по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шинкарецкая Галина Георгиевна
Право и политика, 2022-1
Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. - Соотношение прав и интересов приполярных и других государств в использовании Арктического региона c. 12-22

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.1.37286

Аннотация: Суровые природные условия Арктики в течение многих столетий делали почти невозможным хозяйственную деятельность в этом регионе. В результате международного обычая сложилась норма признания особых прав приполярных государств на установление здесь собственного правопорядка. Арктические страны, применив общепризнанную Конвенцию ООН по морскому праву, установили в регионе свои зоны юрисдикции, что позволяет им добывать природные живые и минеральные ресурсы, а также распространили свою юрисдикцию на судоходные пути, которые требуют постоянного труда по их содержанию, а также значительных инвестиций, так что эти судоходные пути по своему положению приближаются к статусу каналов. Однако потепление климата, таяние льдов превратили Арктику из изолированного региона с ограниченной геополитической и геоэкономической значимостью в следующий большой рубеж возможностей для стран всего мира.    В настоящее время не существует единого всеобъемлющего договора относительно использования Арктики. Правопорядок состоит из региональных и субрегиональных соглашений, национального законодательства и мягкого права. Приполярные государства активно и широко использовали положения Конвенции ООН по по морскому праву 1982 года для установления пределов и правового режима зон своей юрисдикции в Северном Ледовитом океане. В мае 2008 года пять прибрежных арктических государств по итогам переговоров подписали так называемую Илулиссатскую декларацию, выразив одобрение сложившимся тенденциям развития правопорядка в Арктике. На современном этапе для обеспечения интересов Арктических государств в регионе, как политических и экономических, так и иных (например, глобальной безопасности и охраны особо чувствительной к негативным воздействиям окружающей среды региона), крайне необходимо сформировать единую позицию прибрежных государств по всему спектру ключевых региональных проблем, с учетом возрастающей активности неарктических стран, все чаще заявляющих о своих национальных интересах в Арктическом регионе.
Международное право, 2022-1
Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. - Влияние Арктического совета на формирование единого правового пространства в Арктическом регионе: реалии и перспективы c. 29-39

DOI:
10.25136/2644-5514.2022.1.37287

Аннотация: Арктический совет был создан в соответствии с Оттавской декларацией 1996 года в качестве «форума высокого уровня» для обеспечения сотрудничества в Арктике. В центре его полномочий стоит содействие устойчивому развитию и охране окружающей среды в Арктике. Проведенные в начале 2000-х годов под эгидой Арктического совета научные исследования позволили получить более ясное и объёмное представление о проблемах Арктики и путях их решения. На современном этапе Арктический совет стал чем-то вроде координирующего центра развития арктического правопорядка. Он служит местом переговоров, выяснения позиций отдельных государств по конкретным вопросам и установления возможных путей решения проблем. При его содействии приарктическими государствами были заключены некоторые договоры. Помимо государств Арктической восьмёрки, имеющих решающие полномочия на принятие решений в Совете, равно как и право обсуждать политику Совета и руководить его шестью рабочими группами, в состав Совета были приняты страны наблюдатели из числа неарктических государств, которые ограничены в своих полномочиях в рамках Совета. В настоящее время Арктический совет признается международным сообществом как ведущий и ответственный организатор правопорядка в Северном Ледовитом океане и даже представляет интересы не только приарктических, но и неарктических государств. Привлечение неарктических государств к работе в Арктическом совете может повысить эффективность его деятельности в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды, а также их участие в его деятельности обеспечит их приверженность достигнутым в рамках Совета результатам и поможет позиционировать Совет как наиболее логичное и подходящее место для формирования международной координации в Арктике.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.