ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Юнина Екатерина Александровна
Genesis: исторические исследования, 2019-12
|
Юнина Е.А. - Фотоателье с женским лицом. Супруги Уссаковские: семейный и творческий союз в социокультурном пространстве Тобольска конца XIX – середины XX вв. (опыт историко-культурного анализа и региональной биографики) |
|
c. 93-158
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.12.31893
Аннотация: Представлены результаты персонифицирования истории развития фотографического дела г. Тобольска в конце XIX – середине XX вв. на примере биографий И. К. Уссаковского и его супруги, владелицы одного из самых популярных в городе фотоателье – М. М. Уссаковской. Методологической основой работы является историко-генетический, описательно-повествовательный, ретроспективный, источниковедческий метод, историко-антропологический и микроисторический подходы, с применением научного инструментария биографики, метода исторической реконструкции. На основе вновь выявленных архивных документов и опубликованных данных, анализа продукции и рекламных анонсов ателье М. Уссаковской впервые комплексно реконструируется частная история и профессиональная деятельность семьи Уссаковских в соответствии с политической обстановкой в стране. 37 лет павильон М. Уссаковской являлся одним из ведущих общественно-культурных заведений Тобольска в области фотографического обслуживания. Наиболее активными его посетителями были выходцы из привилегированной части населения. После смены политического режима ателье достаточно быстро «встроилось» в трансформированную структуру городской повседневности. Первенство мастера фотографии в супружеском тандеме принадлежало И. К. Уссаковскому. На нем лежала доминирующая профессиональная нагрузка по выполнению практических задач в мастерской в физическом и организационном плане. М. М. Уссаковская исполняла роль правомочного представителя семейного бизнеса, вела дела и заключала договоры с действующей властью.
Genesis: исторические исследования, 2018-12
|
Юнина Е.А. - К вопросу использования фотографических материалов в реконструкции городской повседневности западносибирской провинции конца XIX – начала XX вв. на примере региональных фотоколлекций |
|
c. 32-57
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.12.28535
Аннотация: Целью статьи является обзорная характеристика изготовленных фотографическим способом визуальных источников, применяемых в процессе реконструкции образа жизни граждан российской периферии, моделей повседневности разнообразных социальных, профессиональных и возрастных групп городского населения конца XIX – начала XX вв. С целью детального и поэтапного изучения вопроса на данном отрезке исследования круг источников был ограничен коллекциями фотографий Тобольска и Тюмени. Впервые проводится описание и введение в научный оборот комплекса фотографий нескольких местных коллекций, находящихся на постоянном государственном музейном хранении, а также в частных и семейных архивах. Методологической основой исследования стало применение принципов исторической антропологии и визуальной истории в сочетании с микроисторическим подходом, заключающемся в рассмотрении локальных фотособраний различного уровня. Микроисторический подход конкретизирован изучением местных коллекций с применением системного и структурно-функционального анализа, комплексного и описательного подходов, историко-типологического метода, а также наиважнейших при работе с фотографическими коллекциями методик музейной классификации и атрибуции. Научная новизна определяется использованием фотодокументов в качестве базовых и самостоятельных источников в изучении истории повседневности западносибирских городов в период активного развития фотографической индустрии в России, пришедшейся на рубеж XIX–XX вв. Фотодокументы дают репрезентативный материал для изучения ключевых компонентов городской повседневности, среди которых особенности общественной и приватной среды обитания, специфика культурных и общественно-научных практик, религиозно-сакральная, профессионально-деловая, учебная, досуговая сферы жизнедеятельности горожан, предметно-бытовая и духовная сторона семейной повседневности.
|