внешней, материальной стороне жизни (создание культурного и образовательного пространства, основ для новой, коллективной экономической действительности). Внутренняя, идеологическая сторона происходящих изменений в большинстве своем пока не находила своего проявления в работе местной («старообрядческой» в кадровом отношении) советской власти. Новизна исследования заключается в том, что в научный оборот вводятся архивные сведения, показывающие, что трансформация старообрядческого сообщества Бурятии – внутренний процесс, не соотносящийся напрямую (но косвенно связанный) с активными действиями советской власти.
Исторический журнал: научные исследования, 2022-6
Хомяков С.В. - Образ жизни старообрядцев Бурятии: кризис религиозной идентичности в 1920-х гг. c. 102-113

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.6.39320

Аннотация: Предметом исследования в статье является проблема трансформации образа жизни старообрядцев Бурятии до и в 1920-е гг. и их реакций на всё более усиливающееся вторжение в быт структур советской власти. Объектом исследования является старообрядческое население Верхнеудинского уезда Забайкальской области (с 1923 г. - Бурят-Монгольской АССР). Рассматриваются такие аспекты темы, как: осмысление упадка духовной жизни старообрядцев, отмечавшегося исследователями до 1920-х гг. (тенденция перехода религии в разнородный комплекс бытовой обрядности, усиливающийся отказ от запретительных практик) и изучение степени реального влияния советской власти на объективно менявшееся с начала XX в. мировоззрение староверов. Сравнительно-исторический метод, необходимый для сопоставления сторон различных явлений и выделения общего и особенного, был необходим при разборе неодинакового отношения к советской власти со стороны старообрядцев разных поселений. Историко-генетический метод, применяющийся для изучения изменений явления во времени, использовался при анализе трансформации старообрядческой идентичности в XIX – начале XX вв. Основные выводы проведенного исследования следующие. Для старообрядческого населения Бурятии 1920-е гг. стали временем кризиса его религиозной идентичности, вызванным постепенной трансформацией её смыслов, их адаптации к той действительности, в которой было сложно сохранять свои устои из поколения в поколение в неизменном состоянии. Советская власть и её концепция атеизации и «культурной революции» в деревне стали при этом лишь дополнительным фактором для кризиса идентичности. Новизна исследования заключается в том, что в научный оборот вводятся сведения из архивов и газет, позволяющие показать косвенный характер действий советской власти в отношении упадка традиционного образа жизни старообрядцев.
Исторический журнал: научные исследования, 2019-6
Хомяков С.В., Соболева А.Н. - СТАРООБРЯДЧЕСТВО БУРЯТИИ: УПАДОК ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СМЕНА УКЛАДА (1900 – 1920-е гг.) c. 22-30

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.6.31329

Аннотация: Предметом исследования являются трансформации в образе жизни старообрядцев Бурятии в начале XX в. Объектом исследования выступает старообрядческое население Верхнеудинского уезда Забайкальской области (с 1923 г. – Бурятской АССР). Авторы рассматривают такие аспекты темы как: тенденции, менявшие жизнь старообрядцев уезда; отношение разных поколений старообрядцев к своему укладу и внешнему воздействию на его обособленное положение (в области образования, здравоохранения и религиозной нравственности), и к новым атрибутам, пришедшим в жизнь вместе с советской властью (технический прогресс, появление молодежных организаций); Историко-сравнительный метод, сопоставляющий стороны различных явлений и раскрывающий общие и особенные черты, применялся при сравнении отношения старообрядцев к мероприятиям царской и советской власти. Историко-генетический метод, необходимый для изучения явления во времени показал динамику изменений в образе жизни старообрядцев при смене поколений. В качестве основных результатов можно выделить следующее. Упадок традиционного образа жизни старообрядцев Бурятии был нарастающим явлением, усиливавшимся при смене поколений. Если для старообрядцев XVIII–XIX вв. жизнь в изолированной от внешней среды общине была желательной и необходимой для сохранения своей веры, то в начале XX в. такой образ жизни становится все более неприемлемым, особенно для молодого поколения. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот архивных сведений, позволяющих говорить о факторах, обусловивших значительные перемены в восприятии мира: снижение роли старообрядческой религии в жизни молодежи, острая потребность в образовании, распространение норм иного образа жизни, борьба советской власти с «пережитками прошлого».
Исторический журнал: научные исследования, 2018-6
Хомяков С.В., Соболева А.Н. - Старообрядческая молодежь Бурятии в начале XX в.: изменение образа жизни c. 48-56

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.6.28152

Аннотация: Предметом исследования является трансформация традиционного образа жизни старообрядческого населения Бурятии в начале XX в. на примере его молодого поколения. В качестве объекта исследования выступает старообрядческая молодежь Бурятии. Авторы рассматривают такие аспекты темы как: объективное состояние социального климата в «семейском» селе в начале XX в.; культурные, политические и идеологические преобразования советской власти, ориентированные, прежде всего, на молодежь; и реакцию на них со стороны разных поколений старообрядцев. Историко-генетический метод, предполагающий изучение изменений явления во времени, был необходим для характеристики образа жизни "семейской" молодежи в дореволюционный период и в 1920-е гг. Историко-сравнительный метод, дающий сопоставление сторон различных явлений и раскрывающий общие и особенные черты, применялся, в частности, для сравнения воспитания молодежи со стороны сельской общины и советской власти. Авторами делаются выводы о том, что привлечение советской властью в союзники молодежи "семейских" становится одной из главных задач в вопросе включения этой замкнутой религиозной группы населения в активно строящееся единое советское общество. А для самой молодежи эти годы явились периодом возникновения возможностей изменить жизнь, повысить свою грамотность, самостоятельно выбирать род занятий, переехать в городское пространство. Новизна исследования заключается в том, что в научный оборот впервые вводятся архивные материалы, которые содержат рассказы старожилов "семейских" сел о дореволюционном образе жизни молодежи. Это позволяет отчетливее показать кардинальные изменения, произошедшие в дальнейшем в этой социальной группе старообрядцев Бурятии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.